Озарённая

         Истоки ясновидения

Ослепление дало обоим Василиям много физических страданий при земной жизни, но открыло им способности к ясновидению. Так и проявилось небесное чудотворство их общей бабушки.

История – притворщица и лгунья. В угоду московским князьям, как могла, на века оговорила князей звенигородских. Даже литературно. «Шемякин суд» – и ныне устойчивое словосочетание для определения неправедного судилища. Но так ли было на самом деле? В краеведении города Галича, наследственного владения Димитрия Шемяки, есть свидетельства о фактах благородных деяний этого человека. О Косом известно, что ослеплённый, он прожил недолго, но в молитвах и служении Богу.

Что же касается великого Звенигородского князя Юрия, то история его жизни вообще замечательна. Он – образец братской дружбы и человеколюбия. Вместе с Саввой Сторожевским создал колокольный Звенигород. Вместе с матерью, княгиней Евдокией, открыл талант Андрея Рублёва. Одного этого хватило бы, чтобы писать о нём книги и слагать поэмы, но Юрия крепко задвинули в тень событий и оболгали сплетнями за то, что посмел пожелать восстановить справедливость завещания родного отца. Великий полководец Димитрий Донской своим завещанием бросал вызов Орде, рассовывавшей ярлыки тем, кто больше даст, и хотел сберечь мир в любимой семье.

Итак, Евдокия не спасла зрения своих внуков. Спасение, от неё полученное, было иным. Молитвы преподобной Евфросинии, обращённые оттуда ко всем иконам Богородицы, помогающим в лечении глаз, были услышаны: оба слепца Василий Косой и Василий Тёмный – получили дар ясновидения. Благодаря этому дару пришёл к Богу Василий Косой. Великий князь Московский Василий Тёмный, стоя в храме Успения перед Владимирской иконой Богородицы, дал резкий отпор попыткам католического священства потеснить на Руси православие. Это ли не подвиг гражданского ясновидения? Он самый.

Ясновидение – Божий дар. Нередко проявляется у слепых от рождения или ослепших в событиях жизни людей. Много ныне говорят и пишут о ясновидящей болгарке Вангелии (Ванге), ослепшей во время смерча. Он поразил её в девическом возрасте, дав способность видеть незримое очами.

Вспомним и свою, явленную в ХХ веке, замечательную ясновидящую, святую Матрону Московскую. Предпочитаю называть её по-русски –  «Матрёна», «Матрёнушка» – так ближе к её народному облику. Она помогает людям в беде, предупреждает беду. Она – наше русское чудо. Её там любит преподобная Евфросиния Московская, бывшая зрячей при жизни, что, быть может, добавляло зоркости ясновидению.

Княгиня Евдокия – первая истинная хозяйка Кремля, забытая и заброшенная ХХ веком на задворки атеистической истории. Сегодня благородно уступает она святым жёнам Руси, явленным после неё. Но не вместо неё. Они, в свою очередь, не забывают о ней, первой чудотворной кремлёвской жене. Княгиня Елизавета Феодоровна, основательница в Москве Марфо-Мариинской обители, будучи родной сестрой русской императрицы, жены императора Николая II, добилась от него, чтобы в 1907 году большими торжествами была отмечена дата упокоения великой княгини Евдокии Московской, в монашестве преподобной Евфросинии.

Почему столь убийственным оказался ХХ век для святой кремлёвской великой княгини? В вопросе скрыт ответ: Кремль! Он стал для безбожных большевиков спасительным убежищем. В марте 1918 года новая власть покинула открытый всем ветрам город Петра Первого и на долгие годы заперлась в Московском Кремле, где разорила и уничтожила Божии святыни: Вознесенский и Чудов монастыри. Бóльшая часть зданий перестроена была под жильё и службы охраны вождей. Храм Рождества Богородицы в честь Куликовской битвы и храм Святой Екатерины, оба созданные заботами княгини Евдокии Димитриевны, были переделаны под кабинетные службы властителей. Саркофаг Евдокии разбит. Мощи нетленные изучили науками и свалили за ненадобностью, как попало. Теперь их начинают складывать по косточкам. В России нужно долго жить, чтобы дожить до желанного часа.

Семидесятилетнее умалчивание о кремлёвской княгине нарушено. Впрочем, и сквозь молчание прорывалось: художники Нестеров, Глазунов, Ракша, Врадий писали её, каждый по-своему. Мне с 1964 года время от времени удавалось в печати говорить о ней.

Сегодня храм её имени в Котлах, на месте усадьбы Димитрия Донского, где княгиня встречала возвращение митрополита Киприана, растёт, хорошеет.
В составе её Фонда ныне влиятельные люди: учёные, писатели, врачи-офтальмологи, журналисты. Ждёт своего часа московский семейный праздник, освящённый именами Евдокии и Димитрия. Она двенадцать раз рожала. Её потомками были: великий государь Иван III, царь Василий III.

Не пора ли ей вернуться в Кремль? Вместе с мужем – в скульптурном, двойном портрете? Стать на краю Соборной площади, напротив храма Успения Богородицы, её заботами превращённого в Престольное Место для князей, царей, императоров Российского государства?

Почему Богородица, зная всё о Евдокии-Евфросинии, не спасла память, позволив так жестоко разрушить её? Думаю, сама княгиня Евдокия ответила на этот вопрос ещё в своём юном возрасте:

– Она спасла…

И верно. Подтвердила бессмертие через поругание, забвение и начавшееся возрождение. Благородная Евдокия всегда деликатна. Даже позволяет изучать свои останки любопытствующим наукам, дабы помочь им не утверждать глупости как истины…

 

Назад        Начало           Далее

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий