Посмертное почитание и чудеса равноапостольного Космы Этолийского

Удивительная перемена произошла с легендарным разбойником Тоцкасом, которого Святой встретил в селении Загори. Пораженный проповедью Космы разбойник не только оставил воё кровавое ремесло, но и на собственные средства купил сорок больших медных купелей для жителей отдаленных селений. Также на его деньги была построена церковь Святой Параскевы в селении Аплохори и мельница, обеспечившая функционирование храма и школы в деревне Дервизана. Кроме того, Косма Этолийский смог убедить Тоцкаса посвятить себя делу освобождения от иноземного ига, «его отношения с апостолом нации23 всегда сохранялись весьма дружественными, их часто можно было встретить обсуждающими национальный вопрос в Эпире. С тех пор Тоцкас, обращаясь к своим соратникам, говорил о свободе и вере, и во всех своих сражениях против турок он призывал на помощь святого Косму»24.

10. По всей Греции Святым были установлены сотни деревянных крестов, открыты часовни и храмы. Богослужение было единственной легальной формой народного собрания, никогда не прерывавшейся во времена турецкого владычества, поэтому участие в жизни церкви рассматривалось Святым как реальный шанс для консолидации общества. На церковные праздники стекался народ из нескольких соседних селений, оставаясь вместе в течение нескольких дней, пока длился панигири (праздник)25. Необходимостью преодолеть обособленность жителей соседних населенных пунктов, способствовать их постоянному общению, было вызвано и организованное Космой Этолийским строительство на перекрестках дорог, между соседними селениями, проскинитарий26 (поклонных часовен). В дни церковных торжеств туда также стекались люди со всей округи.

11. Большое внимание Косма Этолийский уделил сохранению народных обычаев. Чтобы греки отличались от турок, Косма советовал мужчинам не носить длинные кисточки и фески, а также не брить головы, а женщин призывал надевать платки (Святой раздал слушательницам более четырехсот тысяч косынок и платков27). Благодаря его деятельности сегодня белый платок – устоявшийся элемент народной одежды Эпира28.

12. Особое внимание святой Косма уделил сохранению греками своего родного языка. Дело в том, что в приграничных с Албанией районах православные греки в массовом порядке принимали ислам и, забыв греческий язык, говорили по-албански. Стремясь исправить ситуацию, Святой неоднократно посещает проблемный регион со своей проповедью. Результат превосходит все ожидания: жители сотен албаноязычных и двуязычных деревень вновь начинают говорить на греческом языке и как следствие возращаются под омофор православной Церкви29.

13. Святой Косма не только научил людей творить Иисусову молитву, но и раздал более трёх сотен тысяч чёток[30]. Именно благодаря стараниям равноапостольного Космы, практика творения мирянами умной молитвы широко распространена в Греции и по сей день. На это указывает и старец    Паисий (Эзнепидис), говоря, что «Иисусовой молитве греки научились у праведного Космы».

17. Учение святого Космы востребовано и в современном мире. В Греции его поучения опубликованы многомиллионными тиражами и периодически переиздаются. «Слова» Космы Этолийского – настольная книга в каждой православной греческой семье. Кроме того, поучения переведены а несколько европейских языков (особый успех имел перевод на английский язык, выполненный К. Каварносом).

Иконография равноапостольного Космы Этолийского

Примечание:

1.  Подробное жизнеописание Космы Этолийского см.: Авва-Православный портал
2.  Первая встреча Космы Этолийского и Али-паши Янинского состоялась ещё, когда Али занимал незаметный и малозначимый пост в иерархии Османской империи. Святой предсказал: «Ты станешь великим человеком. Будешь владыкой всей Албании, подчинишь себе Превезу, Паргу, Сули, Делвино и Гардики, а также владения самого Курт-паши. Ты прославишься во всей вселенной». Выслушав слова пророчества, Али спросил: «Суждено ли мне попасть в Константинополь?» — «Да, но ты будешь с красной бородой», — ответил Святой. Оба пророчества сбылись впоследствии с удивительной точностью: Али-паша стал безраздельным владыкой многих областей и даже хотел захватить власть в Константинополе. Когда эти попытки потерпели неудачу, а сам паша был убит, его отрубленная голова была доставлена в Константинополь турецкому султану. Таким образом сбылась вторая часть пророчества.
3.  Так гласит сохранившаяся до наших дней надпись над дверями этого храма.
4.  Μυστακίδης Ν. Περί του Αγίου Κοσμά του Αιτωλού// Νεολόγος Κων/πολις 27 / 9 – 9/10 1895. Aριθ. 7897 –98. Σ. 3
5. Σ. Χριστοδουλίδης. Βιος και ακουλουθία Κοσμά του Αιτωλόυ. 1996. Σ.13, 19.
6.  Ξανθοπούλου Κυριάκου Α. Ο Κοσμάς Αιτωλός και οι Βενετοί (1777 – 1779). Τα τελευταία χρόνια της δράσης του και το πρόβλημα των διδαχών. Θεσσαλονίκη, 1984. Σ. 32.
7.  Там же. Σ. 33, 81.
8.  Παράδοση και λατρεία σε ενα ελληνικό χωριό. Στην Αυρα Καλαμπάκας. Θεσσαλονίκη, 2003. Σ. 46.
9.  Κώνστας Κ. Αγιοκοσμίτικο Δίπτυχο. Η. Ε. Έτος   ΚΓ΄. Τέυχος 269 – 270. Ιωάννινα, 1974. Σ. 482.
10.  Βασιλόπουλος Χ. Ο αγιός Κοσμάς ο Αιτωλός και το έργο του. Αθήνα, 1955. Σ. 33-34
11. Μπαρτά Τ. Περί εποίκων Ρωμαίων εν Ελλάδι. Εν Βουκορεστιο, 1878. Σ. 8 – 10.
12.  Житие и пророчества Космы Этолийского. М., «Святая Гора», 2007. Стр. 27
13. Χριστοδουλίδης. Σ. Βιος και ακουλουθία Κοσμά του Αιτωλόυ. 1996. Σ. 18-19.
14. Μαμασούλα Μ. Παιδεία και γλώσσα στον Αγιό Κοσμά τον Αιτωλό. Άγιον Ορος, 2004. Σ. 208.; Διδαχές Κοσμά του Αιτωλόυ //Μενούνος Ι. Κοσμά του Αιτωλόυ διδαχές και βιογραφία. Αθήνα, 2002. Σ. 237-238.
15. Διδαχές Κοσμά του Αιτωλόυ //Μενούνος Ι. Κοσμά του Αιτωλόυ διδαχές και βιογραφία. Αθήνα, 2002. Σ. 133.
16. Там же.Σ.173.
17. Ζώτος Μολοττός. Λεξικό των Αγίων Πάντων. Αθήναι, 1907. Σ. 620.
18. За три дня в Фламбуро им было собрано более 10 тысяч грошей, а в Парге около 16 тысяч (при том, что средняя зарплата учителя составляла8 грошей). (Μερτζίου Κ. Το εν Βενετία κρατικόν αρχείον. 1940. Σ.8.)
19. Μυστακίδης Ν. Περί του Αγίου Κοσμά του Αιτωλού// Νεολόγος Κων/πολις 27 / 9 – 9/10 1895. Aριθ. 7897 –98. Σ. 3.
20.  Βέης. Ν. Το Χρονικό του Βερατίου. Φιλολογική Πρωτοχρονια. 1955. Σ. 133.
21.  Косма, обладавший фундаментальными познаниями во многих научных областях, был знаком и с последними новациями в области сельского хозяйства.
22.  Λαμπρίδου Ι. Ηπειρωτικά μελετήματα. Τεύχος Γ’. 1888. Σ. 69.; Καταφυγιώτης Λ. Εθνομάρτυρες κληρικοί καί ο πάτερ Κοσμάς. Καρδίτσα, 1940. Σ. 108.
23.  Так в Греции традиционно называют Косму Этолийского.
24.  Μιχαλόπουλος Φ. Κοσμάς ο Αιτωλός. Αθήναι 1940. Σ. 59.
25.  Такая практика существует и по сей день.
26.  Μιχαλόπουλος Φ. Κοσμάς ο Αιτωλός. Αθήναι, 1940. Σ. 62-63.
27.  Χριστοδουλίδης. Σ. Βιος και ακουλουθία Κοσμά του Αιτωλόυ. 1996. Σ. 18-19.
28.  Μαμασούλα Μ. Παιδεία και γλώσσα στον Αγιό Κοσμά τον Αιτωλό. Άγιον Όρος, 2004. Σ. 54.
29. Подробнее см.: Μαμασούλα Μ. Παιδεία και γλώσσα στον Αγιό Κοσμά τον Αιτωλό. Ιερά μονή Κουτλουμουσίου. Άγιον Όρος, 2004.
30.  Χριστοδουλίδης. Σ. Βιος και ακουλουθία Κοσμά του Αιτωλόυ. 1996. Σ. 18-19.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий