Отец Дионисий из скита Колицу. Слепой старец

– Старец, ваша повседневная жизнь в келье осталась такой же, как прежде?

– Да. Из-за того, что мы провели некоторое время в скиту Магура у себя на родине, мы были хорошо знакомы с уставом. С тех самых пор ничего не изменилось. Днем мы работали и очень уставали, но, тем не менее, ночью говорили: «На родине мы читали правило, последование, а здесь в “саду Богородицы” ляжем спать?». И, несмотря на то, что в течение дня мы работали, ночью мы поднимались и выполняли свой монашеский долг. Мы соблюдаем свои обязанности, как и монастырь. Нет иного пути, если хочешь стать старцем. Таков устав – читать правило и службу. Это дает нам надежду на помощь Божьей благодати в достижении нашей цели. А нашей целью всегда было и будет удостоиться Царствия Небесного. И если в чем-то мы слабы, Богородица, Которая покрывает Своей любовью весь мир, помогает нам, посещает нас и никогда от нас не отдаляется. Если мы хотим быть рядом с Богородицей, разве Она нас оставит? Необходимы лишь стремления и борьба.

Как сейчас проходит Ваша жизнь в келье?

– Сейчас вместе с братией, которую подарил нам Господь, мы придерживаемся распорядка, который переняли у наших отцов. С 1.30 до 2.00 ночи мы все должны встать. Сначала читаем правило в келье, затем в 3.00 по субботам, воскресеньям и праздникам, когда один из братьев бьет в било, мы спускаемся в церковь. Монастырь позаботился о том, чтобы у нас был священник, дьякон и другие отцы, пятеро молодых монахов и четверо пожилых – это вся наша братия. Слава Богу. У нас все хорошо.

Нам повезло, что отцы из Ватопедского монастыря очень нас любят. Они добрые и праведные. У нас нет ничего, кроме Бога, Богородицы и монастыря. В чем бы мы ни нуждались, наши духовные отцы оказывают нам помощь. Если есть необходимость, куда мы идем? В монастырь к своим духовным отцам и они помогают нам. Мы всегда говорим им правду. Последние годы Господь испытывает меня с моими глазами. Я совершенно не вижу, ослеп после глаукомы. С годами мое здоровье становится хуже. Но, слава Богу.

– Сейчас в Вашем возрасте и с Вашим недугом, вам удается исполнять монашеские обязанности и правило?

– На данный момент все очень хорошо. Слава Богу.

– Вы посещаете службы?

– Конечно, пока я не пропустил ни одной. Господь дает мне силы, и я всегда присутствую в церкви. Слава Богу.

– Можно предположить, что все эти годы Вы переживали и счастливые, и тяжелые моменты: духовная борьба и борьба за выживание. Какой Вы видите вашу жизнь сейчас?

С духовной точки зрения, все было хорошо. У нас были духовные старцы, которые всегда подсказывали нам верный путь. И мы думали: то, что говорил нам старец, – это сам Бог говорит через него. Мы беспрекословно слушались их, и все было хорошо. Что касается материального, то здесь, действительно, были сложные моменты. Сначала партизаны, потом немцы. Тогда мы бедствовали, голодали. Я помню, один старец дал нам 2 лиры. У нас совершенно не было хлеба, и мы пошли в келью Иверского монастыря и купили за одну золотую лиру десять килограмм кукурузы. Это были тяжелые времена. На материке люди умирали от голода. Мне случилось быть в Салониках во время немецкой оккупации. Я видел там мальчика, просящего хлеб. Но ему бросали немецкие марки, желая помочь. Хлеба совсем не было. Его привезли позже, на лодках, но мальчик к тому времени умер. Мне было так жаль его! Говорят, очень многие погибли. Но Богородица оберегала Святую Гору. Иногда мы ели траву, иногда еще что-то. Но никто не умер от голода. Это были очень тяжелые времена. Но Богородица помогала нам и делает это по сей день.

– В эти тяжелые годы Вы вспоминали свою родину?

– Прошло столько лет, но я хорошо помню те годы. Мы были благодарны за все. И даже в те моменты, когда нам было тяжело, мы благодарили и славили Бога, никогда не говорили: «Как жаль, что мы оставили свою родину!». В Румынии на тот момент все было благополучно. Сейчас же ситуация ухудшается с каждым годом. Нечего есть, люди уезжают за границу, потому что не могут выжить. Но что поделаешь…

– Многие паломники, посещая Святую Гору, приходят и к Вам. Как Вы думаете, что привлекает их в таком отдаленном скиту? Какие тревоги они приносят с собой из внешнего мира?

– Так как мы живем в последние времена, люди встревожены и жаждут истины, знаний о Боге. Люди видят, что человечество в опасности, оно идет по ложному пути. Они держатся за земное и, хотя должны быть образцом жизни во Христе, совершают постыдные вещи. И поскольку каждый христианин имеет в себе благодать Бога и святого крещения, несет в себе Тело и Кровь Христовы, которых он причащался ранее или сейчас, то совесть не дает ему покоя, если он видит, что человечество идет по ложному пути. Поэтому столько паломников приезжает на Афон для беседы. Что им остается? Они понимают, что смертны и каждого ожидает вечность – ад или спасение. Они часто спрашивают: «Как мы сможем спастись в обществе, в котором живем?».

Старец, каким Вы видите настоящее и будущее Православной Церкви в современном мире, ведь она подвергается нападкам и ее враги, как видимые, так и скрытые, преумножаются. Как, по Вашему мнению, должны жить православные христиане в третьем тысячелетии, какое духовное «снаряжение» и духовные «припасы» им необходимы?

– Как сказано в Священном Писании, враги православия умножаются. Мы живем в последние времена. «Апостолы» Антихриста стараются расчистить себе путь. Но, как писали святые отцы Церкви, пока православие находится в расцвете, они не смогут его победить. Они хотят поставить Православную Церковь на колени и подготовить царство «мерзости запустения» (Матф. 24:15).

До тех пор, пока православие будет продолжать свое свидетельство, противоборствующие ей силы, враги Христа никаким образом не смогут возобладать. Поэтому враги православия предпринимают различные попытки расстроить наши ряды. Мы обязаны, в силу того, что Господь удостоил нас знать истинный путь к спасению и входу в Царствие Небесное, хранить Его заповеди, осознавая, что это необходимо не только для нашей пользы, но и для предотвращения катастрофы. Но нам необходимо терпение и благоразумие. Если мы ленимся, значит, мы фальшивые христиане. Мы должны просить Господа просветить нас и помочь нам явить себя миру, как настоящих православных христиан. Этому пути, благословленному апостолами и святыми отцами, надеюсь, последуем и дойдем до конца и мы. Но необходимо терпение. Поскольку тысячи героев веры свидетельствовали об истинном Христовом пути, мы должны брать с них пример и быть терпеливыми. Когда мы склоняемся перед Господом в покаянии, не прекращаем своих молитв, Он обязательно нам помогает. Господь заботится о каждом из нас. Он думает о нашем спасении больше, чем мы сами. Ведь большинство из нас находится во тьме. Нечистый дух ввел нас в заблуждение, и, как результат, мы обладаем множеством страстей. Таким образом, мы часто забываем идти к Господу, Который зовет нас каждый миг нашей жизни. Он говорит нам: «Идите, идите ко мне, какими бы уставшими вы ни были, как бы далеко вы ни были от Меня, здесь вы обретете спасение и отдохновение». Будем же стараться спастись, и да будет Бог нам в помощь.

– Могли бы Вы рассказать нам о каких-нибудь случаях, пережитых на Афоне, которые показывают особенное покровительство Богородицы и ее святую помощь?

– Здесь, в саду Богородицы, мы постоянно, на протяжении всей жизни чувствуем Ее поддержку.

Я падал четыре раза. Один раз врач спросил: «Он еще жив? Как это возможно?».

В другой раз, когда мы перевозили на пяти ослах вещи из Капсалы, на одном из больших подъемов я попал в капкан. Я не знал, что это было. К счастью, на мне была обувь. Но с Божьей помощью капкан не захлопнулся, не сработал. Если бы он закрылся, то мне отрезало бы ногу. Разве не была это помощь Божья? Это было чудо, явленное Богородицей и святым Георгием. Я видел множество других чудес, совершенных Богородицей.

– За годы, проведенные на Святой Горе, Вы познакомились со многими просвещенными людьми. Что Вы считаете основой духовной жизни сейчас, когда грех проявляется повсюду, запутывает людей и приводит их в тупик? Чего должен остерегаться человек, желающий жить духовной жизнью и быть рядом с Богом?

– Конечно, такие люди были в моей жизни, я познакомился со многими старцами. Но задумайтесь. Как бы высоко ты не поднялся, сатана всегда будет испытывать тебя гордостью. Сказать: «Я стал кем-то» – значит пасть. Смиренный грешник гораздо лучше гордого «святого», потому что каждый миг этот «святой» рискует пасть и не раскаяться. В то время как смиренный грешник может покаяться в любой момент. Мы знаем тысячи примеров, когда грешники достигали высот святости. Поэтому мы должны стараться всегда быть смиренными, чего бы мы ни достигали в духовной жизни. Если в нас нет смирения, это все усложняет. Мы не сможем преодолеть небесных мытарств, через которые каждый из нас должен пройти. Как пишут святые отцы, на каждом мытарстве бесы говорили святому Антонию: «Ты победил нас, Антоний, ты победил» – на что он отвечал: «Еще нет, еще нет». Так было на каждом мытарстве, потому что бесы и тогда имели возможность искушать его гордостью. Видишь? Поэтому святой, как пишут святые отцы, прибыв к Небесному Отцу, вернулся и сказал бесам: «Теперь, с Божьей помощью, я вас победил». Гордость – самый страшный грех. Как бы ты не преуспел, если соблазнишься сказать: «Я добился чего-то, я лучше других» – это означает падение, напрасную растрату сил. Если благие дела не основываются на смирении, мы никогда не сможем ничего достичь в духовной жизни.

 – Как человек может научиться этой добродетели?

– Человек должен иметь убеждение, что для всякого начинания необходимо смирение. Что бы человек ни делал, что бы он ни просил у Бога, если он делает это без смирения, Бог ничего ему не даст. Он не приблизится к Богу и не объединится к Ним. Нужно сердцем понять, как ты недостоин, а не только на словах. Это должно исходить от души. Говори себе: «Я недостоин». Говори и верь.

 – Старец, сейчас в мире много как благочестивых семей, так и тех, которые имеют множество серьезных проблем, внутренних и внешних. Как родители должны вести себя по отношению к детям, какую позицию им следует занять?

– Они не должны забывать заветы Церкви. Не следует говорить: «Не утруждайся, пусть ребенок сидит перед телевизором, он еще маленький». Видишь ли, телевизор – это ловушка, расставленная дьяволом, чтобы разрушать личность человека уже с детства. Родители говорят: «Ничего страшного, пусть смотрит». Но что ребенок там видит? Сильные мира сего могли бы быть праведными христианами, могли бы показывать детям образцы нравственности и приносить миру пользу. Но создается впечатление, что они хотят развратить детей и с детства разрушить их личность, показывая им аморальные сцены, взращивая в невинных детских сердцах зло, вместо того, чтобы учить добру, показывая хороший пример. Мало людей сейчас ходит в церковь. Служители церкви – иереи, дьяконы – должны являть пример чистоты. Но как ты можешь быть чистым, если с детства наблюдаешь безнравственность по телевизору? Люди должны очень стараться. Советы по спасению крайне просты. Но мы носим в себе страсти, которые подкрепляются миром и телевизором. Они не дают нам найти путь к Богу. Но необходимо прилагать усилия. Родитель должен нести ответственность за духовную жизнь ребенка уже с самого раннего возраста. Чтобы встать на путь спасения, дети должны полюбить православие и заветы Церкви, не нужно позволять им наблюдать безнравственные сцены по телевизору. Ведь все, что видит ребенок в детстве, запечатлеется в его сердце и не забудется. Вот что плохо. Но если родители будут стараться, то Господь воздаст им. И когда Господь призовет их, когда они будут стоять перед Небесным Отцом, они скажут: «Вот я и дети, которых Ты дал мне (Ис. 8:18)». Но дети должны быть хорошими. Часто родители говорят: «Мало ли что сказал священник, зачем я пойду в церковь?». И это вместо того, чтобы настойчиво учить ребенка с детства. Господь воздаст за все. Конечно, это непросто. Дети попадают в плохие безбожные компании, и сами того не понимая, развращаются. Но необходимо терпение. Мы должны прикладывать усилия, ведь мы знаем, какой путь правильный. Если не знаем – это другой вопрос. Но мы, православные христиане, обладаем всеми возможными благами.

– Старец, как вы относитесь к византийской музыке на церковных службах?

– Я научился византийскому пению от истинно православного человека, отца Иакова. Его учителем, в свою очередь, был известный монах Нектарий Влахос. Церковная музыка – это музыка ангелов. Многие святые были прославлены Богом, но только певчих благословила Богородица и подарила им по монете, как рассказывается в житии преподобного Иоанна Кукузеля и преподобного Григория Доместика. На небе поют ангелы. Православие и все христиане поют во славу Божию. И Господь хочет этого. Если во время пения певчий вникает в суть написанных слов, это не может не радовать сердце и не возвышать разум к Богу. И в Румынии, когда я уезжал оттуда в 1926 году, пели византийским распевом. Сейчас, как мы слышали, ситуация изменилась. Появились многоголосные хоры. Но еще остались монастыри, которые хранят византийскую традицию.

Дьявол постоянно обрушивает на нас тысячи различных искушений. Как человек сеет пшеницу, так и сатана сеет в наших сердцах различные страсти. И если мы принимаем эти семена, они прорастают, а прорастая, укореняются – увы. Их тяжело искоренить. Это относится ко всем страстям.

 

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий