Призвание апостола Петра

Призвание апостола Петра

Апостол Петр родился в Вифсаиде (Ин. 1:45) недалеко от Генисаретского озера, где он вместе со своим братом Андреем, также ставшим Апостолом, занимались рыбной ловлей. С ними были и другие два будущих Апостола – Яков и Иоанн, сыны Зеведеевы (Мф. 4:18).

В каталогах всех Евангелий Петр первоначально именуется Симоном (Мф. 10:2, Мк. 3:16, Лк. 6:14), в то время как другие книги Нового Завета называют его Симеоном (Деяния 15:14, 2-е Петра 1:1). Несколько раз апостола называют Симоном Петром (Мф. 10:2, 16:16, Мк. 3:16, Лк. 6:14, Ин. 1:40,6:68, 13:6, 8:24, 18:10), а также Кифой (1-ое Кор. 1:12,3:12, 9:5, 15:5, Гал. 1:18, 2:9, 11:14).

В Новом Завете не очевидно, в какой момент Иисус назвал Симона Кифой, то есть камнем. Согласно Матфею (16:18), эта смена имени связана с его исповедью в Кесарии Филипповой. Согласно Марку (3:16) и Луке (6:14), имя «Петр» упоминается в начале списка двенадцати апостолов, то есть смена имени происходит тогда, когда группа из двенадцати была окончательно собрана Иисусом. Иоанн (1:42) иначе излагает события: когда Симон впервые встретился с Иисусом (его показал Иисусу Апостол Андрей), Иисус сказал, что назовет его Кифа, это означает камень.

Отца Петра звали Иоанном или Ионой (Ин. 1:43, 21:15 – 17). Матфей (16:17) именует Симона сыном Ионы (Вариона). Возможно, имя «Иона» является сокращением или гаплографией имени «Иоанн», в то время как «Вариона» не может с абсолютной точностью переводиться как «сын Иоанна».

Существует мнение, которое, однако, нельзя с уверенностью поддержать, что слово «Вариона» означает «разбойник», и по этой причине Симон приобретает также прозвище Зилот – «ревнитель». Эта точка зрения подтверждается тем, что Петр использовал нож, орудие убийства, в вечер, когда Иисус был схвачен римлянами. (И поэтому из этого события некоторые делают вывод, что Петр был разбойником и относился к кружку Ревнителей, которые яро сопротивлялись римской власти.)

Петр жил в Капернауме (Мф. 5:14, Мк. 1:21 – 29, Лк. 4:31 – 38). Из этого города была родом его жена, здесь же они жили после свадьбы. В Новом Завете мы не находим сведений о жене Петра. Однако факт, что Петр был женат, подтверждается тем, что Христос исцелил его тещу (Мф. 8:14 – 15, Мк. 1:29 – 30, Лк. 4:38 – 39). Очень вероятно, что его жены уже не было в живых на тот момент, когда Христос призвал его на апостольское служение. Однако позднее, во время апостольских путешествий Петра, рядом с ним находилась женщина – сестра во Христе, которая помогала ему (1Кор. 9:5).

Как профессия Петра, так и тот факт, что члены синедриона называют его и Иоанна неграмотными и простыми (Деяния 4:13), указывают на то, что они не получили образования в раввинской школе.

Призвание Петра на апостольское служение проходило постепенно. Сначала Петра показал Христу его брат Андрей (Ин. 1:42 – 43). Вероятно, он присутствовал на свадьбе в Кане Галлилейской и сразу после этой свадьбы поселился вместе с Иисусом и другими учениками в Капернауме (Ин. 2: 1 – 12). О его призыве кратко сообщают три евангелиста (Мф. 4:18, Мк. 1: 16 – 18, Лк. 5: 3 -11).

С самого первого дня Петр занял лидирующее положение в апостольском кругу. Он всегда занимал первое место в перечнях учеников в текстах Нового Завета (Мф. 10:2, Мк. 3:16, Лк. 6:14, Деяния 1:13) и вместе с братьями Яковом и Иоанном относился к самому узкому кругу учеников, к которым Христос имел особенное расположение (воскресение дочери Иаира (Лк. 8:51), Преображение (Мф. 17:1, Мк. 9:2), молитва в Гефсиманском саду (Мф. 26:37)).

Петр обладал деятельным и порывистым характером, выделялся своей энергичностью и самоуверенностью: смело принимался за различные дела, мгновенно распалялся, однако умел также быстро успокоиться, так как обладал мужеством.

За этим переменчивым и неуравновешенным характером скрывался искренний и по-настоящему преданный Христу человек, который часто играл ключевую роль (Петр и все бывшие вместе с ним преследовали Христа, чтобы сообщить, что его ищут (Мк. 1:31), хождение по воде (Мф. 14:28 – 32), чудесная уплата налога (Мф. 17:24 – 27), бесчисленное прощение людей (Мф. 18:21 – 22), Преображение (Мк. 9:2) исцеление кровоточащей (Лк. 8:45), Петр и Иоанн подготавливают Пасху (Лк. 22:8), ответ Петра от имени двенадцати апостолов (Ин. 6:68)).

В Кесарии Филипповой незадолго до Страстей Христос задал ученикам вопрос, какое мнение имели люди о Сыне человеческом. От имени всех Петр ответил, что Христос – это Мессия, Сын истинного Бога (Мф. 16: 13 – 16). Тогда Христос повелел им никому не сообщать о том, что Он является Мессией. Однако Христос открыл им, что придет в Иерусалим, где будет распят и воскреснет на третий день. Петр принял это близко к сердцу и хотел, чтобы Иисус избавил Себя от этого. Эти уговоры возмутили Иисуса, и Он назвал Петра сатаной (Мф. 16:23).

В неделю Страстей Господних Петр отказывается омыть Ему ноги (Ин. 13:5 – 10). Он охвачен нетерпением узнать, кто предатель Иисуса (Ин. 13:24), протестует, когда Иисус говорит ему, что туда, куда Он идет, Петр не может за ним последовать сейчас – это случится позже – и Петр обещает Христу, что он готов пожертвовать ради Него своей жизнью (Ин. 13:36 – 37, Мф. 26:33, Мк. 14:29). Однако вскоре после этого Петр отрекается.

Когда Господь, помолившись в Гефсиманском саду, возвратился к своим ученикам, Он нашел их спящими и обратился к Петру (Мк. 14:37).

Когда Иисус был схвачен, Петр достал нож и отсек ухо одному из рабов первосвященника – Махлу. За этот поступок Иисус порицает Петра (Мф. 26:51, Мк. 14:47, Лк. 22:50, Ин. 18:10). Как уже отмечалось выше, этот поступок послужил причиной тому, что многие относили Петра к кружку Ревнителей. К ним принадлежал, в частности, Симон Ревнитель и Иуда Искариот.

После ареста Иисуса Петр оправился от первоначального смятения и проследовал ко двору первосвященника (Мф. 26:58, Мк. 14:54, Лк. 22:54, Ин. 18:15 – 16).

Петр стал первым свидетелем Воскресения (Лк. 24:12, Мк. 16:7) и первым увидел воскресшего Христа (Лк. 24:35, 1ое Кор. 15:5).

Мы обладаем скудными сведениями о жизни Петра после Воскресения и не можем составить перечень его передвижений с точной хронологией. В истории первой Церкви Петр вновь занимает лидирующую позицию в первом деянии Апостолов, обладающем административным характером – созыв общего собрания верующих для выбора Апостола, который займет место Иуды Искариота (Деяния 1:13 – 26).

В день Пятидесятницы Петр вместе с другими Апостолами обратился к собравшейся толпе. Речь его была искренна и красива, так что в этот день уверовали и приняли крещение 3000 человек (Деяния 2:14 – 41).

Впоследствии Петр исцелил хромого в Храме и вместе с Иоанном в очередной раз обратился к народу (Деяния 2:12 – 26). После этой речи Петр и Иоанн были призваны на синедрион, где Петр произнес речь, подчеркнув, что не смог бы говорит о том, чего сам не видел и не слышал (Деяния 4:20).

Иудеи, а также саддукеи во второй раз схватили Петра и Иоанна и заключили их под стражу. Однако чудесным образом им удалось освободиться (Деяния 5: 17 – 42).

Все эти и многие другие события, как, например, смертное наказание Анании и его жены Сапфиры (Деяния 5:1 – 11) и другие чудеса, которые Петр совершал одной лишь своей тенью (Деяния 5:15 – 16), прославили Петра.

Позднее Петр и Иоанн были отправлены Апостолами в Самарию, когда узнали что сюда распространилось слово Божие (Деяния 8:14). В Самарии Петр встретился с Симоном Волхвом (Деяния 8:18 – 24). Апостолы Петр и Иоанн проповедовали слово Божие во многих поселениях Самарии (Деяния 8:25).

Петр, находясь в Иерусалиме, отправлялся в странствия и посещал близлежащие церкви (Деяния 9:32). Апостол Павел, который два раза приходил в Иерусалим, встречался с Петром (Гал. 1:18, 2:9) – Апостолом обрезанных, как он называет его в своем послании (Гал. 2:7), который вместе с братом во Христе Иаковом и Иоанном считался «столпом» Церкви (Гал. 2:9).

В одном из своих странствий Петр исцелил в Лидде расслабленного Энея (Деяния 9:32-34). В Иоппии он воскресил Тавифу (Доркаду, гр. «серна»; Деяния 9:36 – 42). Однако в этих местах христиане существовали и ранее, следовательно, Петр не был первым Апостолом в этих краях (Деяния 9:32). По всей видимости, он многое сделал в Лидде и Сароне (Деяния 9:35). В Иоппии Петр пребывал несколько дней (Деяния 9:43). В Кесарии, куда он отправился со священной миссией, Петр окрестил сотника Корнилия и его родственников (Деяния 10:1 – 48).

По возвращении в Иерусалим Петр рассказал о Корнилии и держал ответ перед обрезанными христианами, которые выразили недовольство по поводу крещения сотника Корнилия (Деяния 11:1 – 17). Ответ Петра убедил их, что Бог существует не только для них, но и для всего мира. Они признали, что Бог даже язычникам дал возможность изменить веру и удостоиться истинной жизни (Деяния 11:18). В 42 – 43 гг. Ирод Агриппа после казни Апостола Иакова, увидев, что этот жест понравился иудеям, заключил Петра под стражу, чтобы казнить. Однако Бог спас его чудесным образом. После этого апостол Петр отправляется в дом Марии, матери Марка (Деяния 12:1 – 17). Оттуда он пошел в другое место.

После этого Апостол Петр упоминается дважды. В первый раз – в 49 г. в Иерусалиме Петр принимает участие в апостольском синоде, где он вместе с Павлом, братом во Христе Иаковом и Варнавой сыграли важную роль (Деяния 15:14, Гал. 2:7 – 8).

Во время синода Петр в своей восьмой и заключительной речи в книге Деяний Апостолов со смелостью высказался в защиту свободы христиан – бывших язычников – относительно обрезания и соблюдения законов, и поддержал точку зрения, что бывшие язычники не должны жить в соответствии с этими законами, так как и язычники, и иудеи спасаются лишь верой в Христа. (Деяния 15:1 – 29).

Еще одно упоминание Петра – его встреча с Апостолом Павлом в Антиохии, который упрекнул его в проявлении слабости и уступкам по отношению к иудеям относительно язычников (Гал. 2: 11- 12). Христианская община Антиохии сформировалась достаточно давно, сразу после смерти Стефана от язычников Кипра и Кирини, и состояла из обращенных язычников (Деяния 15:19 – 21). Петр прибыл в Антиохию вместе с Марком, спустя некоторое время после Павла и Варнавы. Затем в Антиохию пришли иудейские христиане, о которых Павел говорит в своем послании к Галатам (2:11 – 13). Петр оставался в Антиохии в тот же период, что и Марк, Павел, Варнава, Иуда и Сила. Из них только Иуда вернулся в Иерусалим спустя четырнадцать дней.

Евсевий пишет, что Петр проповедовал Евангелие иудеям диаспоры в Понте, Галатии, Вифинии, Каппадокии и Азии (Церковная история 3, 1.4, 2). Это свидетельство Евсевия основывается на прологе Первого соборного послания Петра. Однако Петр мог написать его и до своей проповеди. На земле народов, к которым обращено послание, проповедовал и Сила, сопровождая Павла. Таким образом, мы можем предположить, что Петр обращается к ним через посредство Сила.

Тот факт, что Петр прибыл в Коринф, где находилась группа христиан, его последователей (1 Кор. 1:12), не может быть доказан. Из посланий Апостола Павла коринфянам и посланий, написанных в Коринфе (Фессалоникийцам, Римлянам) нет ни намека на пребывание Петра в Коринфе. Подобных сведений мы не находим и в Деяниях, так как их повествование прекращается на моменте прибытия Петра в Рим, о деталях которого они не сообщают. Как следствие, в Деяниях не могло говориться о вероятном проходе Петра через Коринф по дороге в Рим, как говорит Дионисий епископ Коринфский в своем послании Римлянам. Затем и «братья» Господа фигурируют в одном послании, хотя не становится понятно в какой момент они прибыли в Коринф.

Петр проповедовал, главным образом, евреям Палестины, в то время как Павел обращается к иудеям диаспоры и язычникам (Гал. 2:7 – 8, Деяния 22:18 – 21).

В Первом послании Петр сообщает, что оно написано в Вавилоне (5:13). Некоторые предполагают, что здесь идет речь о древнем Вавилоне или одноименном городе Египта, где, возможно, происходит действие. Однако наиболее вероятно, что речь идет о Риме, где Петр находился в 64 году и принял мученическую смерть 13 октября этого же года в цирке Нерона.

Римская Католическая Церковь верит, что Петр оказался в Риме после своего чудесного освобождения (Деяния 12:1 – 17) в 42 – 44 гг. и остался в этом городе в качестве первого епископа до самой своей смерти. Однако первым епископом Рима был Энос, как свидетельствует ранний каталог, составленный епископом Рима Сотером (166 – 174).

Апостол Павел предпочитал проповедовать там, где еще не было услышано имя Христа, так как не хотел строить на чужих фундаментах (Рим. 15:20). Он признается, что желает проповедовать в Риме (Рим. 1:15). Это его стремление засвидетельствовано и в Деяниях Апостолов (19:21, 23:11). Это означает, что на момент написания Послания к Римлянам (56 г.) ни один Апостол еще не был в этом городе. Христиане существовали в Риме еще до указа Клавдия (Деяния 18:2) 50 г... Христианство было образовано здесь христианами, услышавшими проповедь Петра в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деяния 2:10), Римлянами, иудеями и новообращенными, и христианами, позднее услышавшими Павла в различных городах, где он проповедовал. Тем самым объясняется тот факт, что Павел в 16-й главе своего Послания к Римлянам шлет приветствия верующим города, где он еще не проповедовал, ведь они знали его и сопровождали.

Кроме того, постоянное переселение людей из восточных провинций в Рим по различным личным и торговым делам равно как уход римлян в восточные провинции достаточно рано сформировали римскую христианскую общину, и именно в Риме Петр весной 64 г. составляет два своих соборных послания.

 

 Апостолос Главинас, “Двенадцать Апостолов”.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий