Память святаго Маруѳа епископа и святыхъ мучениковъ, пострадавшихъ въ Мартирополѣ

Святитель Димитрій, митр. Ростовскій († 1709 г.)

Жития Святых Святителя Димитрия Ростовского Святый Маруѳъ былъ епископомъ Тагрита1, главнаго города Месопотамо-Софосенской области: эта местность находилась на границахъ греческой имперіи и языческой Персіи; въ ней благочестивый епископъ, какъ свѣтильникъ, сіялъ свѣтомъ своего богопознанія: язычниковъ-персовъ онъ своею проповѣдію обращалъ въ христианство, ходатайствовалъ за христнъ предъ персидскими царями и всюду старался ввести миръ и безмятежіе.

Такъ, при Ѳеодосіи Младшемъ Маруѳъ два раза былъ посылаемъ къ Издегерду2, для заключенія мира между двумя имперіями, и своимъ благочестіемъ и умомъ пріобрѣлъ полное уваженіе у Издегерда. Персидскимъ магамъ это расположена царя къ святому Маруѳу очень не понравилось, и вотъ они решили погубить благочестиваго епископа; после того, какъ Маруѳъ исцлилъ Издегерда отъ опасной головной болезни, которой не могли исцѣлить маги, решено было употребить мѣры противъ него. Однажды, когда царь по обыкновенно взошелъ въ храмъ для поклонетя огню, онъ услышалъ голосъ:

— «Вонь царя,—нечестива любовь его къ христианскому священнику!»

Послѣ этого изумленный Издегердъ хотѣлъ было удалить отъ себя Маруѳа, но обманъ скоро былъ обнаруженъ, и маги были казнены; послѣ этого между огнепоклонниками стала распространяться христианская вѣра.

Преподобный Маруф Месопотамский. Афон. Монастырь Ставроникита,  фреска церкви свт. Николая.  1546 год.

Въ 414 году Маруѳъ въ другой разъ исполнялъ должность посла при дворѣ Издегерда. Маги снова было возстали на святаго епископа, но умыселъ ихъ былъ опять неудаченъ, и Маруѳъ еще болѣе прюбрѣлъ довѣpiя предъ персидскимъ царемъ. Въ это же время святый Маруѳъ вмѣстѣ съ епископомъ Авдою молитвою вѣры исцѣлилъ бѣсноватаго сына Издегерда; послѣ этого Издегердъ намеревался даже принять крещеше и дозволилъ свободно исповѣдывать христианскую вѣру въ Персіи.

Пользуясь такимъ расположетемъ персидскаго царя, святый Маруѳъ всюду распространялъ Христово ученіе, возстановлялъ храмы, ниспровергнутые во время гоненія Сапора, созывалъ соборы.

Въ это же время онъ собралъ останки святыхъ мучениковъ, пострадавшихъ при царѣ Сапорѣ, и перенесъ ихъ въ созданный имъ городъ Тагритъ, гдѣ онъ и самъ скончался около 422 года3.

Примѣчанія:

1. Тагритг, или по греч. Мартирополь, до временъ Юстиніана принадлежалъ къ греческой имперіи и былъ пограничнымъ ея городомъ съ Персидскою имперіею.
2. Персидскій царь Издегердъ I царствовалъ съ 399 по 420 г.
3. Маруѳъ оставилъ послѣ себя довольно много сочиненый на сирскомъ языкѣ, которыя доселѣ не всѣ изданы. Особенно заслуживаютъ извѣстности: 1) неизданные его Толкованія на Евангѣліе; 2) Исторія мучениковъ Персидскихь; 3) Пѣсни Маруѳы; 4) Літургія его и 5) 73 правила Собора Никейскаго съ описаніемъ дѣяній сего собора.

Мощи святаго Маруѳъ были впослѣдствіи перенесены въ Египеть и положены въ скитскомъ монастырѣ Богоматери.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.
Книга шестая. Мѣсяцъ Февраль.
М. Синодальная Типографія, 1905


Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий