Равноапостольный Іоасафъ. Валаамскій Монахъ — Просвѣтитель Америки

Память 19  Апреля († 1799)

Современная икона Святителя Іоасафа, писанная О. Ѳеофиломъ

Современная икона Святителя Іоасафа, писанная О. Ѳеофиломъ

Первымъ принесшій Святое Православіе на Землю Американскую, крестившій сотни американцевъ, тогда принадлежавшей Русской Америкѣ — Аляски, былъ смиренный Валаамскій монахъ, ставшій Первосвятителемъ и Просвѣтителемъ всей Православной Америки.<

Ровно 200 лѣтъ тому назадъ онъ жизнь свою точно жертву принесъ Господу въ пучинѣ морской, исполняя свое благовѣщенское послушаніе — нести Свѣтъ міру. Предлагаемое описаніе (въ сокращеніи), составленное на основаніи недавно найденныхъ данныхъ, является первой біографіей забытаго Первосвятителя Америки, и благодарное новое поколѣніе православныхъ, живущихъ въ отступающей отъ Христа Америкѣ, взываетъ ко Святителю Іоасафу о помощи — Спаси насъ, ибо мы погибаемъ въ пучинѣ моря житейскихъ страстей и суевѣрій наступившей тъмы языческой. Просвѣти насъ снова Свѣтомъ Христа!

1. Ярославль.

Святитель Кадьякскій Іоасафъ родился въ 1757 году, Января 22-го дня въ Тверской губерніи Кашинскаго уѣзда селѣ Стрешневка, отъ священника Ильи Болотова, при крещеніи нарѣченъ Іоанномъ. Рано въ немъ обнаружились дарованія, энергія и любовь къ ученію. Первоначальное образованіе онъ получилъ въ Кашинскомъ духовномъ училищѣ, бывшемъ тогда при Дмитровскомъ монастырѣ. Поступивъ въ 1777 году въ Тверскую духовную семинарію, онъ обучался тамъ до богословскаго класса, а затѣмъ перешелъ въ Ярославскую семинарію, гдѣ и окончилъ курсъ въ числѣ самыхъ лучшихъ воспитанниковъ.

Чувствуя призваніе къ иноческой жизни, молодой Іоаннъ по окончаніи курса ученія не пожелалъ поступить въ приходскіе священники, хотя ему и предлагали много мѣстъ. Однако жъ, чтобы дать себѣ время убѣдиться въ твердости этого призванія и изъ любви къ просвѣщенію, онъ предварителыю поступилъ на должность педагога Угличскаго духовнаго училища, которую и исполнялъ около четырехъ лѣтъ. Въ 1786 году, бывши 25-ти лѣтъ отъ роду, Іоаннъ Болотовъ поступилъ въ Толгскій монастырь, что близъ Ярославля, гдѣ спустя три года въ 1789 году принялъ постригъ съ именемъ Іоасафа, тамъ же былъ посвященъ во іеродіаконы. Въ поискахъ большего уединенія онъ перешелъ въ Югскую Дороѳееву пустынь Угличскаго уѣзда Тверской губерніи, а изъ нея — въ Валаамскій монастырь.

     2. Валаамъ.

Пустынное уединеніе обители, расположенной на островѣ Ладожскаго озера, строгость жизни ея монашествующихъ и святость ея настоятеля о. Назарія чрезвычайно нравились молодому иноку. Въ то благословенное для Валаамской обители время тамъ процвѣтало старчество и пустынножительство. Цѣлая плеяда дивныхъ подвижниковъ, извѣстныхъ своей несокрушимой духовной крѣпостію, славныхъ подвигами вѣры и благочестія, подвизались въ то время въ пустынькахъ и пещерахъ на древней валаамской землѣ, освященной монашескимъ подвигомъ. Сподвижниками и духовными наставниками Іоасафа, помимо Игумена Назарія (Кондратьева), были Іеросхимонахъ Никонъ (Бахаревъ), монахъ Варлаамъ (Давыдовъ), будущій валаамскій Игуменъ, скончавшійся въ Оптиной Пустыни. Одновременно съ нимъ поступилъ въ Валаамскій монастырь и послушникъ Евсевій Ужтовскій, въ будущемъ извѣстный Старецъ Іеросхимонахъ Евфимій, и монахъ Германъ, раздѣлившій съ нимъ впослѣдствіи апостольскіе труды въ Америкѣ.

Іеродіаконъ Іоасафъ полюбился валаамской братіи своимъ нравомъ свѣтлымъ и пріятнымъ, кротостью и твердостью духа, увлекательнымъ даромъ слова, соединеннымъ съ силою убѣжденія и строгой обдуманностью въ исполненіи послушаній. И самъ онъ хотѣлъ жить и подвизаться въ подвигахъ благочестія на Валаамѣ до конца своего земного странствованія, но не такъ судилъ Промыселъ Божій.

    3. Митрополитъ Гавріилъ.

Въ 1793 году Митрополиту Новгородскому и Санктъ-Петербургскому Гавріилу было поручено изыскать подходящихъ людей въ составъ отправляемой въ Сѣверную Америку Православной Миссіи «для основанія и умноженія христіанскаго закона въ новооткрытыхъ именитыми гражданами курскимъ Иваномъ Ларіоновымъ Голиковымъ и рыльскимъ Григоріемъ Ивановичемъ Шелеховымъ земляхъ». Изъ Указа Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссійскія Преосвященному Гавріилу видно, «что сіи граждане въ 1781 году составили для звѣриныхъ промысловъ на островахъ по восточному океану разсѣянную Компанію и пустясь на Алеутскія острова, достигли Сѣверной Америки. Народы, которые они нашли, называются: Киктанъ, Афогнакъ, Коніяги, Кенайцы, Чугачи, Агмохметы и Колоши. Они съ ними подружились. Выгоды, которые увидѣли въ образѣ жизни россіянъ, усиливаютъ въ нихъ желаніе быть христіанами и россіянами. Рабочіе люди отправляютъ особливо въ праздничные дни вечерню, утреню, часы и молебны — сіе воспламеняетъ во оныхъ не имѣющихъ никакого закона народахъ усердіе быть христіанами, многіе изъ нихъ крещены простолюдинами, множество обучено читать и  писать по-россійски.

Помянутые именитые граждане просятъ, чтобы дать имъ іеромонаха, который бы имѣлъ способность обучать оные народы закону, и изъ тѣхъ, которые ими обучены по-россійски читать и писать, посвящать в священники, чтобъ могли быть истолкователями его ученія, особливо чтобъ примѣрная его жизнь открывала имъ истину христіанскаго закона. Они желаютъ ихъ обучать своимъ коштомъ въ Иркутской семинаріи, и тѣмъ больше пріуготовлять къ священству. За симъ просятъ дозволенія строить церкви, одну походную, и для сего отпустить съ избраннымъ іеромонахомъ антиминсы. Устроеніе церквей и снабженіе ихъ ризницей, такъ же и содержаніе клира берутъ они на себя...»

По желанію Преосвященнаго, «Миссія будетъ имѣть пребываніе на островѣ Кихтанъ, отстоящемъ отъ матерой американской земли на 100 верстъ, по берегу оной земли отъ Аляскинскаго полуострова къ мысу Святаго Иліи больше 1500 верстъ, а внутрь земли по мѣстамъ не больше 30-ти верстъ, обитающихъ въ семъ пространствѣ народовъ не менъше ста тысячъ». Поэтому онъ нашелъ нужнымъ увеличить число миссіонеровъ до 3-хъ іеромонаховъ и 2-хъ іеродіаконовъ. Для этого дѣла нужны были люди молодые, энергичные, всецѣло преданные дѣлу. Таковыхъ онъ нашелъ среди монаховъ пустыннаго и общежительнаго Валаамскаго монастыря. 10-го Октября 1793 года въ Святѣйшемъ Сѵнодѣ слушалось донесеніе митрополита Гавріила объ усердномъ желаніи воспріять монашескій чинъ и отправиться въ новонайденную Сѣверную Америку послушника Валаамскаго монастыря Ѳеодора Панова, черезъ нѣсколько дней послѣдовало донесеніе о таковомъ же желаніи послушника Валаамскаго монастыря Якова Говорухина. Ѳедоръ Пановъ былъ постриженъ и рукоположенъ во іеродіакона съ именемъ Нектарія, а Яковъ Говорухинъ — во іеромонаха съ именемъ Іувеналія. Во главѣ Миссіи былъ поставленъ 32-лѣтній Іеромонахъ Іоасафъ.

«Монахъ, полагающій все свое богатство въ нестяжаніи, и на сіе богоугодное дѣло опредѣляетъ себя единственно къ подвигу распространенія закона христіанскаго въ народахъ, непросвѣщенныхъ истинами Евангелія», — такъ рекомендовалъ Іоасафа Валаамскій Игуменъ Назарій, ко мнѣнію котораго Митрополитъ прислушивался. Такого человѣка безошибочно можно было поставить во главѣ Миссіи. Тогда же въ 1793 году Іеромонахъ Іоасафъ по именному повелѣнію Государыни Императрицы сдѣланъ былъ начальникомъ образовавшейся Миссіи и тотчасъ же возведенъ въ санъ Архимандрита. Ему были пожалованы митра и наперсный крестъ. Все нужное миссіонерамъ для священнослуженія и проповѣди христіанства было выдано Митроп. Гавріиломъ изъ ризницъ упраздненныхъ новгородскихъ монастырей.

Владыка тщательно готовилъ миссіонеровъ къ предпріемлемому ими подвигу, чтобы они отчетливо представляли важность предстоящаго имъ дѣла. Онъ составилъ спеціальную инструкцію въ помощь проповѣдникамъ, посылаемымъ для обращенія иновѣрныхъ въ православную вѣру, а также далъ письменные Наставленія Архимандриту Іоасафу, которые въ сущности являются своего рода присягой миссіонера, его апостольской клятвой. 21-го декабря 1793 года Архимандриту Іоасафу и другимъ участникамъ Миссіи: Іеромонаху Ювеналію, Іеромонаху Макарію, Іеромонаху Аѳанасію, Іеродіакону Нектарію и монаху Герману Санктъ-Петербургской Духовной Консисторіей были выданы паспорта для свободнаго проѣзда до показаннаго мѣста. Всего вмѣстѣ съ послушниками было отобрано 10 человѣкъ. На дальнюю дорогу имъ было выдано началъствующему 500 рублей, прочимъ каждому по 250 рублей изъ Московской Сѵнодальной Конторы.

Передъ отъѣздомъ въ Америку, страну столь отдаленную, О. Іоасафъ за долгъ счелъ навѣстить престарѣлаго родителя своего и другихъ близкихъ родственниковъ, для чего онъ и пріѣзжалъ на нѣсколько дней въ село Стрешневку и городъ Кашинъ. Въ послѣднемъ находилась его бѣдная сестра, скончавшаяся въ 1831 году. Отъ нее и извѣстенъ разсказъ объ одномъ поступкѣ О. Іоасафа, характеризующемъ неистощимую готовность его помочь ближнему и его находчивость въ крайнихъ обстоятельствахъ. Проходя въ то время къ сестрѣ, мимо зыби, находящейся подъ горою, что близъ кашинской Введенской церкви, онъ увидѣлъ крестьянина, который, бывши въ нетрезвомъ видѣ, попалъ въ эту трясину и никакъ не могъ изъ нея выбраться, хотя до твердой земли было не болѣе двухъ аршинъ. За неимѣніемъ при себѣ трости, О. Іоасафъ тотчасъ снялъ съ себя единственную шелковую рясу и бросилъ ее вмѣсто веревки, сказавши, чтобы утопающій ухватился за нее. Черезъ это бѣднякъ избавился отъ смерти.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий