Равноапостольный Косма Этолийский

Святой Косма Этолийский

Афанасий Зоитакис

Годы жизни этого святого Космы Этолийского 1714–1779. Этолийским он назван, потому что родился в Этолии, одной из областей Центральной Греции. У этого святого есть еще много разных имен, его называли и Новым, и Афонским, и Албанским. Наименование «Этолийский» появилось уже во второй половине ХХ века, под этим именем он был канонизирован.

Также он был прославлен как равноапостольный, но при этом раньше, до прославления, во многих письменных источниках он упоминался и как священномученик, и как преподобномученик, а официальное прославление состоялось в начале 1960-х годов.

Прежде чем начать рассказ о святом Косме, надо сделать небольшое отступление и сказать о том, какая ситуация сложилась на Балканах к началу XVIII века.

Когда родился святой Косма и когда он начинал свою просветительскую деятельность, жизнь Балкан определяли два процесса – кризис образования и массовая исламизация, причем массовая добровольная исламизация, когда сотни тысяч православных становились мусульманами.

Кризис образования начался сразу после падения Византийской империи. Многие ученые бежали на Запад, произошел демографический спад, наблюдался упадок городов. Православные оказались вытеснены в горные местности, а плодородные равнинные земли, которых в Греции было не так уж и много, были заняты или приближенными к султану лицами, или какими-то греками (которые приняли ислам и стали служить при дворе), или какими-то чиновниками на местах.

Соответственно, бежали из Греции и с Балкан на Запад не только преподаватели, но и богатые люди, которые традиционно финансировали образование. Турки никак не заботились об образовательной системе, в лучшем случае не мешали – не мешали основывать учебные заведения, но часто эти школы функционировали только благодаря взяткам.

Необходимо было дать взятки или султану, или каким-то чиновникам на местах, и только после этого учебные заведения начинали свою работу. Погибла учебная литература и множество рукописей. Библиотеки были или сожжены, или разорены – то есть учебников практически не было.

К XVIII веку, после вытеснения людей в горы, ситуация усугубляется еще и обособлением отдельных населенных пунктов. Из-за сложного горного рельефа люди перестают общаться друг с другом. Они живут в своих деревнях, занимаются каким-то хозяйством, какими-то делами, выпасом скота и совершенно никак не общаются с соседями, потому что на всех дорогах много разбойников и плохое сообщение. Лучше, в общем, не покидать своих родных мест.

Постепенно происходит деградация. Люди забывают о том, что они православные, о том, что они христиане, о том, что они когда-то жили в достаточно мощном государстве, которое существовало более тысячи лет, – в Византийской империи. Ощущая теперь себя жителями той или иной деревни, они при этом совершенно не помнят своей истории. И происходит следующее: или разрушается школа, или разрушается храм, священников новых не назначают, наступает запустение.

Во многих населенных пунктах к этому времени уже не было церквей или школ или того и другого. Происходит в буквальном смысле одичание народа, о чем пишут многие путешественники. Европейцы, которые оказывались в этих местах, говорят, что люди действительно пребывали порой в некоторых областях в полудиком состоянии.

Кроме того, на этом фоне происходит массовая исламизация, потому что, чтобы куда-то пробиться, получить какие-то посты, какие-то льготы, необходимо было принимать ислам. И действительно многие принимают ислам. К концу XVII века более миллиона европейских мусульман были потомками родителей-христиан, которые отказались от своей веры.

Часто люди отказывались от православной веры целыми селами, общинами, городами. Например, в 1759 году население целого района в центральной Македонии в день Пасхи принимает ислам во главе со своим митрополитом, это такой апогей деградации. Православный человек, любой религиозный человек понимает, что такое в самый главный христианский праздник принять ислам, до какого состояния нужно было дойти. Этот процесс только набирает обороты, происходит некая цепная реакция, с каждым годом становится все хуже и хуже.

В 1714 году в небольшом безвестном селении Мега Дендро (в переводе на русский язык «большое дерево») произошло, казалось бы, вполне рядовое событие: в семье простых ткачей родился сын. Сохранилось имя отца, его звали Димитрий и он был родом из области Эпир, на границе Греции и Албании. Вот из этой области были родители Космы Этолийского, которые, как я уже сказал, были простыми ткачами. Больше о них практически ничего не известно.

Так вот, у них родился сын. Это был второй сын в семье. Старшего звали Хрисанф. Младшего назвали Констас. Констасом он зовется у нас в Афонском патерике – это первая публикация жития Космы Этолийского. В XIX веке это имя перевели как Констант. Но сейчас преобладает мнение, что надо переводить как Константин, то есть мирское имя Космы Этолийского было Константин.

О месте его рождения нет единого мнения. На эту честь претендовали несколько соседних сел. Даже была народная легенда, что он родился на вершине между двух деревень, но наиболее обоснованная версия встречается в житии, написанном преподобным Никодимом Святогорцем, который близко знал Косму Этолийского и очень дружил с ним.

На экране вы видите первое житие Космы Этолийского, написанное Никодимом Святогорцем через два или три года после его смерти, по общему мнению в конце XVIII века. Рукопись хранится в архиве афонского Ватопедского монастыря, предположительно датируется где-то восьмидесятыми годами, то есть написана сразу после мученической кончины Космы в 1779 году, что называется – по горячим следам.

Это неоценимый источник, потому что Никодим Святогорец был человеком выдающегося ума, выдающихся способностей и памяти, обладал широчайшими знакомствами и очень тщательно работал с историческими источниками, то есть был настоящим ученым даже в современном смысле этого слова. Он очень строго относился к свидетельствам и отбирал достоверные.

Поэтому мы вполне можем ориентироваться на житие Никодима и в основном на него и ориентируемся. Есть еще несколько житий святого Космы, написанных его учениками. В целом они не противоречат друг другу.

В детстве Косма получил такую же профессию, как отец, то есть был ткачом, помогал родителям. И поэтому часто говорят, что у него фамилия была Анифантис, «Ткачев» на русский манер, потому что фамилии тогда не были особо распространены.

С детства у Космы была большая тяга к знаниям. Он старался воспользоваться любой возможностью, чтобы получить образование. Как он потом писал: «Я, христиане, посвятил учебе 40-50 лет. Изучил глубины мудрости».

Действительно, такой удивительный феномен, когда мальчик родился в месте, где интереса к образованию ни у кого не было. Он ходил за много километров от родного селения, чтобы получить образование. Он совершал многокилометровые пешие переходы и учился в разных монастырях.

Сейчас на экране вы увидите несколько кадров из родного селения Космы. Вот табличка, которая рассказывает о его жизни. Это фундамент родительского дома. Это кладбище, где до сих пор есть могила родителей Космы Этолийского.

Вот это брат Космы Этолийского. У них было всего двое детей: старший Хрисанф стал начальником Константинопольской академии и очень известным представителем образованных кругов. Константинопольская академия была ведущим учебным заведением.

Можно сказать, что в семье простых ткачей были воспитаны два светильника веры и науки. Это памятник, который воздвигнут в селении Ано хора (тогда оно называлось Лоботина), где Косма обучился священной грамоте, получил знания азов арифметики и выучил грамматику.

Он был одаренным учеником, поэтому сразу, еще в период обучения, был назначен в эту школу учителем. Такая практика была распространена. Самые одаренные ученики становились наставниками. И при этом он был проповедником. Он преподавал, беседовал с христианами после воскресной службы.

Сохранились некоторые свидетельства о том, что как раз в этих беседах он говорил о прошлом народа и судьбе отечества, о Церкви и предпочитал живой диалог, то есть это был не традиционный монолог. Он уже тогда использовал новаторские методики. Например, в учебном процессе полностью отказывался от телесных наказаний, которые тогда были общепринятыми.

Свое образование он продолжает в знаменитом Элиномусио, это учебное заведение находилось при монастыре святой Параскевы. Но это был не тот уровень образования, к которому стремился Косма, и на счастье он услышал о том, что открывается Афонская академия, о ней мы сейчас поговорим. А пока вы можете видеть камень, на котором учил Косма, и там есть развалины школы, которую он основал. Это первая школа, которую он основал в селении Таксиархис.

Он открыл первую школу, но услышал о том, что на Афоне открывается Афонская академия, учебное заведение при Ватопедском монастыре. Оно недолго пребывало в славе, потому что было закрыто уже в конце XVIII века. Но успело дать целую плеяду выдающихся учеников. Там было общежитие, где жили одаренные дети со всех Балкан, не только из Греции. К начальнику Академии Евгению Вулгарису приезжали слушатели даже из Германии и России. Среди учеников Афониады были люди со всего православного мира. И за короткие годы там появились подвижники, которых вы видите, просиявшие ученики и преподаватели Афониады. Они прославлены в лике святых. И еще о прославлении нескольких скоро будет поднят вопрос.

Что же преподавалось в Афониаде? Это были так называемые математические и философские дисциплины: арифметика, геометрия, физика, космография, логика, введение в философию, метафизику. Причем они преподавались с опорой на современные знания, достижения современной науки на Западе. Это была эпоха научной революции, эпоха подъема науки на Западе, и Евгений Вулгарис, схоларх (начальник) Академии, приносит на Балканы новейшие достижения современной науки.

Сохранилось несколько исторических источников, которые повествуют о том, что группа учеников Афонской академии создает тайное общество, объединяется в борьбе с неграмотностью и за просвещение народа. Буквально это звучит как «во имя Святой Троицы решают помочь народу». В это общество входит тридцать человек. Многие из них впоследствии становятся архиереями, известными учителями, проповедниками. Но самый известный из них, конечно, Косма Этолийский.

После упадка Академии, который наметился при окончании полного курса обучения, Косма Этолийский отправляется в афонский монастырь Филофей. Здесь он изображен в сонме отцов, просиявших в Филофейской обители. Эта икона Космы Эталийского – одна из ранних. И он вскоре по прошению братьев был рукоположен в монахи, а потом стал и иеромонахом.

По свидетельству Космы, он на Афоне «семнадцать лет плакал о своих грехах». Период обучения в Афонской академии был временем покаяния, временем молитвы, очищения сердца, борьбы со страстями. Это был не только путь получения образования, а это был путь духовного подвига.

Он проходил духовную подготовку, которую проходили все православные святые, которые занимались миссионерской деятельностью. По слову Григория Богослова: «Просветись сам и другие просветятся».

Косма также готовился, имел стремление к тому, чтобы послужить своим братьям-христианам, как он говорил, но, чтобы иметь успех на этом поприще, он попросил своих соратников по движению дать ему еще несколько лет, чтобы в архивах афонских монастырей, библиотеках изучить древние рукописи, святоотеческую литературу, глубже изучить Священное Предание, Священное Писание.

Но все время его беспокоил призыв, о котором он говорил: «Однажды я услышал слово, сказанное Господом нашим Иисусом Христом о том, что христианин, будь то мужчина или женщина, должен заботиться не только о своем спасении, но и равным образом печься о том, чтобы не впали в грех его братья».

И дальше он продолжает: «Какую великую нужду в Божьем слове имеют братья мои, христиане! Поэтому ученые люди должны стремиться не в господские дома, не ко двору вельмож и не ради богатства и земной славы расточать свою ученость, но, чтобы приобрести небесную награду и неувядающую славу, более всего должны стремиться учить простой народ, живущий в великом невежестве и грубости».

И вот чудесным образом он открывает Священное Писание и наталкивается на апостольское изречение: «Никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо» («Пусть каждый ищет не того, что полезно для него самого, но чтобы принесло пользу его брату»).

Этот случай окончательно его убеждает. Он получает благословение игумена, получает благословение афонских старцев и отправляется в Константинополь, где его встречает брат, который уже стал начальником Константинопольской академии. Брат знакомит его с патриархом Серафимом Вторым, который с большим одобрением относится к идее Космы стать проповедником и назначает его главным проповедником Восточной Церкви.

Сохранились свидетельства о том, что он провожал Косму несколько сотен метров и потом долго благословлял вслед уходящего странника, который отправлялся на подвиг проповеди Евангелия.

Теперь о территории, где проповедовал Косма Этолийский. Это практически вся территории Греции. Здесь вот карта удачная в том смысле, что охвачена территория, где проповедовал Косма. Он не был только на полуострове Пелопоннес и на Крите, потому что там был наиболее высокий уровень образования и знаний. Он охватывает всю остальную Грецию и Малую Азию, окрестности Константинополя, захватывает Албанию. Очень много времени уделяет проповеди в Албании. Вот Бывшая Югославская Республика Македония. И захватывает немного Болгарию.

Есть разные данные, но я вам сказал то, что точно установлено наукой. Есть мнения о том, что он был в Сербии, что он был чуть ли не в румынских землях, в Бессарабии, доходил до территории, входящей в Молдавию, чуть ли не в Одессе побывал. Но это такие предания, которые, вероятно, с действительностью имеют мало общего.

Косма охватывает большую часть территории Константинопольского патриархата, все наиболее проблемные регионы. Особое внимание он уделяет областям, которые находятся в критическом состоянии. Эти миссионерские путешествия (всего их было четыре) продолжались с 1760 по 1779 годы. С 1773 по 1775 год был перерыв в связи с политическими событиями, это время он провел на Афоне.

Что касается реакции народа, то на первом этапе своей деятельности он столкнулся с трудностями. Подчас ему приходилось встречаться с враждебностью местного населения. Есть данные о том, что где-то его встретили камнями, где-то его изгнали из своего селения, и так продолжалось примерно год. Но он не опускал руки и продолжал искать подход к людям.

Сейчас у нас говорят, что сложно проповедовать, люди не хотят слышать Слово Божье. Но тогда было гораздо сложнее, потому что люди во многих селениях уже не были православными даже по названию. Они были совершенно не религиозными, не церковными, потому что уже несколько десятилетий у них не было священника, не было учителя, и церкви разрушались. Поэтому было тяжело.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий