Равноапостольный Косма Этолийский

Но нестяжание, трудолюбие, самопожертвование и, конечно, несомненный дар Космы Этолийского постепенно привлекли внимание слушателей. Кроме того, Косма никогда не останавливался в домах знати, был очень воздержан в еде, все его имущество состояло из рясы и переносной кафедры. Как он говорил: «У меня только один мешок».

Он называл рясу мешком. Он проповедовал вечером, чтобы людям было комфортно, когда они возвратились с сельскохозяйственных работ, а днем под палящим солнцем перебирался в следующий населенный пункт. Он был тонким психологом, как сейчас бы сказали. Он знал, как найти подход к людям, никогда не превозносился, никогда не называл себя учителем и говорил с людьми на равных. Например, так: «Недостоин я, братья, учить и советовать вам».

И люди постепенно начинают к нему тянуться, и в течение двух-трех лет молва о нем распространяется по всем Балканам. Все Балканы становятся его аудиторией, но он стремился к большему. Как он говорил: «Ах, если бы, братия мои, я был в силах взойти на небо, чтобы воззвать великим гласом и возвестить всему миру, что един Христос наш есть Сын и Слово Божие, и Бог Истинный, и Источник всей Жизни! О, как бы я желал это сделать! Но раз я не в силах сотворить великое, то делаю малое: перехожу с места на место и учу братьев моих по силе своей – не как учитель, но как брат, ибо у нас только один Учитель – наш Христос».

Можно сказать, что проповедь Космы Этолийского – это первый успешный опыт глобальной проповеди в период Османского владычества. Были примеры, когда люди успешно проповедовали в рамках родной территории, своей области, в которой они родились, основывали одну, две школы, преподавали. Но примеров, чтобы люди проповедовали среди разных народов, чтобы они проходили сотни километров и везде их встречали, ждали, сотни тысячи людей выходили навстречу, – таких примеров больше не было. Это, наверное, один из примеров наиболее успешной проповеди и миссионерской деятельности в истории Православной Церкви.

Равноапостольный Косма Этолийский

Неслучайно Косму называют равноапостольным. Есть очень интересные свидетельства о количественном составе аудитории, о том, сколько у него было слушателей, причем эти свидетельства порой приходят из независимых источников. Например, в венецианских архивах сохранились такие данные.

Венецианцы очень скрупулезно подходили к исследованию Космы и его аудитории. Они внедрили шпионов – от пяти до шести человек, которые все время сопровождали Косму, когда он пребывал в венецианских владениях, и контролировали каждый его шаг, записывали содержание проповедей, докладывали, сколько у него слушателей, кто его сопровождает и т.д. Это очень ценный источник.

Косму сопровождали на острове Кефалония шесть тысяч человек. На его проповедь в одном селении пришло пятнадцать тысяч слушателей. Среди его почитателей, которые его посещали на материке в Албании, было много мусульман. Из-за многочисленности аудитории он никогда не проповедовал в храме, потому что ни один храм не мог вместить всех желающих, он проповедовал прямо в поле.

На месте своей проповеди он ставил деревянный крест или небольшие металлические кресты, которые он тоже иногда использовал, в зависимости от рельефа местности, и деревянные кресты он потом оставлял в напоминание о своей проповеди.

По свидетельству венецианцев, люди неотрывно следили за поучением Космы, и на протяжении всей многочасовой проповеди стояла абсолютная тишина. Тот же информатор венецианцев докладывает: «Они бежали за ним, целуя ему руки и ноги, почитая его словно настоящего Спасителя, даже преступники, кто находился вне закона, примирялись со своими врагами и впредь жили мирно».

Повторюсь, что это свидетельства не из православных кругов, а от людей независимых, это, в общем-то, отчеты полицейских агентов, которые были заинтересованы в описании точной картины, и тем они особенно ценны.

Косма Этолийский стремился включить свои проповеди в богослужебный цикл, призывал христиан исповедоваться и молиться и побуждал всех, кто имел материальную возможность, покупать святоотеческую литературу и сам раздавал эти книги тем, кто знал грамоту или обещал учиться.

Вот здесь вы видите церковь, которая была освящена Космой Этолийским. Порой он освящал храмы или восстанавливал богослужения, назначал священников из своих учеников. Он поднимался в горные деревни, где люди уже забыли о значении таинств, крестил сотни тысяч людей в труднодоступных районах.

Его трудами было построено несколько сотен проскинитариев. Греческое слово «проскинитариа»можно перевести как «поклонные часовни», посвященные какому-то святому, с его иконой и лампадкой. И туда на общую молитву по призыву Космы приходили люди из соседних селений, где не было церкви, и там они зажигали лампады, молились.

Это было сделано для того, чтобы сплотить людей из разных селений, сплотить между собой греков, славян, валахов, объяснить, что они православные, что православие их объединяет и что они должны держаться вместе, а не быть обособленными.

Также святой Косма восстанавливает традицию престольного праздника, когда люди из разных соседних селений стекаются в деревню, где празднуется престол, и там общаются между собой.

Вот сейчас вы увидите фотографии, конечно, многие постройки уже современные, но находятся на месте проскинитариев, которые были основаны Космой, или кресты установлены на месте его проповеди. Вот вы видите дерево, рядом с которым он проповедовал. Вот таких крестов или каких-то памятных часовенок сотни в Греции. В Албании был богоборческий режим, много было разрушено, но остались вещественные источники – деревья или камни, где он проповедовал.

Вот видите, надпись на месте, где учил святой: «Равноапостольный Косма 25 мая 1778 года, на его проповедь собралось 3700 человек». Это камень, на который он взошел во время своей проповеди. Много чудесных событий, о которых я рассказывать не буду, связано с его жизнью и проповедью. Он известен был как чудотворец, к нему приходило много мусульман.

Известны удивительные случаи, например, когда однажды шум от птиц перекрывал его проповедь, он сказал: «Птицы, замолчите», и установилась абсолютная тишина. Или, например, он призывал христиан не работать в воскресные дни, и однажды женщины, которые замесили хлеб и поставили его печься в воскресенье, не послушавшись Косму, когда достали хлеб, увидели, что он весь пропитан кровью. Известно и много других случаев, включая исцеления тяжелобольных, по молитвам святого Господь даже воздвигал умерших.

Что касается отношения к Косме разных слоев населения, то в основном была безграничная любовь, но были у него и определенные категории противников, это прежде всего ростовщики и представители знати. Дело в том, что он запретил занимать у ростовщиков деньги, он был категорическим противником ростовщичества. Он много отводил этому внимания в своих проповедях. Так как его слово было очень сильным, то многие ростовщики оказались на гране разорения.

Также он призывал к почитанию, хранению воскресного дня. Хотел, чтобы в воскресенье люди посещали храм, и устраивал образовательные кружки для взрослых, чтобы взрослые изучали Священное Писание, учили грамоту и были включены в процесс обретения знания и изучения святоотеческой литературы и Евангелия.

Он говорил, соответственно, что в воскресенье не надо ни торговать, ни работать. А так как торговые дни традиционно были в воскресенье, по призывам Космы их стали переносить на субботу, а суббота — это был шабат, в который не могли торговать иудеи, а среди торговцев их было немало. И это вторая категория врагов Космы Этолийского.

Кроме того, его проповедь привела к закрытию многих ювелирных мастерских и лавок, потому что он призывал женщин отказываться от дорогих украшений, от золота в период, когда народ находится в таком тяжелом состоянии, и направлять эти деньги на поддержку образования.

Если говорить о знати, то те соглашатели, которые приняли ислам и которые были близки к всевозможным правителям и не заботились о православном народе, тоже не любили Косму. Были случаи нападения, например, на острове Керкира (Корфу) на него напали подкупленные торговцами вооруженные люди, но люди его отбили, сохранили ему жизнь. Таких случаев было несколько.

Еще сохранились интересные воспоминания современника Космы, человека нейтрального, и он пишет следующее: «Евангельская простота его проповеди и убедительность его слов вызывали такое исправление нравов, что враждующие семьи примирялись между собой… Богатые красавицы отказывались от драгоценностей и отдавали их бедным и церквям… Награбленное возвращалось. Обиды прощались. Развращенные и опустившиеся люди обретали веру, некоторые становились монахами и следовали за Космой. Все жители острова стали словно одна семья».

Теперь что касается школ, основанных святым Космой Этолийским. Есть определенная дискуссия, долгое время рассуждали, сколько именно школ он основал. Сейчас учеными достигнут консенсус, считается, что он основал от 900 до 1200 школ. Даже самые осторожные и критически настроенные люди признают, что Космой Этолийским было основано около 900 школ.

Какие это были учебные заведения? Были учебные заведения, работу которых он восстанавливал: то есть они были закрыты, но оставалось какое-то здание, он просто назначал туда учителя, и они возобновляли свою работу.

Некоторые школы были открыты как «следствие его учения». В центральной деревне района он обычно открывал школу сам, а его ученики или люди, которые слушали его проповеди, следуя его заветам, открывали подобные школы в различных населенных пунктах более мелкого масштаба.

Каковы особенности системы образования Космы Этолийского? Во-первых – это всеобщий и бесплатный характер. Он говорил о том, что образование должно быть принципиально бесплатным и образование должно быть и для мальчиков, и для девочек. Для XVIII века это было в новинку, потому что даже в Европе об этом еще говорили мало, но он уже говорил о том, что девочки тоже должны учиться в этих школах.

Из каких источников поступали средства на строительство? Это доля от храмовых земель, и от продажи сельскохозяйственных товаров, и пожертвования, дары. И если этого было недостаточно, он объявлял дополнительный сбор средств.

Он установил практику воскресенья, когда средства от продажи сельскохозяйственных продуктов воскресного дня шли тоже на поддержку школ. Естественно, это была не только поддержка самого открытия школы, но и средства на назначения учителей и обеспечение их заработной платой. Эти школы были школами начального уровня, где люди учились грамоте и получали базовые знания.

Косма также основал по разным данным от двух до четырех высших школ. Точно известно о двух высших школах, одну из них вы видите, она была основана при монастыре, который вы видите на экране, на территории современной Албании. Эти школы готовили проповедников и преподавателей, которые уже направлялись в ранее открытые школы низшего уровня. То есть была продуманная система.

Деятельность Космы Этолийского была очень многогранной, в рамках сегодняшней лекции мы не успеем обо всем поговорить. Но надо сказать, что он часто давал практические советы, стремился, чтобы люди гармонично строили жизнь на земле, а не только стремились к спасению. Например, он давал советы по уходу за плодовыми деревьями, рассказывал о необходимости их прививать, и сотни деревьев были посажены самим проповедником или по его призыву.

Есть такие интересные монографии, где содержатся утверждения, что обычай сажать во дворах домов тутовые деревья тоже пошел от Космы Этолийского. Во многих проповедях он призывал защищать деревья, и действительно многие деревья были или посажаны им лично, или каким-то образом связаны с его проповедью или с пророчествами, которые он произносил. Некоторые из них вы видите. Рядом с этим деревом Косма Этолийский проповедовал в 1765 году.

Теперь несколько слов о массовой исламизации. Сохранилось много сведений от очень авторитетных, церковных людей о том, что благодаря деятельности Космы массовая исламизация во многих районах прекратилась. Например, один из епископов писал, что если бы не этот проповедник, то «в тех местах не осталось бы ни одного православного христианина».

Он борется с исламизацией сразу по нескольким направлениям. Во-первых – это образование, во-вторых – это сохранение народных обычаев. Чтобы православные отличались от турок, он запрещает мужчинам носить фески с длинными кисточками, брить головы, женщин призывает надевать платки и сам раздает несколько десятков тысяч платков. Еще одним направлением была поддержка языка Церкви, который в тот период был греческим языком, как он говорил — поддержка языка Евангелия. Дело в том, что в приграничных с Албанией населенных пунктах многие православные, забыв греческий язык, начинали принимать ислам. И он, неоднократно посещая этот регион со своей проповедью, добивается в поддержке языка значительных успехов.

Было проведено интересное исследование греческой ученой Марией Мамасулой, которая выяснила буквально по населенным пунктам, что там было до и после деятельности Космы, как в больше чем 200 населенных пунктах люди вернулись к использованию греческого языка.

Косма сотрудничал со многими участниками так называемого филокалического (святоотеческого) возрождения Никодимом Святогорцем, Макарием Коринфским, Евгением Вулгарисом. Например, он распространял литературу, которую издавал тот же Никодим Святогорец. Известные произведения Никодима Святогорца (думаю, что большинство их знает) распространялись Космой через систему образования.

Много можно сказать о том, что Косма Этолийский был исихастом, он говорил о том, что исихастская практика должна распространиться не только среди монашествующих, но и среди мирян. По свидетельству, например, недавно прославленного в лике святых преподобного старца Паисия, Косма Этолийский научил греков Иисусовой молитве. В каждой его проповеди есть призыв к творению Иисусовой молитвы. Он объясняет, как изготовить четки, распространяет более трех сотен тысяч четок (если следовать житию Никодима Святогорца, там есть об этом свидетельство).

Например, в некоторых населенных пунктах до сих пор распространена святогорская версия Иисусовой молитвы именно в той редакции, о которой он говорил в своих проповедях: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй мя грешного».

Среди слушателей Космы Этолийского были и люди знатные, тоже его почитатели. Самый известный пример – это Али-паша Тепеленский, очень известный исторический персонаж, он фигурирует даже в знаменитом романе Дюма «Граф Монте-Кристо». Этот знаменитый Али-паша Тепеленский, человек весьма жестокий и гордый, очень почитал Косму Этолийского и всячески ему покровительствовал. Это связано, прежде всего, с пророческим даром святого.

Они познакомились, когда Али еще не очень был известен, и Косма, как признавался потом Али, рассказал ему всю будущую жизнь, буквально расписал все грядущие события, и за это он его очень почитал. И потом, когда Косма Этолийский был предан мученической кончине, Али построил в честь него монастырь и греческую школу, где преподавался греческий язык в память о Косме Этолийском.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий