К 50-летию кончины святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника

Святой новомученник Афанасий (Сахаров)  Ровно полвека назад, 28 октября 1962 года, преставился ко Господу святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, исповедник. Большой знаток богослужения и церковного Устава, святитель Афанасий прожил трудную жизнь, более тридцати лет в разное время проведя в заключении. Он родился 2 июля 1887 года.

Когда Господь порадовал чету — Григория и Матрону Сахаровых — рождением сына, имя младенцу было выбрано несколько необычным образом. Отец написал на бумажных «жребиях» имена особенно чтимых им угодников Божиих (святителя Николая, преподобного Сергия и владимирского чудотворца благоверного князя Александра Невского), а потом поднес их младенцу, с тем чтобы он сам выбрал себе имя. Новорожденный ухватился пальчиками за жребий с именем преподобного Сергия. Позже на вопрос своей крестной: «Сережа, кем ты хочешь быть? Хочешь быть врачом?» (Она сама была врач) — он ответил: «Нет, мама крестная, я буду архиереем».

Девяти лет Сережа поступил в Шуйское духовное училище в 1896 году. Учение давалось нелегко: однажды мальчик даже оставался на второй год в 3-м классе. Но в 1902 году ему удалось успешно окончить учебу и поступить во Владимирскую духовную семинарию.

Большое влияние на юного семинариста оказывал преосвященный Николай (Налимов), который с 1905 по 1914 год возглавлял Владимирскую епархию. Сережа прислуживал Владыке и однажды во время литургии, подавая архиерею умываться, со страхом заметил, что кувшин пуст. Он растерялся, но тут же получил возможность испытать на себе снисходительность Владыки. Преосвященный Николай, покрыв любовью его промах, «умылся» без воды, и заминка в службе была сглажена.

Успешно окончив семинарию, Сергей Сахаров поступил в Московскую Духовную Академию, которая тогда цвела, возглавляемая преосвященным Феодором (Поздеевским), епископом Волоколамским: Алексей Лебедев, Василий Ключевский, Александр Голубцов, Евгений Голубинский, Митрофан Муретов, Николай Каптерев — вот неполный перечень профессоров будущего святителя.

При этом постриг молодого человека откладывался, поскольку Сергей настаивал на сохранении своего имени в монашестве, против чего категорически возражал преосвященный отец ректор Феодор (Поздеевский). Наконец, 12 октября 1912 года выпускник академии Сергей Сахаров был пострижен в монашество с именем святителя Афанасия Пателария, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца.

Через два дня, 14 октября, его посвятили во иеродиакона, а 17 октября — в сан иерея. Нового иеромонаха назначили преподавателем Полтавской Духовной Семинарии по литургике и гомилетике.

В Полтаве он прослужил всего один учебный год (с октября 1912 года по сентябрь 1913 года). Тогда же стало известно, что преподаватель по литургике и гомилетике требуется во Владимирской семинарии. Свое прошение в Синод о переводе на родину отец Афанасий решил подать лично и, приехав в Санкт-Петербург, прямо с вокзала направился к обер-прокурору Святейшего Синода Владимиру Саблеру. Тот был одет в парадную форму и готовился куда-то ехать сопровождать Государя, но, увидев молодого иеромонаха, спросил: «Чего вы, батенька, хотите?» Отец Афанасий изложил свою просьбу. Саблер поинтересовался у секретаря, не подписано ли назначение преподавателя во Владимирскую Семинарию, и тут же приказал внести в приказ имя иеромонаха Сахарова.

В 1914 году на место епископа Николая во Владимирскую епархию был назначен преосвященный Алексий, человек резкий, придирчивый и деспотичный. Однако после революции 1917 года съезд духовенства и мирян епархии постановил отрешить его от кафедры, избрав на это место архиепископа Финляндского и Выборгского Сергия (Страгородского), кандидатуру которого горячо поддерживал иеромонах Афанасий. Считая насущно необходимым делом исправление нового издания богослужебных книг, отец Афанасий очень уважал митрополита Сергия.

Популярность иеромонаха Афанасия в народе росла. Он и личный секретарь митрополита Сергия иеромонах Серафим наперебой произносили проповеди, организовав даже «проповеднический кружок». Любили отца Афанасия и за добродушный характер.

Тот же Владимирский съезд избирал представителей на Всероссийский Поместный Собор 1917—1918 года. От монашествующих был избран и преподаватель Владимирской Семинарии иеромонах Афанасий (Сахаров).

Будучи специалистом по литургике, иеромонах Афанасий работал в богослужебном отделе Собора. Вместе с профессором-египтологом Борисом Тураевым принимал участие в составлении службы Всем Русским святым, которая в числе прочих была запрещена Патриархом Никоном, «зане в греческих типицех не обретается». В синодальный период текст оказался утрачен, а сам праздник забыт. Работу над этим богослужебным текстом Владыка Афанасий продолжал и в последние годы своей жизни.

По обстоятельствам времени после восстановления патриаршества и решения наиболее неотложных дел Поместный Собор был преждевременно закрыт.

Ко времени иеромонашества отца Афанасия относится рассказ о том, как происходило вскрытие мощей владимирских чудотворцев и как затем они были выставлены напоказ.

Вскрытие 1919 года установило, что тело святого благоверного князя Глеба Андреевича, умершего в 1174 году, оказалось мягким и, спустя века, кожу можно было схватить пальцами: она отставала, как у живого. Святому благоверному князю Георгию Всеволодовичу татары отсекли голову в бою 1238 года. При вскрытии мощей в 1919 году подтвердилось, что она приросла к телу, однако шейные позвонки были смещены и срослись неправильно. Вскрывавший мощи врач заявил впоследствии о наличии чудесного факта.

В Успенском кафедральном соборе Владимира расставили длинные столы, покрыв их церковными покровами, на которых аккуратно расположили святые мощи. В ожидании народа владимирское духовенство установило в соборе дежурство по два человека, и первыми дежурили иеромонах Афанасий и псаломщик Александр Потапов с чрезвычайно высоким голосом. Едва открылись двери, как он громко возгласил: «Благословен Бог наш...», — а в ответ ему под сводами древнего собора разнеслось звонкое до пронзительности «аминь», и начался молебен владимирским угодникам. Входящий народ стал креститься, класть поклоны и ставить свечи у мощей. Таким образом, намеченное богохульство обратилось в торжественное богослужение у святынь. Инициатором установления дежурств был иеромонах Афанасий, который тогда уже был членом епархиального совета как представитель монашествующих (1918—1920).

В сан архимандрита иеромонах Афанасий (Сахаров) был возведен 2 февраля 1920 года и 10 февраля назначен наместником Богородице-Рождественского монастыря Владимира, прослужив в обители до ее закрытия: с 1 июля 1921 года он стал настоятелем монастыря в Боголюбове. 10 июля 1921 года архимандрит Афанасий (Сахаров) был хиротонисан во епископа Ковровского. Архиерейская митра стала для него подлинно терновым венцом...

Александра Боровик

Церковный вестник

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий