Преподобный Алексий Голосеевский

11. Характер старческой деятельности

Старческая деятельность преподобного Алексия проистекала из любви к людям и вся была окрашена этим высоким христианским чувством. Будучи в последний год своей жизни больным, он не перестал принимать посетителей, при этом так говаривал: «Я мог бы уйти от этой суеты в богадельню и там совершенно успокоиться, но не могу я бросить этих страждущих людей, приходящих ко мне за помощью». Что особенно привлекало народ к старцу Алексию — это его ласковое, любовное обращение. Всех он встречал с радостной улыбкой, всем был рад. Встречая пришедшего к нему посетителя, он обыкновенно говаривал: «Пожалуйте, моё сокровище». Пришедшего он ласково расспросит о его жизни, будет от всей души сочувствовать его скорбям, несчастиям, возблагодарит Господа за радости пришедшего к нему незнакомого человека, осведомится о том, как его гость добрался до него, не обидел ли он кто его в дороге, не взял ли лишнего извозчик, есть ли деньги на обратный путь. И если у гостя не оказалось денег, о. Алексий сейчас же, не медля ни минуты, вручит ему достаточную сумму на обратный путь. Но часто он и не спрашивал своих посетителей о том, есть ли у них деньги или нет, а просто при прощании вручал уходящему посетителю три или пять рублей денег и говаривал: «На трамвай».

Духовные дети о. Алексия встречали в келии своего старца не одни ласковые речи, но угощение. О. Алексий любил угощать своих посетителей. Всех, кто бы ни приходил к нему, он сажал за стол и поил чаем с булками, маслом и вареньем. Булки у батюшки были особенно вкусные, чай — особенно сладкий, так как он по своей щедрости клал в него весьма много этой сладости. Умилительно было видеть, как старец, рассадивши своих гостей по всем комнатам, сам суетился, угощал своих дорогих посетителей, приговаривая: «Кушайте, кушайте, пожалуйста, не стесняйтесь». Угощая по чувству любви гостей в келии, о. Алексий по тому же чувству не мог отказывать в содействии всем нищим, убогим, разбитым жизнью людям, которые приходили к нему за помощью. Всех таких несчастных он старался удовлетворить. Одним он давал деньги, другим — пищевыми продуктами... Бывая в городе, батюшка приобретал там в большом количестве чай, сахар, булки.

Бывали у о. Алексия нуждающиеся лица из интеллигентных кругов, которые не только не могли просить себе помощи, но и стыдились взять предлагаемое: батюшка, будучи не только чутким к чужой нужде, но и вместе с тем и деликатным человеком, умел и таким лицам оказывать помощь. Со слезами на глазах такие лица благодарили дорогого батюшку. Не ограничиваясь милостынею, раздаваемою в келии, о. Алексий нуждающимся деньги посылал по почте, развозил к праздникам подарки по больницам, богадельням и тюрьмам. А сколько монашествующих и послушников ходят в одеждах, купленных на средства о. Алексия! Такая любовь и милосердие старца привлекали к нему сердца всех соприкасающихся с ним людей. К о. Алексию все шли как к отцу родному. Каждый был убеждён, что у батюшки он встретит одну ласку и сочувствие своему горю. А поэтому с полным доверием духовные дети о. Алексия раскрывали ему свои душевные раны и с радостью принимали от него отеческие наставления.

Любовь преп. Алексия по отношению к людям выражалась не в одних только советах и сочувственных словах и материальной помощи приходящим к нему несчастным людям, но она выливалась и в его горячей молитве к Богу и Его святым за всех просящих у него помощи и содействия. И сам батюшка больше значения придавал своей молитве, чем советам и материальной помощи. Иногда бывало так, что советы батюшки не принимались посетителями или не имели влияния, тогда он переставал убеждать своего гостя, видимо соглашался с ним и даже благословлял его на предпринимаемое им дело; но когда тот уходил из келии старца, батюшка начинал молиться о его вразумлении. И бывало, что человек, не вразумлённый советами старца, изменял своё намеренное под влиянием его молитв, или обстоятельства так изменялись, что невозможно было этому человеку исполнить своё желание. Так, пришёл однажды к о. Алексию один молодой человек и стал просить у него благословения на женитьбу. О. Алексий не благословил его и отговаривал его от этого шага. Юноша настаивал на своём. Тогда старец взял икону и благословил его, но сам внутренно молился о том, чтобы Господь не допустил этого брака. И что же? Благодаря каким-то обстоятельствам, свадьба была отложена на некоторое время, а потом случилось то, чего боялся старец: невеста неожиданно умерла.

И духовные дети о. Алексия высоко ценили молитвы своего старца: они часто больше нуждались в молитвах своего батюшки, чем в советах и материальной помощи. Все приходящие к о. Алексию особенно усиленно просили у него молитв. И старец молился за всех. Он молился не только днём, но и целыми ночами; не только в уединении, но и тогда, когда беседовал со своими посетителями. Следуя завету св. Апостола (2 Солун. 5:17), он стяжал непрестанную молитву.

12. Сила молитвы

Молитва одухотворяла преподобного Алексия, вселяла в его сердце Св. Духа. Дух же Святый просвещал его разум и давал ему видеть то, что сокрыто от обычного человека. Преп. Алексий под влиянием Св. Духа постигал мысли других людей, узнавал прошедшую жизнь своих посетителей, предвидел будущее. Этот дар Св. Духа, который у нас принято называть прозорливостью, с одной стороны, привлекал к о. Алексию массу духовных детей, а с другой — давал ему возможность безошибочно определять нравственное состояние приходящих к нему людей и предлагать им соответствующие советы. Но старец не всегда и не перед каждым человеком проявлял свою прозорливость, но только тогда и пред тем, когда была в этом нужда и когда человек, стоящий перед ним, был способен воспринять для себя с пользою проявление этого дара. Всех случаев прозорливости преп. Алексия нет возможности перечислить. Укажем только некоторые.

Зашла однажды к о. Алексию приехавшая из Харькова на богомолье в Киев одна интеллигентная дама с сыном гимназистом 4-го класса. После продолжительной беседы с матерью батюшка неожиданно обратился к сыну и говорит: «Слушайся, Митя, маму. Меня не школа учила, не гимназия, а родная мать. Если будешь слушаться маму, будешь как Иоасаф Белгородский». Дама была восхищена ласковою беседою о. Алексия, но она особенно была поражена тем, что батюшка назвал неизвестное для него имя её сына и предсказал ему великую будущность. Уходя, она даёт о. Алексию 10 руб. и просит у него молитв. О. Алексий принимает деньги, поспешно идёт во внутреннюю комнату, берёт там ещё 5 руб. и, имея в руке 15 руб., говорит: «Простите, не сердитесь на меня, возьмите всё это: вам нечем будет за квартиру заплатить». Дама упала к ногам старца и со слезами благодарила его за любовь. Она, действительно, отдала о. Алексию последние 10 руб. и не имела, чем заплатить за квартиру.

Про о. Алексия некоторые лица говорили, что он любит только получать приношения, но сам никому не даёт. Несколько богомолок из Ржищева вздумали проверить такое мнение об о. Алексии и для этой цели поручили одной женщине из своей компании попросить у старца денег на проезд из Киева в Ржищев. Когда паломницы пришли к о. Алексию, он стал ласково их благословлять. Дошедши до той, которая должна была просить денег у о. Алексия, батюшка неожиданно для всех вдруг спрашивает её: «Ну, что, может тебе деньги нужны на билет? Скажи по правде?» Женщина, поражённая прозорливостью о. Алексия, падает ему в ноги и просит прощения. Батюшка успокоил её и всё-таки дал ей денег на дорогу.

Одна благочестивая женщина из г. Енисейска, Кубанской области, в благодарность за молитвы и наставления о. Алексия послала ему по почте 300 руб. денег. На другой день после отправки денег она сообщила об этом своей соседке. Та же, вместо похвалы благочестивой женщине, укорила её: «Зачем было посылать такие большие деньги в монастырь,— сказала она,— монахи роскошно кушают и пропьют их». Женщина, пославшая деньги, пришла в смущение. Через некоторое время после этого разговора та же женщина получила повестку на 300 рублей. Оказалось, что о. Алексий деньги вернул обратно с такой надписью на отрезном купоне: «Примите ради Господа эти деньги: монахи роскошно кушают и пропьют их».

Послушник Николай, проживавший в лаврских хуторах, решив поехать на Старый Афон, сложил необходимые вещи в сумку и отправился в Лавру за отпуском. Проходя мимо Голосеевской пустыни, он зашёл к о. Алексию взять благословение. Желая же скрыть от старца своё намерение, он спрятал сумку в кустах. Выходит из келлии о. Алексий и строго говорит Николаю: «Кого ты обманываешь? Куда сумку спрятал? Нет тебе благословения!» Когда же Николай стал росить у старца прощения, о. Алексий простил его и кротко сказал: «Скоро с Афона сюда будут приезжать». Эти слова преп. Алексий говорил летом 1911 года, что и сбылось из-за смуты там «имябожников».

13. Знаток загробной «канцелярии»

«Не могу умолчать о дивном проявлении прозорливости незабвенного старца о. Алексия по отношению ко мне,— пишет игуменья Евфалия.— В бытность свою в Киеве в 1907 г. я, наслышавшись о высокой жизни иеромонаха о. Алексия, отправилась со своими спутниками в Голосеевскую пустынь, чтобы у этого источника живой воды утолить свою духовную жажду. Выйдя к нам, старец, ни разу не видавший меня, прямо обратился ко мне: «Игуменья Евфалия пришла». Я, удивлённая его словами, возразила: «Нет, батюшка, я — не игуменья, я — рядовая монахиня». Но он снова повторил: «Игуменья Евфалия». После того он долго беседовал со мною, причём изложил предо мною всю мою прошедшую жизнь.

Через 5 лет, когда я была казначеей монастыря, я снова приехала к нему. И на этот раз батюшка назвал меня игуменьей, несмотря на моё возражение, что я только казначея. В 1914 году предсказание батюшки исполнилось: я была назначена настоятельницей монастыря. Видя чудесным образом исполнившееся предсказание батюшки, я тотчас поспешила к нему, чтобы испросить у него св. молитв и благословение на предстоящий мне тяжёлый путь. Благословляя меня, батюшка сказал: «Много, ох, много предстоит тебе испытать огорчений и скорбей, но да поможет тебе Царица Небесная». И на этот раз слова старца исполнились: много колючих терний встретила я на своём пути, и только помощь Царицы Небесной, по молитвам старца, укрепляет меня.

...В беседе с батюшкой она упомянула о своей тётке, монахине же. Тогда о. Алексий быстро сказал: «Скажи ей, чтобы готовилась к смерти». Я, присутствовавшая при этом, сказала: «Батюшка, она такая здоровая!» Но старец, не видавший и не знавший этой монахини, возразил: «Ты рассуждаешь так, а в Небесной Канцелярии написано иначе. Пусть готовится». Это было сказано в сентябре 1907 года, а 31-го декабря того же года упоминаемая монахиня умерла. Удивляясь дивной благодати, обитавшей в душе старца,— заключает своё письмо в Лавру игуменья Евфалия,— я благоговейно чту его память».

Старца Алексия довольно часто посещал студент Киевской Духовной Академии Александр Готовцев. Однажды, пред Великим постом 1915 г., он привёл с собою к о. Алексию своего друга Михаила Верченко, хорошо настроенного юношу, который намеревался принять монашество. Посмотревши на нового своего гостя, о. Алексий после, когда к нему пришёл студент Готовцев один, сказал ему: «Михаил твой долго не проживёт: он скоро умрёт». Для Готовцева эти слова оказались неожиданными, и он не совсем поверил. Верченко был вполне здоровым, жизнерадостным, трудолюбивым молодым человеком. Но слова о. Алексия сбылись. Весною же 1915 г. Михаил Верченко стал прибаливать. Летом у него открылась чахотка. Осенью из деревни он приехал в Киев лишь для того, чтобы отправиться в Крым для лечения. Оттуда Верченко в Ялте скончался. Получивши эту горестную весть, студент Готовцев в тот же день отправился в Голосеевскую пустынь попросить преп. Алексия помолиться об упокоении новопреставленного раба Божия Михаила. Придя к старцу, Готовцев выжидал удобного момента, чтобы изложить свою просьбу. Вдруг о. Алексий обращается к нему и говорит: «Я должен сообщить тебе новость».— «Какую?» — «Твой Михаил умер». Студент был поражён. Весть из Крыма о смерти Верченко только что была получена, и потому никто не мог раньше него сообщить её о. Алексию; да к тому же из Академии к батюшке в это время никто не ходил из студентов, кроме Готовцева и Верченко. Из Крыма никто не мог написать о. Алексию о Верченко, потому что у них там не было общих знакомых. Откуда же мог узнать о. Алексий о смерти Верченко? Сам старец вывел из затруднения поражённого студента.

«В день Сретения Господня, 2-го февраля, часа в 4 ночи окончил я своё вечернее правило,— начал говорить о. Алексий,— и присел на диван отдохнуть. Вдруг вижу, входит в мою комнату Михаил в студенческой форме и, обращаясь ко мне, говорит: «Батюшка, помолитесь обо мне Господу: я умираю, и моя душа уже начинает проходить мытарства. Почему Вы меня не постригли в монашество?» После этого он скрылся. Я очень жалею, что я его тайно не постриг в монашество. Это можно было сделать, так как я знал, что он скоро умрёт: от него дышало смертью».

Бывали преп. Алексию явления из загробного мира и раньше этого случая. Когда он был ещё ризничим Великой церкви Лавры, в лаврской типографии работал хороший наборщик — молодой человек по имени Иоанн (день Ангела 24 июня). О. Алексий, как духовник Иоанна, советовал ему в Петров пост поговеть, поисповедаться и ко дню Ангела приобщиться. Иоанн не послушался, а дал обещание о. Алексию поговеть в Успенский пост. Но не пришлось ему исполнить своего обещания. Вскорости после дня своего Ангела он пошёл на Днепр купаться и там утонул. О. Алексий помолился за него после смерти, а потом и забыл о нём. Через некоторое время, в воскресенье после утрени, о. Алексий, зашедши к себе в келлию, сел отдохнуть. Вдруг слышится стук, открывается дверь, и в комнату, где сидел старец, входит Иоанн. О. Алексий вскочил со стула, на котором сидел. «Разреши меня,— обратился Иоанн к батюшке,— а то я связан: соблудил и, не покаявшись, утонул». О. Алексий сейчас же накинул епитрахиль и прочитал над Иоанном разрешительную молитву. Видение исчезло. Через некоторое время, по молитвам о. Алексия, который хотел узнать, имело ли значение разрешение, снова явился Иоанн и сказал, что теперь ему легче.

14. Помощь прозорливостью

Отец Алексий предвидел будущее, видел настоящее душевное настроение людей, постигал их прошедшую жизнь. Но свою прозорливость батюшка не проявлял бесцельно, при всяком удобном и неудобном случае. Прозорливость свою преп. Алексий обнаруживал большею частию тогда, когда хотел поддержать слабого человека или вразумить заблудшего, или обличить грешника, или предупредить об опасности...

1. Семейство К-ых, состоящее из отца, матери и нескольких детей, прогуливаясь по Голосеевскому лесу, зашло в пустынь. Набожная мать предложила мужу и детям зайти к о. Алексию за благословением и наставлением. Батюшка, выйдя из келлии, сказал им: «Идите чай пить». Все отправились в монастырскую гостиницу. Уселись за стол. Вдруг приходит о. Алексий и ставит пред матерью семейства банку варенья, говорит: «Ешь сама, но мужу не давай, ешь сама». Все были поражены этим поступком о. Алексия. Но где же крылась его причина? Оказывается, эта женщина была несчастна в семейной жизни. Муж её наносил ей много оскорбления, и особенно он обижал её тем, что приобретал для себя отдельную хорошую пищу и ел её на глазах жены и своих детей, но никому ничего не давал. Поступок о. Алексия вразумил бессердечного мужа, он почувствовал свою вину и изменил свои отношения к жене и детям.

2. Приходит однажды к о. Алексию послушница Флоровского монастыря, вся расстроенная, взволнованная от пережитых неприятностей. Старец не дал ей возможности и высказать своего горя, а сам подошёл к ней и говорит: «Тебя гонят, притесняют, тебе жить трудно...» Послушница молча стала плакать, а о. Алексий продолжал: «Потерпи, всё пройдёт; матушка даст тебе келлию, и всё будет хорошо». Так впоследствии и было.
3. Летом 1912 года навестили о. Алексия несколько молодых людей. Вдруг к одному из них подходит о. Алексий, надевает на голову его свою монашескую шапочку и говорит: «Самуил, моя шапочка водки не пьёт, и ты больше не будешь пить». Друзья молодого человека были удивлены прозорливостью о. Алексия, который узнал тайный грех неизвестного ему юноши и назвал его по имени.
4. Настоятель Никольской пустыньки Черниговской губернии (на берегу р. Днепра) потерял крест и был в большом смущении. Нужно было служить, принимать богомольцев, а креста нет. Вдруг приезжает в пустыньку о. Алексий (он ежегодно посещал Никольскую пустыньку и молился пред чудотворным образом Святителя Николая и всегда получал, по его словам, большое духовное утешение) и привозит с собою наперсный крест и вручает его изумлённому и вместе с тем обрадованному настоятелю!
5. В мае 1914 года приходит к о. Алексию одна монахиня с родным своим братом офицером. Офицер хотел жениться, и сестра привела его к батюшке взять на это благословение. Но о. Алексий ему сказал: «Нет, подожди, через два месяца будет война».
6. Крестьянка Тамбовской губернии Акилина Степанова, будучи в Киеве, обратилась к о. Алексию за советом, как ей поступить со своей болящей дочерью Варварой: поместить ли её в монастырь, построивши ей там келлию, или оставить её жить в семье. Батюшка, выслушавши Акилину, спросил её: «А кто в семье есть за ней?» — Акилина ответила: «За Варварой следует Параскева, 19-то лет, которую думаем выдать замуж». Тогда о. Алексий сказал: «Параскеве, которую вы думаете выдать замуж, сделайте небольшую келлию (гроб) для одной, а о болящей Варваре помолимся Божией Матери, и она исцелеет, и её выдадите замуж». Удивилась Акилина совету старца и не совсем доверяла его словам. Но всё совершилось так, как говорил о. Алексий. Возвращается Акилина из Киева домой и находит больную Варвару совершенно здоровой. В скором времени после этого она выходит замуж, а меньшая её сестра Параскева через ½ месяца после того заболела и умерла.
Подобных случаев прозорливости преп. Алексия было бесчисленное количество, так что их все нет возможности ни собрать, ни перечислить. А поэтому ограничимся указанными случаями. В заключение скажем только, что основанием прозорливости преп. Алексия не был обычный духовный опыт, ни знание людей, но — благодать Святого Духа.

 15. Поучения

Отец Алексий, будучи человеком, хорошо видящим духовные нужды приходящих к нему людей, никого не отпускал от себя без наставления. Наставления его были кратки, но всегда выразительны и отвечали как раз на духовные запросы наставляемых. Всех наставлений преп. Алексия нет никакой возможности собрать, но мы и большую часть наставлений батюшки не собрали, а представляем читателю только весьма малую часть его советов.
А. Наставления монашествующим:
1. Памятуй о смерти, хотя монах и без того мертвец для мира.
2. Монах, как солдат, должен быть на всё готовым.
3. Бегай праздности и неси безропотно своё послушание.
4. Повинуйся во всём настоятелю и старшей братии. Послушание велико: пророк Моисей однажды не послушался Господа — и не вошёл на обетованную землю.
5. Держись келлии: как рыба без воды делается мёртвою, так и монах вне келлии духовно умирает.
6. Смиряй свою плоть, воюющую на дух; храни чистоту душевную и телесную.
7. Для монаха постоянное правило — непрестанная молитва Иисусова, сменяемая молитвою к Пресвятой Богородице.
8. Четьи-Минеи — вот друзья монаха.

Б. Наставления мирянам:

1. Да будет во всём Его святая воля — «да будет воля Твоя...»
2. Христианину необходимо всегда быть мыслями со Христом.
3. Своё «я» везде следует устранять, и на хуления и злословия других смотреть как на вразумление Божие.
4. К себе должно относиться строго, а к другим — снисходительно. Человека борют нечистые помыслы; это пройдёт — злость на сердце нападает, а после этого — уныние и т.д. Одно сменяется другим. А всё это для нашего смирения.
5. Смирение необходимо в себе воспитывать.
6. Молитва, соединённая с милостынею,— великое дело: сам на себе испытал.
7. Поститься должно так, чтобы никто не знал об этом.
8. Делай добро, пока руки теплы.
9. Лишнее раздавайте своими руками.
10. Нельзя пройти по пути духовной жизни, не зная искушений, но Господь не посылает человеку искушений выше его сил.
11. Болезнь тела рождает смирение души, как Апостол говорит: «Если наш внешний человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется».
12. Сначала поклоняемся «Кресту Твоему», а потом и «Воскресение Твое» славим. Так и в человеческой жизни: сначала страдания, а потом радость.
13. Во время скорбей необходимо терпение с великодушием.
14. Единственный способ облегчения скорбей — это слёзы, терпение и молитва.
15. Когда ниоткуда нельзя ожидать помощи, тогда является небесная помощь.
16. Люди ответят за страдание бессловесной твари.
17. Во время исповеди о. Алексий обыкновенно говорил: «Веру имей: как после бани чисто твоё тело, так после исповеди душа очищается Божией благодатью от грехов».

 В. Изречения преп. Алексия:

1. Что я? — убогий монах.
2. Если бы я был в роскоши, я бы не видел столько милостей Божиих.
3. Приближение человека к Богу есть приближение его к своему счастью; удаление человека от Бога есть удаление его от своего счастья.
4. Милосердие Божие по отношению к милосердию человеческому есть то же, что целое море по отношению к капле воды.
5. Кто не ищет власти, тот не боится и лишиться её.
6. Деньги — это черви.

Память преподобного Алексия  11-го марта

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий