Похвала святому священномученику Игнатію Богоносцу, бывшему архіепископу Антіохіи Великой, который былъ отведенъ въ Римъ и тамъ потерпѣлъ мученичество, а оттуда опять перенесенъ въ Антіохію

5. Итакъ, чтобы всѣ жители Рима на дѣлѣ убѣдились въ этомъ, Богъ попустилъ святому тамъ окончить жизнь; а что именно по такой причинѣ, это я удостовѣрю самымъ способомъ его кончины. Онъ принялъ обвинительный приговоръ не внѣ городскихъ стѣнъ, въ оврагѣ, или въ темницѣ, или въ какомъ-нибудь углу, но среди театра, въ присутствіи всего города, претерпѣлъ мученичество отъ выпущенныхъ на него звѣрей, чтобы, предъ глазами всѣхъ воздвигнувъ трофей побѣды надъ діаволомъ, сдѣлать всѣхъ зрителей подражателями своихъ подвиговъ, не только умирая столь мужественно, но и умирая съ радостію. Онъ такъ радостно смотрѣлъ на дикихъ звѣрей, какъ будто не насильственно долженъ былъ разстаться съ жизнію, но призывался въ жизнь лучшую, духовнѣйшую. Откуда это видно? Изъ словъ, которыя онъ произнесъ, приготовляясь къ смерти. Услышавъ, что его ожидаетъ такой родъ казни, онъ сказалъ: желалъ бы я получить пользу отъ этихъ звѣрей! Таковы любящіе: они съ радостію принимаютъ все, чтó ни терпятъ за любимыхъ, и тѣмъ болѣе считаютъ удовлетвореннымъ свое желаніе, чѣмъ мучительнѣе ихъ страданія, какъ случилось и съ нимъ. Онъ старался подражать апостоламъ не только смертію, но и готовностію къ смерти. Слыша, что они, принявъ бичеваніе, возвращались съ радостію, и онъ хотѣлъ не только кончиною, но и радостію своею подражать учителямъ, — потому и говорилъ: желалъ бы я получить пользу отъ звѣрей! Уста звѣрей онъ считалъ гораздо болѣе кроткими, нежели языкъ мучителя, и весьма справедливо, потому что этотъ призывалъ къ гееннѣ, а уста тѣхъ препровождали къ царству. Затѣмъ, когда окончилъ онъ тамъ жизнь свою, или — вѣрнѣе — возшелъ на небо, онъ возвратился увѣнчаннымъ. И это было дѣломъ Промысла Божія, что Онъ опять возвратилъ его къ намъ и раздѣлилъ мученика между городами. Римъ принялъ текущую кровь его, а вы почтены его останками; вы наслаждались его епископствомъ, а тѣ насладились его мученичествомъ; они видѣли его подвизающимся, побѣждающимъ и увѣнчиваемымъ, а вы постоянно имѣете его съ собою; на малое время Богъ отлучилъ его отъ васъ, и даровалъ его вамъ съ бóльшею славою. Какъ взявшіе взаймы деньги отдаютъ съ лихвою то, чтó получили, такъ и Богъ, взявъ отъ васъ на малое время это драгоцѣнное сокровище и показавъ его тому городу, отдалъ его вамъ съ бóльшимъ блескомъ. Вы отпустили епископа — и приняли мученика; отпустили съ молитвами — и приняли съ вѣнцами; и не вы одни только, но и всѣ лежащіе на пути города. Съ какими чувствами, думаете, они взирали на эти возвращающіеся останки? Какое они получали удовольствіе? Какъ радовались? Какими похвалами со всѣхъ сторонъ осыпали увѣнчаннаго побѣдителя? Какъ храбраго атлета, побѣдившаго всѣхъ своихъ противниковъ и съ блестящею славою вышедшаго съ мѣста борьбы, зрители тотчасъ принимаютъ и не даютъ ему даже ступить на землю, но несутъ его домой на рукахъ своихъ, осыпая безчисленными похвалами, — такъ точно и этого святого города, начиная отъ Рима, преемственно принимали тогда и несли на раменахъ своихъ до здѣшняго города, восхваляя увѣнчаннаго побѣдителя, прославляя Судію борьбы, смѣясь надъ діаволомъ за то, что его хитрость получила противоположное окончаніе, и чтó онъ думалъ дѣлать противъ мученика, то становилось въ пользу ему. Тогда мученикъ доставилъ пользу и утвержденіе всѣмъ тѣмъ городамъ, а съ того времени до настоящаго дня онъ обогащаетъ вашъ городъ; и какъ постоянное сокровище, каждый день раздѣляемое и неоскудѣвающее, обогащаетъ всѣхъ, заимствующихъ отъ него, такъ точно и блаженный Игнатій приходящихъ къ нему отпускаетъ домой, исполняя благословеній, дерзновенія, бодрости и великаго мужества.

Итакъ, не сегодня только, но и каждый день будемъ приходить къ нему для полученія отъ него духовныхъ плодовъ. Можетъ, поистинѣ можетъ приходящій сюда съ вѣрою получить великія блага, потому что не только тѣла, но и самыя гробницы святыхъ исполнены духовной благодати. Если при Елисеѣ случилось, что мертвый, прикоснувшись только къ гробницѣ его, расторгъ узы смерти и снова возвратился къ жизни, то гораздо болѣе нынѣ, когда благодать обильнѣе, когда дѣйствіе Духа сильнѣе, прикасающійся къ этой гробницѣ съ вѣрою можетъ получить отъ нея великую силу. Поэтому Богъ а оставилъ намъ мощи святыхъ, желая привести насъ къ одинаковой съ ними ревности и дать намъ надежное прибѣжище и утѣшеніе въ бѣдствіяхъ, постоянно постигающихъ насъ. Итакъ, убѣждаю всѣхъ васъ, находится ли кто въ уныніи, или въ болѣзняхъ, или въ скорбяхъ, или въ какомъ-нибудь другомъ житейскомъ несчастіи, или въ глубинѣ грѣховъ, пусть съ вѣрою приходитъ сюда, и онъ избавится отъ всего этого, и возвратится съ великою радостію, получивъ облегченіе совѣсти отъ одного созерцанія; или — лучше — не однимъ только находящимся въ несчастіяхъ необходимо приходить сюда, но хотя бы кто находился въ радости, въ славѣ, во власти, или имѣлъ великое дерзновеніе предъ Богомъ, и тотъ пусть не пренебрегаетъ этою пользою. Онъ, пришедши сюда и увидѣвъ этого святого, сдѣлаетъ свои блага непоколебимыми, воспоминаніемъ объ его подвигахъ научивъ душу свою умѣрять себя и не допустивъ совѣсти своей превозноситься своими дѣлами. А не малое дѣло для находящихся въ счастіи — не гордиться своимъ благоденствіемъ, но умѣть скромно пользоваться счастіемъ. Такимъ образомъ для всѣхъ это сокровище полезно, это прибѣжище благопотребно, — для падшихъ, чтобы имъ избавиться отъ искушеній, для благоденствующихъ, чтобы блага ихъ остались прочными, для недужныхъ, чтобы имъ возвратить себѣ здоровье, и для здоровыхъ, чтобы имъ не впасть въ болѣзнь. Помышляя о всемъ этомъ, будемъ предпочитать пребываніе здѣсь всякой радости и всякому удовольствію, чтобы и радуясь и вмѣстѣ получая пользу, мы возмогли и тамъ сдѣлаться сожителями и сообщниками этимъ святымъ, молитвами самихъ святыхъ, благодатію и человѣколюбіемъ Господа нашего Іисуса Христа, съ Которымъ Отцу, со Святымъ Духомъ, слава нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.
Слово это произнесено въ Антіохіи, послѣ бесѣды о св. Пелагіи, вѣроятно въ день памяти св. Игнатія, 20 декабря.

 

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий