Пророк Елисей

Пророк Елисей

Память почитается Православной Церковью 14/27 июня.

Согласно Библии, во время теофании* на горе Синай Бог приказал Илии «помазать Елисея,  сына Сафатова  из Авел-Мехолы [по всей видимости, в Изреельской долине; ср. Суд. 7:22, I Ц. 4:12], в пророки вместо себя» (I Ц. 19:16; единственное в Библии упоминание о помазании как обряде посвящения в пророки).

Однажды, когда Елисей пахал двенадцатью парами быков, подошел пророк Илия (20 июля), накинул на него свой плащ (адерет, в традиционном русском переводе — «милость»).

Это означало, что пророк принимает Елисея в ученики и обещает передать ему пророческий дар. Елисей заколол пару волов и, используя их упряжь, совершил всесожжение Господу.

Поученіе. Св. прор. Елисей. Прот. Григорій Дьяченко

После чего тот немедленно оставил своих родителей и «стал служить ему», то есть сделался его учеником (I Ц. 19:19–21; ср. II Ц. 3:11, где говорится, что Елисей «подавал воду на руки Илии», и II Ц. 2:3,5, где Илия именуется «господином» Елисея).

Получение Елисеем от пророка Илии дара пророчества и дара чудотворения является единственным в Ветхом Завете случаем передачи пророческого служения, которое не было получено по наследству, в отличие от царской власти.

В соответствии с предсказанием, сделанным Илией незадолго до вознесения (II Ц. 2:9–10), Елисей, единственный свидетель этого чуда (II Ц. 2:1–14), унаследовал сверхъестественные способности своего наставника.

Когда Илия завершил служение, Елисей получил разрешение пророка следовать за ним до самого места его вознесения на Небо.

Перед тем как пророк Илия был вознесен Господом на небо, он сказал пророку Елисею: «...проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя»; просьба пророка Елисея была следующая: «...дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар 2. 9).

Пророк Елисей стал свидетелем вознесения пророка Илии на небо: когда за Илией явилась огненная колесница, чтобы вознести его, пророк Елисей, смотря ему вслед, воскликнул: «...отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!» (4 Цар 2. 12). После этого пророк Елисей получил дар чудотворения; взяв милоть Илии, он ударил ею по воде р. Иордан, и она расступилась перед ним (4 Цар 2. 14) — т. о. пророк Елисей повторил чудо Илии (4 Цар 2. 8).

Увидев, как Елисей, к которому перешел плащ Илии, подобно ему рассек этим плащом воды Иордана (II Ц. 2:14; ср. II Ц. 2:8), свидетели сцены вознесения Илии на небо  «сыны пророков» (ученики и последователи Илии) сразу же последовали за Елисеем, признав его своим вождем и осознав, что “опочил дух Илии на Елисее” (4 Цар. 2:7-18).

По просьбе жителей Иерихона Е. бросил соль в воду бывшего рядом источника и «сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия» (4 Цар 2. 21). Придя затем в Вефиль, Е. страшно наказал живших там детей, насмехавшихся над ним: он «проклял их именем Господним», после чего они были растерзаны 2 медведицами (2 Цар 2. 23-24).

Елисей и его ученики жили в хижине на берегу реки Иордан, обучаясь плотницкому делу, не занимая при этом какого-либо существенного положения в израильском обществе.

Елисей и его ученики представляют собой противоборствующих пророков, живущих в горах и упорно сопротивляющихся правителю и его двору. Елисей и Илия являются пророками IX в. до н.э., целью которых было сохранение религии Яхве. Они способствовали сопротивлению Яхве и Его сторонников оргиастическому поклонению пророкам Ваала и Астарты, процветавшему в те времена в Царстве Израиля.

Библейские повествования об пророке Елисее — это по преимуществу короткие и почти не связанные друг с другом истории, в которых он действует главным образом как чудотворец.

Пророк Елисей  предсказывает победу над моавитянами израильскому царю Иораму и его союзнику, иудейскому царю Иосафату, посоветовав им перед битвой вырыть в долине рвы для воды. Увидев рядом со станом израильским воду, моавитяне в лучах утреннего солнца приняли ее за кровь и, решив, что 2 царя устроили междоусобицу, в к-рой погибло их войско, пришли к израильскому стану. Израильтяне неожиданно напали на моавитян и победили их (4 Цар 3). В другой раз пророк Елисей сообщил израильскому царю о расположении враждебного сир. войска, однако запретил ему убивать врагов, которых Бог по его молитве поразил слепотой (4 Цар 6. 18), и вместо этого «приготовил им большой обед, и они ели и пили» (4 Цар 6. 23).

Когда сирийский царь, узнав о действиях пророка Елисея, послал войска, чтобы схватить его, пророк сохранял невозмутимость; после его молитвы Бог «открыл глаза» его напуганному слуге, и тот увидел, что «вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея» (4 Цар 6. 17). Во время осады Самарии сирийским царем Венададом, когда евреи находились в безвыходном положении и голод в городе был настолько силен, что появились случаи каннибализма (4 Цар 6. 28-29), пророк Елисей предсказал скорое снятие осады и изобилие пищи: «...завтра в это время мера муки лучшей [будет] по сиклю и две меры ячменя по сиклю у ворот Самарии» (4 Цар 7. 1); вскоре сир. воинам ночью «послышался стук колесниц и ржание коней, шум войска большого», обративший их в бегство. Народ, возвратившись после разграбления сир. стана, растоптал в воротах города того сановника, который не поверил предсказанию Е. (4 Цар 7. 20).

Несколько чудес пророка Елисея совершил для людей, нуждавшихся в его помощи. У обедневшей вдовы одного из «сынов пророков», обоих детей которой заимодавец хотел сделать рабами, по слову пророка Елисея чудесным образом умножался елей в сосуде, так что она смогла продать его и заплатить долги, а на оставшиеся деньги жить с сыновьями (4 Цар 4. 1-7). Пророк Елисей помог одному из «сынов пророков» достать топор, упавший в воду: он бросил на воду кусок дерева, и топор всплыл (4 Цар 6. 6).

Пророк Елисей был гостеприимно принят жившей в Сонаме богатой женщиной, у которой не было детей и муж которой был стар. По предсказанию пророка Елисея, через год у нее родился сын (4 Цар 4. 16-17). Через несколько лет этот ребенок умер, и мать его пришла к пророку Елисею, от которого Господь скрыл случившееся. По ее просьбе пророк Елисей пошел к ней в дом, и после его усиленной молитвы, обращенной к Богу, «чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои» (4 Цар 4. 35). Через некоторое время пророк Елисей советует этой женщине уйти из Сонама, т. к. «призвал Господь голод, и он придет на сию землю на семь лет» (4 Цар 8. 1). Женщина поселилась на 7 лет на земле Филистимской, а по возвращении «пришла просить царя о доме своем и о поле своем» (4 Цар 8. 3). Узнав от Гиезия, слуги пророка Елисея, о том, что это «та самая женщина и тот самый сын ее, которого воскресил Елисей» (4 Цар 8. 5), царь велел немедленно вернуть ей имущество.

Два чуда, совершенные пророком Елисем, были связаны с пищей. В 1-й раз он сделал съедобными «дикие плоды», во 2-й — накормил малым количеством «ячменных хлебцев и сырых зерен в шелухе» 100 чел., «и еще осталось, по слову Господню» (4 Цар 4. 38-44).

Подробно передается в 4 Цар 5 история исцеления от проказы сирийского военачальника Неемана. Пророк Елисей послал его к реку Иордан и приказал омыться 7 раз. Исцелившись, Нееман возвратился к пророку Елисею и попросил, чтобы дали ему «земли, сколько снесут два лошака», чтобы приносить на ней жертвы Господу (4 Цар 5. 17). Пророк Елисей дал на это позволение, однако не принял от Неемана никакого дара. Гиезий, получивший от Неемана обманным путем 2 таланта серебра и 2 перемены одежд, был жестоко наказан: проказа перешла на него (4 Цар 5. 27).

Пророк Елисей неоднократно предвидел смену власти как в Израиле, так и за его пределами. Он заплакал, увидев сирийского вельможу Азаила, и предсказал, что он будет царем Сирии и сделает много зла израильтянам; на следующий день после возвращения от пророка Елисея Азаил убил сирийского царя Венадада и воцарился вместо него (4 Цар 8. 10-15). Пророк Елисей приказал одному из «сынов пророков» помазать «в царя над Израилем» военачальника Ииуя, которому впосл. удалось свергнуть нечестивого царя Иорама и уничтожить культ Ваала (4 Цар 9-10).

Когда пророк Елисей заболел и был при смерти, к нему пришел израильский царь Иоас, который плакал над ним и говорил те же слова, которые пророк Елисей говорил ранее пророку Илии: «...отец мой! отец мой! колесница Израиля и конница его!» Перед смертью пророк Елисей предсказал царю временную победу над Сирией (букв. — над арамеями — см.: 4 Цар 13. 15-19). Последнее чудо пророка Елисея, описанное в Библии, было совершено после его смерти. Во время похорон некоего человека погребавшие, испугавшись полчища моавитян, бросили мертвеца в гроб пророка Елисея, и он ожил, как только коснулся костей пророка Елисея. (4 Цар 13. 21).

Упоминания пророка Елисея в Священном Писании

Помимо рассказов о жизни пророка Елисея в 3-й и 4-й Книгах Царств о нем говорится в Священном Писании еще 2 раза: в Сир 48. 12-15 и Лк 4. 27.

В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророку Елисею посвящено 4 стиха в разделе, рассказывающем о праотцах и великих людях Израиля. Сообщается, что, после того как пророк «Илия сокрыт был вихрем», «Елисей исполнился духом его» (Сир 48. 12). Пророк Елисей совершал чудеса и никого, кроме Бога, не боялся: «...во дни свои не трепетал пред князем» (Сир 48. 13). Дважды в этом кратком отрывке говорится о посмертных чудесах пророка Елисея.: «...по успении его пророчествовало тело его» (Сир 48. 14), «по смерти дивны были дела его» (Сир 48. 15).

В Евангелии от Луки пророк Елисей также упоминается в связи с пророком Илией. Греч. форма имени (᾿Ελισαῖος) отлична от сохранившейся в тексте Септуагинты (Ελισαιε) и представляет собой, возможно, древнюю традицию греческой передачи имени Елисей. Впоследствии эта форма стала доминирующей в патристической лит-ре (вместе с вариантом ᾿Ελισσαῖος).

Проповедуя в синагоге Назарета, Господь говорит о том, что «никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк 4. 24), приводя в пример ветхозаветных пророков — Илию и Елисею. Илия был послан «ко вдове в Сарепту Сидонскую» (т. е. за пределы Израиля), а Елисей исцелил сирийца Неемана, хотя в то время было много прокаженных в Израиле (Лк 4. 25-27). Эти слова Господа вызвали ярость бывших в синагоге иудеев.

Исследователи указывают на тот факт, что в Евангелии от Луки имеется еще несколько мест, связанных, пусть и в меньшей степени, с рассказами о пророках Илии и Елисеи в 3-й и 4-й Книгах Царств (Evans. 1987). Так, например, воскрешение сына наинской вдовы (Лк 7. 11-17) сопоставляют (Evans. 1987. P. 79) с аналогичными повествованиями о пророке Илии (воскрешение сына вдовы из Сарепты Сидонской — 3 Цар 17. 17-24) и пророке Елисее (воскрешение сына сонамитянки — 4 Цар 4. 32-37). Просьба к Господу человека, хотевшего следовать за Ним, позволить ему «проститься с домашними» (Лк 9. 61) напоминает аналогичную просьбу пророка Елисея к пророку Илии: «...позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою» (3 Цар 19. 20). В отличие от пророка Илии Господь не позволяет просящему проститься с родственниками, говоря: «...никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк 9. 62). Как отмечено в одном из исследований, используемое в начале этого отрывка слово ἀνάλημψις (Лк 9. 51; в синодальном переводе — взятие), более нигде в Новом Завете не встречающееся, связано, возможно, с описанием взятия на небо пророка Илии, свидетелем которого был пророк Елисей  (4 Цар 2. 11 в переводе LXX: «понесся [букв.- был взят] Илия в вихре на небо»).

Имеется также сходство между описаниями чуда насыщения Господом 5 тыс. в Евангелиях (см., напр.: Лк 9. 12-17) и чуда насыщения 100 чел. (4 Цар 4. 42-44), к-рых по слову пророка Елисея удалось накормить 20 ячменными хлебами и небольшим количеством зерен, причем «они насытились, и еще осталось» (ср.: Лк 9. 17: «И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов»).

В «Евангелии Никодима», раннехрист. апокрифическом произведении, пророк Елисей  представлен как свидетель вознесения пророкака Илии на небо и в этом качестве сопоставляется с апостолами, видевшими Вознесение Господне. Приводится речь Никодима, который призывает последовать примеру пророка Елисея, позволившего «сынам пророков» искать Илию: «И ныне послушайте меня, сыны Израиля, и пошлите мужа в горы Израиля — может быть, Дух взял Иисуса, может быть, найдем Его».

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий