Оправдание Иоанна Златоуста и перенесение его мощей в Константинополь

Сторонники Иоанна Златоуста в Константинополе и Антиохии отказывались признать Аттика и Порфирия законными епископами, вследствие чего образовался иоаннитский раскол.

Перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста. Фрагмент иконы Первая попытка примирения с иоаннитами была предпринята в Антиохии.

Преемник Порфирия Александр (414-424) был настроен на перемирие со всеми раскольниками. Он первым внес имя Иоанна Златоуста как епископа в диптихи (ранее исключенное) (Theodoret. Hist. eccl. V 35) и вернул кафедры восточным епископам Паппе и Елпидию, которые были низложены Порфирием за приверженность Иоанну Златоусту.

В 415 г. еп. Александр обратился в Рим с предложением восстановить церковное общение. Это предложение было рассмотрено еп. Иннокентием I и специальным Собором 20 италийских епископов и римских клириков. Действия еп. Александра по примирению как с иоаннитами, так и с евстафианами были одобрены. В Антиохию были отправлены 2 послания Римского епископа (Innocent. I, Papa. Ep. 19, 20): одно официальное, за подписью 20 епископов, 2-е личного характера, где еп. Иннокентий выражает желание поддерживать постоянную переписку с еп. Александром, чтобы быть в курсе дел, происходящих на Востоке. По антиохийским вопросам еп. Иннокентий консультировался с нашедшим прибежище в Риме Иоанном Кассианом, который ранее был диаконом у Иоанна Златоуста. Хотя в посланиях еп. Иннокентий упоминает о консультациях с Иоанном Кассианом только по вопросу о евстафианах, не исключено, что затрагивалась и проблема иоаннитов.

Антиохийские послы привезли еп. Иннокентию также письма еп. Акакия Веррийского, бывш. противникаИоанна Златоуста, который изъявлял желание восстановить общение с Римом. Ответное послание еп. Акакию было поручено передать через еп. Александра. Дело еп. Акакия разбиралось Собором 20 епископов, на котором было принято решение по этому вопросу (в послании не уточняется какое именно). Еп. Акакию еп. Иннокентий ответил, что требует от него лишь оставить злобу на иоаннитов и присоединиться к действиям еп. Александра, что еп. Акакий должен будет засвидетельствовать перед Римским епископом, — этого будет достаточно для его принятия в общение (Idem. Ep. 21).

Македонский еп. Максимиан, находившийся в 415 г. в Риме, по-видимому, как представитель епископов Вост. Иллирика (Idem. Ep. 18), выступил с инициативой примирения с Римом и Константинопольского еп. Аттика. Тот не ответил на его предложение, и тогда еп. Максимиан письменно просил Римского епископа проявить инициативу. Однако в ответном письме еп. Иннокентий заявил, что с радостью пойдет на примирение с Аттиком, если тот, как еп. Александр Антиохийский, направит в Рим послов с данным предложением и оправдает Иоанна Златоуста. Но Аттик медлил с решением, т. к. внесение в диптихи имени Иоанна Златоуста означало бы, что Аттик занял Константинопольскую кафедру незаконно при жизни законного епископа (Idem. Ep. 22). Еп. Иннокентий написал также своему представителю в Константинополе пресв. Бонифацию (участнику неудавшегося посольства 405-406 гг. и впосл. его преемнику на Римской кафедре), поручаая ему поддерживать связи с теми, кто ратуют за восстановление Аттиком общения с Римом, однако следовать в этом намеченному Римским престолом курсу: примирение станет возможным только после оправданияИоанна Златоуста и офиц. обращения к Римскому епископу (Idem. Ep. 23). Когда в 416 г. по частным делам в Константинополь прибыл еп. Александр Антиохийский, столичные иоанниты собрались вокруг него и устроили манифестацию против еп. Аттика. Александр попытался склонить Аттика к примирению с Римом. В результате под давлением извне и изнутри (со стороны своей недовольной паствы), посовещавшись с имп. Феодосием II и с префектом претория Анфимием, Аттик внес имя Иоанна Златоуста  в константинопольские диптихи.

Восстановление общения Рима с Константинополем прошло более незаметно, чем с Антиохией; неизвестна даже точная дата этого события — оно датируется окончанием правления Иннокентия I († 417). Возможно, еп. Аттик не желал излишней огласки. В послании к свт. Кириллу Александрийскому (преемнику еп. Феофила с 412), объясняя свое поведение, он заявил, что включил имя Иоанна Златоуста в диптихи вынужденно, ради сохранения мира в Церкви (Atticus Constantinopolis. Ep. 75 // PG. 77. Col. 348-352). Он также коснулся событий в Антиохии, когда по смерти еп. Александра его преемник Феодот попытался вычеркнуть имя Иоанна Златоуста из диптихов, однако возмущение народа заставило епископа вновь восстановить его имя. В ответном письме свт. Кирилл назвал поступок Аттика глупым и сравнил его с включением Иуды в число апостолов (Cyr. Alex. Ep. 76 // PG. 77. Col. 352-360). Однако, вероятно, упорство свт. Кирилла продолжалось недолго: участники Карфагенского Собора (419) в послании к Бонифацию I, еп. Римскому, упоминают Александрийскую кафедру как находящуюся в общении с Римом (Munier C. Concilia Africae. Turnhout, 1974. P. 160. (CCSL; 149)). Свт. Кириллу не приходилось надеяться на перемену политики Римского престола, с которым были солидарны Константинополь и Антиохия, особенно после того как преемником Иннокентия I на кафедре стал бежавший в Рим и причисленный к местному клиру Зосим (417-418), ранее бывший диаконом у Иоанна Златоуста.

Литургическое поминовение Иоанна Златоуста впервые было совершено 26 сент. 428 г. в Евдоме.

Инициатором и совершителем этого торжества стал недавно поставленный Константинопольским епископом Несторий (Marcellinus Comes. Chronicon an. 428 // MGH. AA. T. 11. P. 77), как и Иоанн Златоуст, вышедший из среды антиохийского клира. В конце 437 — нач. 438 г. свт. Прокл Константинопольский (434-446) убедил имп. Феодосия II издать распоряжение о переносе останковИоанна Златоуста из Коман в столицу. Останки были перевезены морем; в Константинополь они прибыли 27 янв. 438 г. поздно вечером или ночью. Вся гавань и вход в Боспор были наполнены лодками, на которых люди с зажженными светильниками встречали процессию. Имп. Феодосий, склонившись над гробомИоанна Златоуста, произнес молитву о прощении своих родителей Аркадия и Евдоксии.

Захоронены мощи были в константинопольской ц. св. Апостолов (Theodoret. Hist. eccl. V 36; Socr. Schol. Hist. eccl. VII 45), служившей усыпальницей императоров и епископов Константинополя. Это событие стало фактически актом канонизации Иоанна Златоуста и окончательно примирило с Константинопольской Церковью оставшихся иоаннитов.

Д. В. Зайцев

Православная энциклопедия

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий