Равноапостольный Косма Этолийский

Он также говорил, что наша Церковь, наша вера была утверждена образованными людьми, святыми отцами. При этом он противостоял культу разума, который проявился в европейском Просвещении. В одном из своих поучений он явно намекает на европейских просветителей и говорит, что отрицает естественный закон, естественное право, которое базируется на эгоизме, рационализме.

Религия была для Космы главным объединяющим фактором. Он ставил веру выше крови и стремился укрепить единство всех православных народов и достиг в этом определенных успехов. Он оставил очень значимый след в православном богословии.

Во-первых, ему была свойственна простота. Как писал Никодим Святогорец, учение его «было подобно учению рыбарей», то есть было весьма просто, но при этом содержало глубокие богословские истины, например, когда он рассуждает об ангельской иерархии или излагает догматы о Святой Троице.

Он очень просто излагает, хотя и опирается на творения Григория Паламы и Иоанна Златоуста и приводит много неизвестных примеров, которые он подчеркнул из афонских архивов. Например, в его поучениях есть интереснейшее народное предание о Юлиане Отступнике. С одной стороны, простота, с другой стороны – в простоте сокрыты глубокие смыслы.

Главный документ, памятник, который нам остался от Космы, – это его поучения, которые были записаны его учениками. Потом они их использовали для проповеднической деятельности. Они путешествовали и читали эти поучения в разных областях, в частности побывали в Пелопоннесе и на Крите, где не был сам Косма.

Эти поучения потом распространялись огромными рукописными тиражами. Тематически они охватывают священную историю от творения мира до Второго пришествия. Весь цикл был от трех до четырех поучений, как раз получался полный цикл истории мира.

У него были определенные тематические рамки, но он их очень творчески менял. Например, там, где большинство людей не были крещены, он рассказывал о необходимости крещения, там, где был экономический кризис, он рассказывал, как прививать плодовые деревья. Сотни вариантов разных поучений, адаптированных под каждого конкретного слушателя. Причем часто видны расхождения даже в языке.

Когда он бывал на Ионических островах, где жили венецианцы, у которых был очень высокий уровень грамотности, он говорил на более высоком, книжном языке. Когда он был среди людей, которые были полудикими, то он использовал просторечие, повседневную крестьянскую терминологию, рассказывал притчи, приводил примеры из жизни.

Его слово было по-настоящему живым, и оно находило своего слушателя. Для начала он задавал несколько вопросов, начинал диалог, понимал, чего люди от него ждут, в каком состоянии они находятся, и адаптировал свое учение под их непосредственные нужды. Вот эта одна из его рукописей 1822 года. Рукописи переписывались многократно. Есть и ранние, которые были записаны учениками, есть и последующие, которые неоднократно переписывались.

В его поучениях главное слово – любовь, любить, оно у него очень часто используется, причем всегда в настоящем времени: не прошедшая, ушедшая любовь, не намерение любить Бога и людей в будущем, а настоящая любовь к людям здесь и сейчас.

Теперь мы переходим к такой животрепещущей, интересной теме, как пророчества, которая обычно очень интересует людей. По этому вопросу существует большая литература. В отношении некоторых пророчеств авторство Космы Этолийского было отвергнуто: они были ему приписаны, а потом было установлено, что он их не произносил.

По поводу некоторых есть споры: произнес ли их Косма? По каждому пророчеству есть статьи, по каждому вещественному источнику буквально все проанализировано. Я буду говорить о тех пророчествах, в отношении которых более или менее установлено, что они были произнесены Космой Этолийским. Есть интересный документ XIX века, так называемая албанская рукопись, которая была найдена в ХХ веке, это семьдесят два пророчества Космы Этолийского, которые были записаны на албанском языке в Коране, прямо внутри священной книги мусульман.

Тематически это освобождение от Османского владычества – первая группа, вторая – освобождение Константинополя, третья касается конкретных мест, территорий, людей, будущих войн, будущего человечества (образование, экономика, социальные процессы будущего, экологические проблемы, научные изобретения).

Предсказаны такие явления, как автомобили, самолеты, телефоны, спутники, интернет, видео, аудиозаписи. Причем пророчества известны по рукописям XIX века, это не то что потом в ХХ веке кто-то благочестивый придумал, что якобы святой предсказал все это в XVIII-м. Эти пророчества в то время не были поняты, но, так как люди почитали Косму, они записали все эти слова и донесли их до нас, до нашего времени. Хотя они и не понимали и не верили, что будет повозка без лошадей, которая будет мчаться быстрее зайца, они это записали и донесли до нас.

Первая группа – это пророчества о желаемом. Его спрашивали: «Когда придет желаемое, чаемое (т.е. освобождение»)? Он говорил, что «желаемое придет к вам в третьем поколении», что действительно произошло для этой области. Или конкретное, например, пророчество, связанное с определенными деревьями:

«Когда палка врастет в дерево, тогда придет желаемое. Случится знамение, не пугайтесь, на рассвете уходите в те горы, и много душ там спасутся. Из вещей не берите с собой ничего, спасайтесь сами. Беда продлится не больше 24 часов».

Когда действительно это произошло, они действительно ушли в горы и все там спаслись. Есть разные варианты, например, про кипарис. Жители одного населенного пункта не верили, что придет освобождение, и он сказал им: «Если кипарис засохнет немного с вершины – Греция освободится, если начнет сохнуть снизу – не обретете свободу». И они действительно ходили много лет на это место и смотрели.

И вот в 1912 году, когда началась Балканская война, подсохла вершина кипариса. Эта весть быстро распространилась. Этого было достаточно, чтобы люди воодушевились. И действительно скоро эта область обрела свободу. Там есть вообще поразительное: «Сначала придут красные колпаки, потом на пятьдесят четыре года их сменят англичане, потом будет греческое государство».

Красные колпаки – это французы, потом было пятьдесят четыре года английского владычества, потом Ионические острова были присоединены к Греции. Много было таких практических моментов: «Когда случится то-то и то-то, уходите в это место и спасетесь». И люди действительно ждали. Например, про 1940 год, когда была война с фашистской Италией, Косма сказал:«Беда дойдет до креста, но не спустится ниже». И один старик 94 лет, который слышал об этом от своих предков, сказал: «Всем уходить не надо, святой сказал, что беда не спустится ниже».

И он был против эвакуации. Его даже обвинили в саботаже, в том, что он чуть ли не агент итальянцев. Он все равно настаивал на своем, и действительно в этом месте греки впервые дали серьезный бой итальянцам и перешли в контрнаступление. То есть беда дошла до креста, а дальше не спустилась.

О Константинополе я говорить не буду, потому что пророчества о нем все еще не исполнились и они имеют разнообразные трактовки. Есть пророчества о судьбе городов, конкретных людей, о будущих войнах. Например, причиной Первой мировой войны названа Далмация. Образно описаны будущие войны: «Вы увидите, как люди, словно черные птицы, будут летать по небу и низвергать пламя на землю. Тогда живые побегут на кладбище и будут кричать: “Выходите вы, мертвые, чтобы мы, живые, вошли на ваше место”». Так описан ужас бомбардировок.

Что касается экологических проблем, то про это тоже есть поразительные пророчества. Например: «Придет время, и тарелки ваши будут наполнены до краев, но еду невозможно будет есть». Современные люди уже могут понять, что это значит, а еще лет тридцать назад смысл этих слов не был понятен.

Или: «Однажды дворы наполнятся железяками. Источники иссякнут, а реки станут грязными. И даже о временах Антихриста: «Исполнится время, и наступит великая жажда, дьявол же будет ходить по низинам со своими “штуковинами”», наполненными водой. Но давать её будет только своим». Это пророчество еще ожидает своего исполнения.

Вот пророчества о разных научных открытиях: «Появятся железные лошади, передвигающиеся чрезвычайно быстро»; «Придет время, когда весь мир будет опоясан (связан) одной ниткой»; «Придет время, когда люди будут разговаривать из одной дальней местности с другой, например, из Константинополя с Россией»; «Придет время, и люди смогут общаться между собой на дальних расстояниях, словно они находятся в двух соседних комнатах»; «Придет время, когда можно будет слышать, как умершие говорят, и даже их видеть».

И в заключение пророчества, связанные с нашими временами. «Воры и разбойники не будут более промышлять в горах. Они будут жить в городах, одеваться, как обычные люди, и приходить среди бела дня, чтобы обворовать вас». Новый такой тип грабителей. «Наступит время, когда брат поднимется на брата». Или:«После мировой войны люди будут есть золотыми ложками». Есть мнение, что это после Второй мировой войны, когда настало относительное благополучие.

«Придет время, и люди закроются в больших коробках, а их отцы будут умирать в маленьких». Или: «Придет время, и вы увидите, как три, даже четыре семьи будут жить в одном доме». Это о появлении многоквартирных домов. Большие коробки – это города, а старые люди – это те, которые остались в селениях. «Налогом обложат даже куриц и окна». Раньше считалось, что это просто о больших налогах, но в Греции после кризиса 2008 года действительно сначала налогообложение стало зависеть от количества окон в частном доме, а потом уже ввели налог и на каждую курицу.

И в заключение наставление, призыв к тем, кто будет жить в последние времена: «Придет время, когда враги заберут у вас даже пепел из очага. Но вы не изменяйте своей вере, как это сделают многие другие».

«Что будет у вас – все отдайте, берегите только ваши души». Это главный призыв Космы Этолийского. Он говорил, что с Христом и с Церковью ничего не страшно. Говорил, что, может быть, даже мученичество придется перетерпеть, и обиды, и боли, и скорби, но православный человек не должен бояться, должен быть настроен оптимистично.

И действительно он смог воодушевить людей и показать им, что они могут изменить судьбу отечества и могут восстановить его из руин, что и произошло благодаря его деятельности.

Он почитается сейчас как человек, который стоял у истоков возрождения греческого народа и соседних народов. Потом из-за политических причин начались распри. Когда на Балканах начала литься кровь, его имя как человека, который призывал православных быть вместе, уже было немножко забыто.

Все греки, славяне, румыны должны быть, по слову Космы, едины. Этот призыв Космы к единению в условиях современного мира, в условиях, когда льется братская кровь, когда брат восстал на брата, когда многие забыли свою историю и обрушивают на головы своих единокровных собратьев бомбы и выстрелы из залповых орудий, должен быть услышан.

Святой Косма призывает опомниться, одуматься и понять, что православие объединяет всех. Сейчас имя святого Космы постепенно становится известным во всем мире.

Вот сейчас вы видите монастырь Космы Этолийского, основанный в Канаде старцем Ефремом Филафейским. Поучения Космы переведены на основные мировые языки. Например, когда в декабре 2014 года в Греции проходила одна из конференций, посвященных святому, то по интернет-трансляции за ней наблюдали несколько десятков тысяч человек из 89 стран мира.

Слова и пророчества святого Космы – не только памятники эпохи, они и сегодня очень актуальны и востребованы современными христианами. К тому же они вызывают постоянный научный интерес. Многие ученые, один раз случайно столкнувшиеся со святым Космой, с его биографией или его пророчествами, испытывают потрясение и начинают серьезно изучать все, связанное с Космой Этолийским. Косма – уникальная личность и в греческой истории Балкан, и в мировой истории.

На этом я хотел бы завершить и поблагодарить за внимание всех, кто пришел. Если есть еще возможность и желание, я могу ответить на вопросы по итогам лекции.

Скажите, есть ли у святого Космы пророчества о судьбе России?

– Есть пророчества не конкретно о России, но такие, которые могут подразумевать Россию. Например: «На востоке будет царство бюрократии». Это нельзя напрямую отнести к России, может, он имел в виду Турцию или что-то еще, но некоторые толкователи это относят к России.

Или еще, например, если говорить о константинопольском цикле пророчеств, то в них нет прямого указания на то, что именно русские освободят Константинополь. Там просто говорится о том, что будет еще один единоверный грекам народ, который будет участвовать в борьбе за Константинополь. И традиционно его связывают с Россией.

Например, Паисий Святогорец, который очень активно толковал пророчества Космы Этолийского, как раз толковал их в этом смысле. Он говорил, что русские схлестнутся с европейцами за Константинополь и прольется много крови. Это слова, прочтение Паисия Святогорца, в самом тексте Космы ничего такого нет. Впрямую о России, о ее судьбе пророчеств нет. Пророчества Космы в основном касались мест, где он проповедовал, того, что интересовало жителей этих мест.

Есть универсальные пророчества, например: «Мы увидим, как земля наша превратится в Содом и Гоморру». Это касается всей современной Европы. Такие процессы на наших глазах набирают обороты. Или вот о массовой миграции: «Когда увидите, как одни переселяются на юг, а другие на север, – уже близко будет».

Вы говорили, что он призывал женщин покрывать головы платками, но известно, что сейчас греческие женщины этого не делают.

– Если вы посмотрите документальные фильмы о Греции середины ХХ века, то там практически все женщины в платках. И сейчас в некоторых деревнях в греческих храмах вы увидите, что женщины старшего поколения в платках. Поэтому не носить платков – это традиция уже второй половины ХХ века.

Как раз есть данные, что белый платок, который Косма распространял, стал элементом национальной одежды области Эпир. Сейчас, например, в монастыре Космы Этолийского в Мегало Дендро есть надпись при входе с призывом к женщинам надевать платок следуя учению Космы или из уважения к памяти о святом.

А когда глава его была похищена?

– В ХХ веке. Кстати, его мощи чудом сохранились. Где они только не побывали в ХХ веке! Они были даже в музее атеизма, но даже в этот музей приходили люди им поклониться, албанцы в том числе.

Источник: Православие и мир

 

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий