Озарённая

        Золотой пояс

Завещание князя Димитрия Донского при его жизни никто не посмел бы оспорить: если умрёт старший сын Василий, на московском престоле воссядет следующий сын, Георгий (Юрий). Оно звучало как закон, и содержание его всем было известно.

Настал час – Василий умер в 1420 году. Тело его ещё остывало, а безутешная вдова, около трёх десятков лет прожившая с ним в мире и согласии, сочиняла вместе с митрополитом Фотием наказ немолодому уже  князю Юрию Звенигородскому – не искать престола в Москве, а присягнуть её несовершеннолетнему сыну. Покойный князь Василий, утверждала София, оставил в своём завещании московский престол не Юрию, а юному княжичу Василию, ещё не готовому ничем управлять, однако София и её отец Витовт не сомневались, что сумеют делать это за мальчика.
Завещание великого князя Василия не было поддельным, как шепотком утверждали некоторые. За несколько лет до смерти он, под напором Софии и Витовта, уже пытался отписать престол тому же сыну. Осталось два проекта его завещания. Третий обнародовали сразу после смерти князя Василия Димитриевича. Младшие сыновья Димитрия и Евдокии – Андрей, Пётр, Константин – безропотно приняли это нарушение воли отца, но законный наследник престола, звенигородский князь Юрий был возмущён. Его право попрали! Открыто выразил несогласие, но, ожидая «литовской ловушки», уехал подальше от Москвы в  своё второе владение Галич, дав понять тётке Софии, что не сдаётся. Стал собирать союзников, чтобы войском идти на Москву. Медлил. Остерегался Витовта.

Через пять лет Витовт умер. Звенигородский князь тут же вынес семейную распрю на суд в Орде. Заручился поддержкой мурзы по имени Тегиня, опасаясь, и не без оснований, что ханам будет приятно нарушить завещание самого князя Димитрия Донского.
Весной 1432 года Орда вызвала Василия II и его дядю князя Юрия Димитриевича Звенигородского. Князь отправился сам. Юношу Василия София посылать опасалась. Поручила защищать интересы сына боярину Всеволожскому. Пообещала ему: «Добудешь в Орде ярлык – женю его на твоей дочери».
Иван Димитриевич Всеволожский вёл свой род от смоленских князей. Был женат на внучке великого князя нижегородского. В Орде умело добился победы для сына Софии. Однако по возвращении в Москву узнал, что она передумала и решила – не дочь Всеволожского, а Мария, внучка Владимира Андреевича, князя Серпуховского, литовка по бабушке Елене Ольгердовне, будет её невесткой. Старенькая Варвара-Айша, узнав про коварство Софии, вспомнила Коломну.

– Тогда, – рассказывала Варвара, – две свадьбы праздновали в Коломне: Димитрия с Евдокией и Николая Вельяминова, сына княжеского тысяцкого с Марьей. Обе невесты – суздальские княжны. Родные сёстры. Марью, по старшинству, суздальские бояре хотели сосватать за московского князя Димитрия, но отец обеих княжон настоял, чтобы младшая Евдокия стала московской княгиней. Якобы мысль про Евдокию сразу пришла ему в голову, когда решил отдать юному московскому князю золотой ярлык на великое княжение. Разные были сёстры. Марья большая, громкая. Евдокия тихая, тонкая, необыкновенная. Словно небесное создание.

У тысяцкого Василия Вельяминова было на той двойной свадьбе в Коломне занятие собирать подарки и относить их в укромную камору. Ключ от неё держал при себе. Желая ли утвердить старшинство своей невестки Марьи, тысяцкий подменил золотой пояс, подарок тестя московскому князю Димитрию, своим поясом, попроще? Или хмельной был сверх меры?

Вспомните, в начале этого повествования говорилось, что Евдокия в день своей свадьбы видела, как Василий Вельяминов выходил из каморы, и пояс, блеснувший золотом, заметила в его широком рукаве. Спустя много лет проявился золотой пояс.
Семья Вельяминовых годами его прятала. Князь Димитрий, похоже, точно знал, кто взял пояс. После смерти старика Вельяминова вообще отменил чин тысяцкого. Из недоверия к этой семье?

Мужу Марьи, сестры княгини Евдокии, Николаю Вельяминову жёг ладони украденный пояс. Он и вложил его в приданое дочери, отдав её замуж за уже известного нам боярина Всеволожского, который тоже знал про пояс. Когда княгиня София обманула его, он вложил пояс в приданое своей внучки, выдав её за прозванного Косым сына князя Юрия Звенигородского. Переметнулся к нему в услужение. Назло Софии.

Так золотой пояс перешёл во владение семьи звенигородского князя, подлинного, по завещанию Димитрия Донского, наследника московского престола.

София Витовтовна срывает золотой пояс с Василия Звенигородского (Косого). Картина П.П.Чистякова. 1861

И случилось…

1433 год. В московском Кремле празднуют свадьбу великого князя Московского Василия II с княжной Серпуховской Марией. В разгар веселья в ухо княгини Софии вползают слова, прошептанные каким-то доброжелателем:

– Смотри в оба, княгиня. На Ваське Косом, сынке звенигородского князя, золотой пояс. Подарок Димитрию Ивановичу от тестя в день его свадьбы с Евдокией. Этот пояс принадлежит твоей семье, княгиня. Звенигородские хотят отнять московский престол. Не дай им воли.

Княгиня София медлит, хотя действовать готова. Ей ли не помнить, как однажды услышала от уже вдовой свекрови о пропавшем золотом поясе. Княгиня Евдокия тогда сказала:

– Золотой пояс находится в тайниках нашей семьи. Пусть и будет там. Он – предмет распри между моими сыновьями. И между их потомками. Пояс – знак власти. Носить его следует законному правителю, а закон прописан в завещании князя Димитрия Ивановича. Князь зорко следит за его исполнением.
«Она никогда не говорила о муже как о покойнике», – всегда удивлялась княгиня София.

Много лет прошло от того разговора с Евдокией до минуты, когда София впервые на свадьбе сына Василия увидела золотой пояс. Хорош. В нём переплетены белое и червонное золото, между ними вкраплены яхонты. Глаз не оторвать. Символ власти. Алчность сильнее благоразумия. Медленно встаёт София. Медленно подходит к племяннику. Быстрым движением срывает с него золотой пояс. Символ власти в руках княгини Софии. Оторопь на лице Косого.

«Разве не знал, что надевал на себя? Отец не сказал ему? Да и знал ли сам князь Юрий о предназначении пояса? Вон, вскочил он с места. Растерян. И впрямь не знал? Кто бы когда бы сказал ему? Евдокия? Вряд ли. Она, хоть и ясновидящая была, но блаженная: муж когда-то рассказывал Софии, как его мать Евдокия расстёгивала платье и показывала детям на своей сухой груди тяжёлые ржавые вериги».
Такие мысли были в голове Софии, пока она наблюдала, как звенигородские – отец с тремя сыновьями – покидают свадебный пир. На пороге князь Юрий повернулся к ней:

– Не на радость себе и нам сорвала ты пояс с моего сына. Он принесёт горе и моей, и твоей семье.

Как в воду глядел. Стоял на пороге. Не молод, а собой хорош. Высок, строен, похож на отца, Димитрия Донского. Очи Евдокия подарила ему свои – светлые, огромные, прозрачные. София опустила перед его очами свой тёмный, тяжёлый взор, но золотой пояс держала в руке крепко. Да и кто посмел бы его отнять?

Звенигородские ушли. Пояс сразу спрятали в покоях Софии. Под замок. Свадьба продолжалась. Веселья на ней не было.

И пошло. Поначалу берут верх московские. Косой, сын Юрия, схвачен и стараниями кремлёвских дружинников ослеплён. Все трое сыновей князя добрые молодцы были. Два Димитрия и Василий. Лицами в мать, красавицу Анастасию, смоленскую княжну. Все трое у московских ходили под кличками. Один из Димитриев прозван был Шемякою, другой за особую красоту – Красным, Василия за косой глаз Косым звали.

Когда слуги Василия II Московского схватили Косого, били его, то вспомнили это прозвище, тут-то и казнь придумали: «пусть Косой окосеет на оба глаза». Выкололи их. С тех пор бедняга отошёл в тень истории и через несколько лет тихо умер.

Семейная ссора продолжалась с переменными успехами для обеих сторон. Звенигородский князь берёт Москву. Живёт в Кремле. Изгоняет Василия, сына Софии. Саму Софию готов сослать.

Не успел. Внезапно умер от жестоких колик в животе. Люди шепчутся, что София в кушанье подсыпала ему яд. Но сыновья его не сдаются. Москва переходит из рук в руки. Сын Софии, князь Московский Василий, захвачен звенигородскими, ослеплён на оба глаза. В итоге всех битв сын Софии победил звенигородских. Вошёл в историю под именем: великий князь Московский Василий II Тёмный. Слепец.

История! Называть ли её наукой? Никого, никогда, ничему она не научила. Взять хотя бы «Поучение» Владимира Мономаха, великого Киевского князя. Его дела, делишки и деяния история славно упаковала в слова, словеса и словечки, нередко далёкие от подлинных событий.

Так бывало и в других случаях. При каждом великом князе, царе, императоре или советском правителе. Под князей сочиняли «историческую правду жизни». Из пресмыкательства.

История семейных междоусобиц, начатая Софией Витовтовной в первой половине ХV века и окончившаяся Смутой в начале ХVII столетия, была зловещей и сопровождалась в Кремле множеством предупреждающих Божиих знаков. Их, впрочем, никто из враждовавших между собой родственников не желал замечать – противостояния лишали людей ощущения Богоприсутствия в себе и вокруг.

Евдокия, ставшая вне времени преподобной Евфросинией, волновалась о будущем семьи ещё при земной жизни. Предупреждала. Остерегала. Провидела, что и как случится. Но кто бы замечал знаки, кто бы слушал её предупреждения?

Парадокс – именно в семье ясновидящей и чудотворной целительницы глаз, два её родных внука от двух её старших сыновей, Василия и Юрия, оба Василия, что само по себе есть предупредительный знак о равнозвучности судеб, получили беду с глазами.

Не княгиня ли София жестоко придумала судьбу племяннику своему звенигородскому? Он ведь был ослеплён первым. Ослепление сына Софии Василия Московского стало жутким точным ответом на первое злодеяние.

Не опасаясь ли целительных сил своей свекрови оттуда, княгиня София здесь, на земле, придумала такое жестокое ослепление? Вырезанных глаз не излечить. Новых, чтобы видели, не вставить. Впрочем, не буду оговаривать Софию, не зная достоверности, но предположение вполне может быть догадкой.

Почему Бог попустил совершение двух злодейских ослеплений? Преподобная Евфросиния почему не вмешалась? Вспомним, ещё в Суздале, будучи девушкой, княжна Евдокия на вопрос, почему Богородица не спасла от насилия князя Андрея Боголюбского, ответила:

– Она спасла. Мученическая смерть смыла грехи…

И здесь не так ли было?

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий