Равноапостольный Косма Этолийский

Когда мусульмане насмехались над ним и говорили: «Что же ты так почитаешь христианина?» – он отвечал: «Покажите мне такого мусульманина, как этот христианин, и я поцелую ему ноги».

Али был человеком суеверным и богобоязненным. И здесь сложно сказать, кого он больше боялся – Бога или судьбы, но по крайней мере личность Космы произвела на него неизгладимое впечатление, и он действительно старался сделать все, к чему призывал Косма.

Еще интересно, что Косма Этолийский призывал мусульман не брать христианок в качестве кормилиц для своих детей. Он говорил им, что они утратят свой воинственный дух, потому что заразятся от христиан малодушием. Святой делал это для того, чтобы христианок не брали в гарем и не отрывали от их семей. Более полутора тысячи христианок вернулись домой благодаря Косме.

Еще несколько интересных современных фактов. В Греции почитают Косму пожарные, например, они объявили его своим покровителем, потому что он говорил: «Сохраняйте деревья, защищайте деревья». И его почитают те, кто занимается бездомными детьми, потому что Косма покровительствовал сиротам. Он очень часто призывал в своих поучениях к тому, чтобы сирот усыновляли. И по его призыву очень много детей было усыновлено христианами из богатых зажиточных семей.

И еще интересный момент. Я уже сказал, что он перенес торговые дни с воскресенья на субботу, и это почитание воскресного дня очень сильно укоренилось среди греков. Историки полагают, что так вышло во-многом благодаря Косме Этолийскому. Когда церковная комиссия уже при короле Оттоне Виттельсбахе в середине XIX столетия сделала доклад инославному греческому королю о ситуации в Греции с религией, с верой, они указали, что грек скорее предпочтет умереть, чем будет работать в воскресный день.

Чувствуя, что его земной путь подходит к концу, Косма развивает более активную деятельность.За последние два года своей жизни, хотя ему было уже шестьдесят лет, он оставил много посланий жителям деревень, где им были основаны школы. На острове Кефалония сохранилось несколько таких посланий. Он не просто основывает школы, не просто назначает преподавателей, а пишет вот такие письма:

«Возлюбленные братья, мои духовные чада, жители деревни Залого. Молюсь за вас, прошу Господа о вашем духовном и телесном здравии». Дальше он рассказывает, как он посетил, основал школу, и говорит, что «вам следует всегда помогать вашей школе собственными средствами, сообща, с урожая общинных земель, дабы получить от Господа награду и почет среди людей. Я же ваш должник и буду просить Господа благословить селение ваше, школу и детей. Да сподобит Он вас прожить жизнь эту хорошо и богоугодно, а после удостоит вас Рая, дабы радовались вы и восславили Пресвятую Троицу. Иеромонах Косма, недостойный слуга ваш».

Таких писем было написано десятки. Люди прямо называли его святым, почитали его. Когда они получали такое письмо, это было благословение. Они его бережно хранили с таким воодушевлением для того, чтобы эти школы функционировали.

Когда греческий путешественник приехал в Грецию в начале XIX века, он сказал, что нет ни одного селения, где бы не было школы, функционирующей на общинные средства. Это были те школы, которые были основаны Космой. И было много знаменитых учеников и очень много людей, которые стали потом видными греческими общественными деятелями, среди выпускников школ Космы.

А теперь что касается отношения с властями, с турками, с венецианцами. Это интересная тема, отчасти спорная. Как Косма относился к османскому владычеству? Помимо организаторских талантов, он обладал дипломатическим даром. Он умел найти общий язык и с турками, с властями, умел не лезть на рожон, не призывать к оружию или к неповиновению и сосредоточиться на главном: на просвещении населения, на распространении православной веры.

Он действовал очень тонко. В каждой области он получал разрешение правящего епископа, получал разрешение местного турецкого паши и только тогда начинал действовать. Его отношение к Османской империи было такое же, как у Никодима Святогорца и у многих других людей, которые были близки к православной традиции. Они говорили о том, что турецкое владычество было послано Богом промыслительно для защиты Греции от экспансии Запада. Такое мнение есть и у наших русских святых, говоривших, что татаро-монгольское иго было попущено как раз для защиты от западной опасности.

Косма говорил, что «турок, как собака, нас охраняет, турок не может повредить нашей вере, дай ему кость и выброси его из своей головы». То есть заплати ему налог, который турки требовали, и дальше можешь более-менее свободно жить, и функционировать, и развиваться. Но при этом есть данные о тайном учении Космы Этолийского, о том, что он как-то пытался организовать население на уровне общины, в частности о его контактах с так называемыми клефтами.

Клефты – это такие люди, которые собирались в разбойничьи отряды, не подчинялись туркам, да и своих соотечественников грабили. Они были своего рода партизаны, но они не партизанили против властей, а вели свободную жизнь и всячески старались никому не подчиняться, не платили налогов. Народная молва связывает Косму Этолийского со многими из них.

Существуют рассказы о встречах Космы со многими из лидеров этих отрядов и о том, что один из знаменитых клефтов Тоцкас, очень известный человек, подружился с Космой и после встречи со святым прекратил нападение на православных, прекратил грабить своих соотечественников, а потом уже во время национального освободительного движения был одним из самых активных борцов против османского ига.

Теперь мы переходим к такой странице как мученичество Космы Этолийского. Косма в своих проповедях не раз подчеркивал, что готов к принятию мученического венца. Он говорил: «Я прошу Христа, чтобы Он удостоил меня пролить за Него свою кровь, подобно тому, как Он когда-то пролил ее за меня».

Было несколько попыток с ним расправиться со стороны его врагов, и сохранились интересные исторические документы (сейчас историками они признаны достоверными) о том, что за голову Космы одному из местных турецких военачальников Курт-паше была заплачена сумма, эквивалентная современным полутора миллионам долларов.

Была организована хитрая операция. Косму заманили в ловушку и с четырьмя учениками арестовали якобы для того, чтобы повести на допрос к самому Курт-паше. По дороге ему объявили о том, что есть приказ его казнить, потому что он якобы агент Москвы, агент России.

Данных о том, что он действительно таковым был, нет, и скорей всего это был повод для убийства, формальный предлог. Святой был удушен. Перед этим, как вы видите, он сложил руки крестообразно. Они хотели его связать, но он сказал, что не будет сопротивляться, благословил все четыре стороны света и был удушен. К шее его был привязан камень, и тело его было брошено в реку. В правой стороне слайда с фреской можно увидеть как раз обретение его святых мощей.

Христиане искали его несколько дней, и иеромонах Марк из Ардевузского Введенского монастыря (это происходило на территории Албании) нашел святого, который стоял как живой на воде. Он отнес его и предал погребению в Введенском монастыре.

Вот эта самая первая фреска с изображением Космы Этолийского, 1779 год. Написано «Косма иеромонах». Это на месте его погребения. Потом на его могиле произошло сразу много чудес. Были сурово наказаны все, которые принимали участие в его казни, начиная от Курт-паши и заканчивая непосредственно исполнителями.

К его могиле стали стекаться сотни людей, и началось народное почитание. Сразу было издано житие, где Никодим Святогорец уже прямо называет его святым. В разных источниках его называют равноапостольным, священномучеником, новомучеником, святым, и он был включен в синаксарий Константинопольского патриархата и в Минеях 1818 года упоминается как святой. Но официальное прославление состоялось лишь в 1961 году.

Здесь есть разные мнения. В научной среде некоторые говорят, что это было вызвано давлением недругов Космы, которые были очень влиятельны и протестовали против его канонизации. Но это нисколько не мешало народному почитанию, как мы с вами сейчас увидим. В России его имя было внесено 20 марта 2008 года в месяцеслов с благословения святейшего патриарха Алексея

II.

Теперь мы переходим к рассказу об иконографии Космы Этолийского. Раньше этим мало кто занимался. Один из греческих ученых Михаил Пандулас, на тот момент депутат греческого парламента, взял на себя труд и за год объехал Грецию, Албанию, Бывшую Югославскую Республику Македонию. Он нашел больше 290 фресок, икон и литографий Космы Этолийского, которые были созданы в разных храмах, в том числе и на Афоне, в Албании, в Греции, в Румынии, еще до его официального прославления.

Интересно, что не было единого канона, потому что канонизации не было, и каждый его изображал в соответствии с собственными представлениями. Поэтому иконы не похожи друг на друга. Здесь вы видите икону 1789 года. Это 1797 год в одном из монастырей области Лариса. Это уже конец XIX века.

Есть даже такая интересная икона, у меня, к сожалению, сейчас ее нет, где он изображен в белом клобуке, как носят русские архиереи, в образе русских святых. Самые разные здесь были варианты. Вот 1860 год. Это вообще масляными красками написанная картина 1902 года, которая хранится в афонском монастыре Пантократор. Самые разные иконы. Многие в народном стиле. В Албании было очень много интересных фресок.

В Греции есть традиция, очень неправильная, регулярно обновлять фрески. Люди жертвуют какие-то деньги. Прямо по-новому закрашивают старые фрески. Поэтому он находил где-то ноги, где-то лицо Космы Этолийского. Он буквально исследовал и находил старые изображения. Порой люди даже не знали, что на них изображен Косма Этолийский, хотя их предки его изображали очень часто.

Вот самые разные, видите, иконографические типы. Вот интересный афонский тип. Это начало XIX века, она находится в афонском монастыре Пантократор. Здесь он похож на святителя Макария Коринфского и на некоторых других святых. Это такой традиционно афонский тип изображения.

Что касается устной традиции, то, конечно, в каждом селении, где он побывал со своей проповедью, до сих пор хранятся воспоминания. Если вы приедете в любой населенный пункт, то люди, даже современные молодые, вам начнут рассказывать, что им рассказывали их предки о том, где Косма стоял, что он сказал, что произошло там-то. Целая группа этнологов занимается в Греции записью всех преданий и введением их в научный оборот.

Сразу после кончины святого на месте обретения его мощей была воздвигнута небольшая часовня, известная как «Малая церковь святого Космы». Потом его мощи Али-паша перенес в город Янина. Французский путешественник попал на это событие и говорил, что собрались десятки тысяч человек. Начались работы по строительству монастыря Космы Этолийского, которое было закончено в 1814 году.

Весь XIX век монастырь был объектом массового паломничества, особенно в праздник святого Космы. Очень много мусульман приходило на его могилу, потому что он почитался великим чудотворцем. Многие мусульмане получали исцеление. У мусульман бывают такие примеры, например, сейчас в Турции на место чудотворного образа св. Великомученика Георгия приходят каждый год тысячи мусульман, потому что считается, что он действительно заступник, многим помогает. Мусульмане стремились к могиле святого Космы весь XIX век, до начала ХХ века.

Еще такой интересный момент мы видим – это алтарь этого монастыря. Это сохранившиеся металлические кресты Космы Этолийского. Вот некоторые деревянные кресты. Многие места, где он проповедовал, потом стали называться Ставрос, то есть «крест». Вот это место называется Ставрос. Малых крестов разных типов сохранилось десятки. Вот деревянных не так много, и они благоговейно хранятся. Есть и другие вещественные памятники: личные предметы, ботинки, священные сосуды, трость, кадило. Эта окровавленная рубашка хранится на острове Керкира, там на святого было совершено нападение.

В монастыре Филофей хранится его епитрахиль и часть облачения. Целое селение Тсираки было переименовано в Святой Косма (Агиос Космас).Фамилии «Космас» получили широкое распространение в Греции. Многие брали его имя в качестве фамилии. И в народном песенном фольклоре часто упоминается его имя. День поминовения святого был объявлен выходным днем еще Али-пашой, потом это было подтверждено в 1962 году указом короля Греции Павлом.

В Албании особо почитают святого Косму. Все известные деятели Албанской Церкви (и Феофан (Ноли), и Христофор (Киси), архиепископ Тиранский) составляли службу равноапостольному Косме на албанском. Феофан (Ноли) назвал Косму одним из величайших святых, а день его памяти – одним из величайших праздников Православной Церкви. Фрески с изображением святого Космы появлялись даже в период богоборческого режима Ходжи. Есть две фрески, которые появились в албанских храмах в этот период, несмотря на запрет на любую религиозную деятельность.

Это могила, куда перенесены были мощи Космы, уже в монастырь, основанный Али-пашой Тепеленским. По преданию, во времена борьбы с религиозной символикой была попытка разрушить крест, но когда на это место приехали полицейские, то, как только они попытались демонтировать крест, произошла мощная вспышка. В полицейском отчете они написали, что произошел взрыв. И они отказались от этой идеи. Православные считают это чудом.

Сейчас уже мощи опять перенесены. Большая часть находится в Кафедральном соборе в столице Албании, части – в разных местах Греции, в том числе на Афоне. К сожалению, утрачена глава Космы Этолийского, она была украдена и ее местонахождение не известно.

У нас есть еще немного времени, поэтому я скажу несколько слов о научном изучении Космы Этолийского. Только в прошлом году в Греции было четырнадцать посвященных ему научных конференций. Его проповеди переведены на многие языки, в том числе и на русский. Вы видите несколько храмов, посвященных святому Косме в разных местах и странах.

В 1929 году была издана работа «Святой Косма в устах народа Эпира», и это стало толчком к тому, чтобы появились сначала сотни, потом тысячи, а сейчас более десяти тысяч работ, посвященных изучению разных аспектов деятельности Космы Этолийского. В основном это исследования, написанные на греческом языке. Но это неисчерпаемая тема, потому что настолько многогранна личность Космы, что историки находят все новые источники и свидетельства. Появились множество музыкальных произведений, несколько театральных постановок, художественные и документальные фильмы и публикации самого разного плана.

Теперь буквально еще два слова о подходе Космы Этолийского к образованию. У него были элементы научного образования, в том числе в проповедях. Например, борьба с суевериями и предрассудками. У него была такая идея, как он говорил: «Школа открывает церкви, школа открывает монастыри». Важен был сотереологический аспект образования – грамотность как путь к богопознанию, начальный этап.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий