Кириллъ, архіепископъ Александрійскій

He смотря на то, что св. отецъ во всѣхъ этихъ произведеніяхъ высказался съ достаточною ясностію, — для предубѣжденнаго противъ него Ѳеодосія виновность Кирилла ал. въ произведенныхъ смутахъ и даже приверженность къ ереси Аполлинарія продолжали казаться фактомъ несомнѣннымъ. Вотъ почему св. отецъ въ то время, когда императоръ освободилъ его изъ заключенія и далъ ему возможность отправиться къ своей паствѣ, нашелъ благовременнымъ еще разъ попытаться раскрыть истину предъ очами самого императора и оправдать свои собственныя убѣжденія, а также оттѣнить заблужденія Несторія. Съ этою цѣлію онъ написалъ лично къ самому императору свое второе апологетико-полемическое сочиненіе подъ заглавіемъ: «Апологетическая рѣчь къ благочестивѣйшему царю Ѳеодосію» (Migne gr. t. LXXVI, col. 453-488). Каковъ былъ въ частности результатъ даннаго сочиненія, — неизвѣство; но тѣмъ не менѣе несомнѣнно, что къ концу 30-хъ годовъ отношенія императора къ св. Кириллу ал. явно взмѣнились, и самъ «Александріецъ» предсталъ предъ его очами въ своемъ истинномъ видѣ. Ѳеодосій теперь уже замѣтно склоняется на сторону Кирилла ал. и предпринимаетъ цѣлый рядъ административно-дипломатическихъ мѣръ, направленныхъ къ тому, чтобы привлечь къ его воззрѣніямъ всѣхъ враждующихъ съ нимъ представителей антіохійской партіи. Да и сами антіохійцы (Ѳеодоритъ киррскій, Іоаннъ антіохійскій), утомленные въ долгой борьбѣ съ призраками неправославія св. Карилла ал., къ концу 30-хъ годовъ, видимо, перемѣняютъ свои взгляды на своего противника. Итакъ, всеисцѣляющее время произвело, наконецъ, свое благодѣтельное воздѣйствіе и обѣ противныя партіи подали другъ другу руку примиренія. И замѣчательно, что св. Кириллъ ал. въ моментъ этого примиренія представлялъ изъ себя торжествующаго побѣдителя. Онъ, со своей стороны, согласился на празнаніе антіохійскаго символа, составленнаго отцами антіохійской партіи, но только потому, что онъ былъ вполнѣ православнымъ исповѣданіемъ вѣры въ божественно-человѣческое лицо Искупителя міра, во въ то же время Кириллъ ал. не отказался отъ своихъ сочиненій и въ частности отъ своихъ «анаѳематизмовъ», а также и отъ осужденія Несторія, какъ еретика. Отцы же антіохійской партіи (Іоаннъ, Ѳеодоритъ, Павелъ Емесскій и др.) должны были признать не только самое исповѣданіе вѣры св. Кирилла ал., особо составленное имъ и пославное въ Антіохію, какъ образецъ истинно-православной вѣры, но еще подписаться подъ осужденіемъ и самой личности Несторія. Послѣдній, — какъ извѣстно, — въ 435 г., былъ единогласно и уже окончательно осужденъ всею христіанскою церковію и долженъ былъ въ полной безызвѣстности закончить свою жизнь(въ 440 г.). Послѣ всѣхъ упорныхъ трудовъ св. Кириллъ ал. долженъ былъ наконецъ, насладиться, результатами достигнутаго имъ торжества истины и въ мирѣ и спокойствіи дожить остатокъ дней своихъ. И въ этотъ предсмертный періодъ своей жизни онъ успѣлъ написать новое замѣчательное произведеніе, которое на этотъ разъ было посвящено общему опроверженію взглядовъ знаменитаго императора Юліана-богоотступника. Юліанъ умеръ еще въ 363 г. и плодомъ своей богоотступнической, направленной противъ христіанства, литературной дѣятельности, оставилъ обширное произведеніе подъ заглавіемъ: «Рѣчи противъ христіанъ». Теперь это сочиненіе почти все утрачено (за исключеніемъ незначительныхъ отрывковъ, изданныхъ Neumann’омъ), но тогда — во времена самого Юліана — имѣло большое распространеніе среди общества и заключало въ себѣ очень обстоятельное и рѣзкое опроверженіе христіанства, при томъ главнымъ образомъ на основаніи источниковъ самого же христіанскаго вѣроученія. Несомнѣнно, оно производило очень много соблазновъ не только среди язычниковъ, но и среди самихъ христіанъ, однако до временъ св. Кирилла ал. оно не было опровергнуто представителями христіанской вѣры. Только св. Кириллъ ал., — спустя цѣлое полустолѣтіе со временъ его выхода въ свѣтъ, — написалъ на него (вѣроятно, въ 433 г., a по мнѣнію Баронія — въ 439 г.) обширное, обстоятельное и сильное опроверженіе въ двадцати книгахъ, подъ заглавіемъ: «Объ истинной религіи христіанъ противъ Юліана» (Migne gr. t. LXXVI, col. 557-1064). Изъ числа двадцати книгъ этого сочиненія до нашего времени сохранились въ полномъ видѣ только первыя десять книгъ, посвященныя опроверженію первой части (изъ 3) указаннаго сочиненія Юліана. Этотъ противникъ христіанства, главнымъ образомъ упрекая христіанъ въ томъ, что они не слѣдуютъ ни закону Моисееву, ни ученію философовъ, при этомъ старается доказать превосходство философскаго языческаго ученія какъ предъ ветхозавѣтнымъ, такъ и предъ новозавѣтнымъ ученіемъ. По его мнѣнію, несостоятельность христіанства явствуетъ еще и изъ того; что между основами его ученія — именно между Ветхимъ и Новымъ Завѣтомъ — существуетъ полное противорѣчіе. Для доказательства этого положенія Юліанъ приводитъ цѣлый рядъ выдержекъ изъ текста Священнаго Писанія Новаго и Ветхаго Завѣтовъ, при чемъ выказываетъ чисто внѣшнее буквальное пониманіе этого текста, которымъ онъ пользуется бóльшею частію въ формѣ отрывочныхъ безсистемныхъ положеній. Въ виду этого и св. Кириллъ ал. значительную долю своего сочиненія отводитъ выясненію подлиннаго смысла приводимыхъ Юліаномъ мѣстъ Священнаго Писанія, и на основаніи внутренняго значенія ихъ доказываетъ возвышенность христіанскаго вѣроученія и превосходство его предъ языческою философіей. — Сочиненіе это было посвящено самому императору Ѳеодосію и за свои внутреннія и внѣшнія качества заслужило похвалу современниковъ. Даже бл. Ѳеодоритъ — его антагонистъ — превозвосилъ это сочиненіе своими похвалами, и, между прочимъ, частію на немъ основалъ свое примиреніе съ знаменитымъ александрійцемъ. — Кромѣ означеннаго апологетическаго сочиненія, св. Кириллъ ал. въ послѣдніе годы своей жизни написалъ еще полемическое произведеніе направленное противъ заблужденія автропоморфитовъ, этихъ лжеучителей, которые имѣли ложное представленіе о существѣ Божіемъ, не лишенномъ, будто бы, нѣкоторой тѣлесности, и не вѣрили въ то же время въ освящающую силу божественныхъ даровъ, оставляемыхъ до слѣдующаго дня. Противъ этихъ лжеучителей, распространявшихъ свое ученіе главнымъ образомъ среди монаховъ горы Каломонской, св. Кириллъ ал. и написалъ свое произведеніе подъ заглавіемъ: «Противъ автропоморфитовъ» (Migne gr. t. LXXVI, col. 1065—1132). Фесслеръ (Instit. patr. II, 568 sq.) считаетъ это сочиненіе неподлиннымъ, но безъ достаточныхъ основаній. — Значительная доля литературной производительности отлилась у Кирилла также въ форму обычныхъ церковныхъ бесѣдъ и писемъ. Изъ множества рѣчей, о которыхъ упоминаютъ его современники, до нашего времени сохранилось 46. Изъ нихъ 29 такъ называемыхъ пасхальныхъ посланій или пасхальныхъ рѣчей (Migne gr. t. LXXVII, col, 391-396) были написаны имъ въ качествѣ обычныхъ пастырскихъ посланій, обычно разсылавшихся александрійскими пастырями предъ праздникомъ Пасхи. Большинство другихъ рѣчей посвящено рѣшенію различныхъ догматическихъ вопросовъ и, между прочимъ, вопросу объ отношеніи естествъ въ личности Христа и о названіи Маріи Дѣвы Богородицею. Такимъ образомъ, многія изъ рѣчей св. Кирилла ал. (особенно семь вышеупомянутыхъ ефесскихъ бесѣдъ) прямо и непосредственно примыкаютъ къ его противонесторіанской полемико-догматической дѣятельности. Что касается писемъ св. Кирилла, то ихъ всего сохранилось до нашего времени 68. Изъ нихъ нѣкоторыя только въ отрывкахъ; бóльшая часть на греч. яз., а незначительная часть въ переводѣ на лат. яз. (Migne gr. t. LXXVII col. 9-390). Всѣ письма главнымъ образомъ составляютъ отзвукъ полемической противо-несторіанской дѣятельности Кирилла ал. и имѣютъ весьма важное значеніе, какъ историческіе документы, могущіе пролить значительную долю свѣта на противонесторіанскую эпоху христіанской жизни. Многія изъ нихъ не лишены значенія и въ догматическомъ отношеніи, въ особенности тѣ три письма, которыя были написаны св. Кирилломъ ал. къ Несторію, a также и тѣ, которыя составляютъ результатъ его переписки съ Іоанномъ антіохійскимъ, Ѳеодоритомъ и другими антіохійскими отцами.

Среди такой многотрудной дѣятельности и протекла жизнь св. Кирилла ал., этого главнаго дѣятеля бурной противонесторіанской эпохи. Св. александрійскій пастырь, одинъ изъ достойныхъ преемниковъ св. Аѳанасія Великаго, умеръ по однимъ даннымъ въ 444 году (вѣроятно, 9 іюня), a по другимъ — въ 445 г. (28 января). Латинская церковь чтитъ его память 28 января, а православная 8 іюня и 18 января (Acta sanct. Bolland. in 28 Jan).

Св. Кириллъ ал. при всемъ обиліи своей литературной производительности, имѣетъ главное и выдаюшееся значеніе, какъ литературный противникъ еретика Несторія. Его противонесторіанскія сочиненія, посвященныя детальному выясненію догматическаго вопроса объ образѣ соединенія двухъ естествъ въ единой личности Богочеловѣка Христа, составляютъ цѣлую эпоху въ исторіи христіанской мысли,при чемъ въ рѣшеніи даннаго вопроса св. Кириллъ ал. имѣетъ для христіанскаго самосознанія особый авторитетъ. Высокое уваженіе къ нему древней церкви, какъ учителю вѣры по данному вопросу, засвидѣтельствовали сами вселенскіе соборы. 3-й — ефесскій и 4-й — халкидонскій — всел. соборы два посланія св. отца къ Несторію и одно (4-е) къ Іоанну Антіохійскому признали правиломъ вѣры для всѣхъ временъ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “Кириллъ, архіепископъ Александрійскій”

  1. admin:

    Ссылочку скините?

Оставить комментарий