Подвижники-Миряне. Том 1. Часть II. Чудесные и поучительные случаи

Подвижники-Миряне

Отказ от работы в дни Церковных праздников

В прежние времена христиане очень почита ли воскресенья и праздники. Отказ от работы в эти дни не был чем-то формальным, люди руководствовались страхом Божиим.

В одной эмигрантской песне поётся, что люди потеряли свою Родину, так как не хранили воскресные и праздничные дни:

Должно было с нами это случиться —
Не почитали мы церковные дни,
Брошенными остались могилы отцов.
Ах, Господи, помилуй нас и прости!

Работы прекращались к началу субботней Вечер­ни или предпраздничной всенощной службы. Едва звонил колокол, женщины оставляли вязание и рукоделие, они даже не заканчивали ряда петель. Крестьяне, услышав колокол, распрягали волов и возвращались в деревню. Работа в праздничный день считалась позором и вызывала общественное осуждение.

Люди предпочитали лишиться урожая, нежели со­грешить перед Богом и нарушить его заповедь. Соб­людение воскресных и праздничных дней они считали одной из основных своих обязанностей наряду с постом, молитвой, милостыней, исповедью и прича­щением Святых Тайн.

*  *  *

На одном из подворий Метеорских монастырей в годы турецкого владычества в воскресный день рабочие посадили пшеницу. Игумен, узнав об этом, сказал, что она проклята, так как была посажена в воскресенье, в то самое время, когда совершалась Бо­жественная литургия. Когда пришло время сбора уро­жая, игумен поджёг пшеничное поле. Сгорела только часть, посаженная в воскресенье, остальная пшеница осталась нетронутой. Огонь погас сам собой.

*  *  *

Рассказывает Георгия, жительница города Неохори, Месолонги:

«Святая Екатерина — покровительница нашей семьи. В день, когда празднуется её память, мы обычно не работаем. Но однажды у нас кончился хлеб, и на рас­свете в день праздника мы решили его приготовить. Поставили тесто и в ожидании, пока оно поднимет­ся, стали растапливать печку. Я пошла посмотреть на тесто и увидела, что оно кишит большими червями. Так вразумила нас Святая. Впредь в её праздник мы больше не работаем.

*  *  *

Кроме отказа от работы в дни, установленные на­шей Церковью, всяческого уважения и внимания достойно почитание, которое наши матери оказы­вали средам и пятницам — дням, когда был предан и распят Господь. Особое отношение к ним мы нахо­дим и в житиях многих Святых подвижников. На­пример, святой Авксентий каждую пятницу прово­дил в бдении, чтобы почтить крестное страдание Спасителя.

В среду и пятницу запрет на работу, конечно, предусмотрен не был. Люди работали в полях, но старались не стирать, не шить, не мыться и не замешивать тесто. Если хлеб кончался, брали в долг у соседей.

Рассказывает Варвара Дзика из деревни Авра Каламбакского района. Во времена детства её матери, около 1900-го года, одна женщина решила испечь хлеб в пятницу. Когда она достала его из печи, он был весь красный, словно пропитан кровью. В этих местах люди до сих пор почитают среду и пятницу как дни крестного страдания нашего Господа и Спасителя1.

Примечание:

1. Много подобных случаев описано в житии равноапостольного Космы Этолийского. «Куда ни приходил Святой, он везде учил христиан не устраивать торгов по воскресным дням, но ходить в церковь на святую службу. Тех же, кто не слушался Свято­го, Бог вразумлял различными наказаниями. Так, в местечке, называемом Халкида, в часе езды от города Арта, один купец осмелился торговать в воскресный день — у него отнялась рука. Когда же он пришёл к святому Косме и испросил у него прощения за свой грех, то через несколько дней совершенно исцелился. Подобным образом в Парге один ремесленник за­хотел в воскресенье продать свою работу — и его рука была парализована. Но, исповедав свой грех Святому и выслушав от него наставление, он вместе с прощением получил и исце­ление. В Ксиромере одна женщина поставила тесто в воскре­сенье, но, когда вынула хлеб из печи, он был красным, словно замешенным на крови. В ужасе она поспешила припасть к но­гам святого Космы, который даровал ей прощение. Во многих других местах у тех, кто не чтил воскресного дня, происходили неприятности: кто-то заболевал, у кого-то околевал бык, у ко- го-то осёл...» (Житие и пророчества Космы Этолийского. М., 2007. С. 51-53). — Прим. пер.

 

Назад            Начало              Далее

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий