Соборъ святыхъ Семидесяти Апостоловъ

Святый Маркъ, онъ же и Іоаннъ, о которомъ, какъ спутникѣ Павла и Варнавы, много разъ упоминаютъ Дѣянія Апостольскія, какъ, напримѣръ, въ слѣдующемъ мѣстѣ: Варнава же и Савлъ возвратистася из Іерусалима во Антіохію, исполнивше службу, поемше съ собою и Іоанна нарицаемаго Марка (Дѣян. 12, 25 и мн. друг.), былъ епископомъ въ городѣ Библосѣ, въ Финикіи. Святый Маркъ творилъ многія чудеса и имѣлъ такую благодатную силу, что отъ одной его тѣни исцѣлялись болящіе.

Святый Зина, по прозванію Законникъ, т. е. учитель закона Моисеева, о которомъ святый Апостолъ Павелъ упоминаетъ въ посланіи къ Титу, говоря: Зину законника скоро предпосли ко мнѣ (Тит. 3, 13), былъ епископомъ въ Діосполѣ.

Святый Аристархъ, о которомъ упоминается въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ (Дѣян. 19, 29) и въ посланіяхъ святаго Апостола Павла къ Колоссянамъ (Кол. 4, 10) и къ Филимону (Флм. 1, 23), былъ епископомъ въ городѣ Апамеи.

Святый Пудъ, о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ во второмъ посланіи къ Тимоѳею, говоря: цѣлуетъ тя и Пудъ (2 Тим. 4, 21), былъ членомъ римскаго сената. Онъ былъ человѣкъ благочестивый, принималъ въ своемъ домѣ святыхъ Апостоловъ Петра и Павла и многихъ вѣрующихъ. Впослѣдствіи домъ его былъ обращенъ въ церковь, которая называлась «Пастырскою» и въ которой, по преданію, священнодѣйствовалъ святый Апостолъ Петръ.

Святый Трофимъ, о которомъ дважды упоминаютъ Дѣянія Апостольскія (Дѣян. 20, 4; 21, 29) и святый Апостолъ Павелъ въ томъ же посланіи къ Тимоѳею, говоря: Трофима же оставихъ въ Милитѣ боляща (2 Тим. 4, 20), вмѣстѣ съ апостолами Пудомъ и Аристархомъ сопутствовалъ во всѣхъ гоненіяхъ Апостолу Павлу и, наконецъ, когда святый Апостолъ Павелъ въ Римѣ при Неронѣ былъ усѣченъ мечемъ, вмѣстѣ съ своими двумя сотоварищами также былъ обезглавленъ.

Святый Маркъ, племянникъ апостола Варнавы, былъ епископомъ въ Аполлоніадѣ Виѳинской. О немъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Колоссянамъ вмѣстѣ съ вышеупомянутымъ апостоломъ Аристархомъ: цѣлуетъ вы Аристархъ сплѣнникъ мой, и Марко анепсій (племянникъ) Варнавинъ (Кол. 4, 10).

Святый Артема, о которомъ говоритъ святый Апостолъ Павелъ въ посланіи къ Титу: егда послю Артему къ тебѣ (Тит. 3, 12), былъ епископомъ въ Листрахъ.

Святый Акила, о которомъ упоминается въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ (Дѣян. 18, 1-3) и въ посланіяхъ Апостола Павла (Рим. 16, 3-4 и друг.), былъ епископомъ въ Гераклеѣ, слово же Божіе проповѣдывалъ въ Азіи и Ахаіи и за проповѣдь свою пріялъ мученическій вѣнецъ.

Святый Фортунатъ, о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Павелъ въ первомъ посланіи къ Коринѳянамъ (1 Кор. 16, 17-18), неустанно трудился, проповѣдуя имя Христово; и послѣ многихъ трудовъ воспріялъ блаженную кончину.

Святый Ахаикъ, о которомъ вмѣстѣ съ Фортунатомъ упоминаетъ, въ томъ же посланіи къ Коринѳянамъ, святый Апостолъ Павелъ, говоря: возрадовахся же о пришествіи Фортунатовѣ и Ахаіковѣ, яко ваше лишеніе сіи исполниша: упокоиша бо мой духъ и вашъ (1 Кор. 16, 17-18).

Святый Діонисій Ареопагитъ, о которомъ упоминаютъ Дѣянія Апостольскія (Дѣян. 17, 34), сначала былъ епископомъ въ Аѳинахъ, а потомъ проповѣдывалъ Христа въ Галліи и здѣсь былъ обезглавленъ. О томъ, что и онъ принадлежалъ къ апостольскому лику, свидѣтельствуетъ Евсевій, епископъ Кесаріи Палестинской, который, перечисляя 70 апостоловъ, говоритъ: «Прибавь къ нимъ того Ареопагита, по имени Діонисія, о которомъ Лука въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ пишетъ, что онъ былъ обращенъ къ вѣрѣ проповѣдію Павла въ Аѳинахъ».

Святый Симеонъ, по прозванію Нигеръ; о немъ упоминаетъ въ Дѣяніяхъ святый Апостолъ Лука, говоря: бяху же нѣцыи въ Церкви сущей во Антіохіи пророцы и учителіе, Варнава же и Симеонъ нарицаемый Нигеръ (Дѣян. 13, 1). О томъ же, что и онъ принадлежалъ къ лику апостольскому, свидѣтельствуетъ святый Епифаній, поставляя его между апостолами, ибо онъ такъ перечисляетъ ихъ имена: «Марка, Луку, Іуста, Варнаву, Апеллія, Руфа, Нигра (т. е. Симеона Нигра) и прочихъ семьдесятъ два». Такимъ образомъ, святый Епифаній удостовѣряетъ насъ, что ликъ сихъ меньшихъ апостоловъ состоитъ изъ семидесяти двухъ лицъ и что святый Симеонъ Нигеръ — былъ одинъ изъ этого числа апостоловъ. Кромѣ того, святый Іоаннъ Дамаскинъ, въ октоихѣ пятаго гласа въ среду на вечернѣ, послѣ двѣнадцати апостоловъ упоминаетъ и соборъ семидесяти двухъ апостоловъ, говоря: всехвальная десятица со двоицею показася совершеннѣ, видяще единоревнительный соборъ, седмидесяти и дву.

Благодатными молитвами всѣхъ сихъ апостоловъ да сподобимся и мы быть причастниками небеснаго блаженства и лицезрѣть Высшаго Апостола и Архіерея исповѣданія нашего Іисуса Христа, восхваляя Его съ Богомъ Отцомъ и Святымъ Духомъ, во вѣки вѣковъ, аминь.

Евсевій, епископъ Кесаріи Палестинской, въ первой книгѣ своей исторіи, въ двѣнадцатой главѣ пишетъ слѣдующее: «имя каждаго (изъ двѣнадцати) апостола Христова довольно извѣстно всякому изъ свидѣтельствъ евангельскихъ, а перечня семидесяти апостоловъ, вполнѣ точнаго, нѣтъ нигдѣ. Если же внимательнѣе всмотрѣться въ дѣло, то можно найти ихъ болѣе семидесяти, придерживаясь только одного свидѣтельства святаго апостола Павла, который въ первомъ посланіи къ Коринѳянамъ говоритъ: явися (Христосъ, по воскресеніи Своемъ) Кифѣ, таже единонадесятимъ. Потомъ же явися болѣ пяти сотъ братіямъ единою, от нихже множайшій пребываютъ доселѣ, нѣцый же и почиша (1 Кор. 15, 5-6). Изъ таковыхъ многихъ, трудившихся въ дѣлѣ благовѣствованія о Христѣ, въ первенствующей Церкви, просвѣтившихъ вѣрою разныя страны подобно святымъ апостоламъ и достойныхъ поэтому имени апостольскаго, о нѣкоторыхъ упомянемъ здѣсь особливо.

Святый Лазарь, бывшій мертвымъ въ теченіи четырехъ дней воскрешенный Господомъ. Во время гоненія на Церковь Іерусалимскую, послѣ убіенія святаго первомученика Стефана, онъ былъ изгнанъ изъ предѣловъ Іудеи (Дѣян. 8, 1) и пущенъ въ море на лодкѣ, безъ веселъ, вмѣстѣ со святымъ ученикомъ Господнимъ, Максиминомъ, и со святымъ Келидоніемъ, который родился слѣпымъ, но былъ исцѣленъ Господомъ. По Божественному произволенію, лодка приплыла къ острову Кипру и святый Лазарь началъ проповѣдывать въ городѣ Кидоніи о Христѣ. Впослѣдствіи онъ былъ въ этомъ городѣ рукоположенъ апостоломъ Варнавой въ санъ епископа, и тамъ же на островѣ Кипрѣ онъ почилъ въ мирѣ. Святое тѣло его спустя много лѣтъ было обрѣтено на томъ островѣ въ мраморномъ ковчегѣ, на которомъ была надпись: «четверодневный Лазарь, другъ Христовъ» .

Святый Іосифъ, происходившій изъ Аримаѳеи и бывшій тайнымъ ученикомъ Іисуса Христа, а потомъ испросившій пречистое Его тѣло у Пилата (Лук. 23, 50-62; ср. Матѳ. 27, 57; Марк. 15, 42; Іоан. 19, 38), также былъ изгнанъ завистливыми іудеями изъ предѣловъ іудейскихъ и проповѣдывалъ Христа въ Англіи, гдѣ и преставился. Жителями Англіи онъ почитается какъ апостолъ ихъ страны.

Святый Никодимъ, приходившій къ Іисусу ночью послушать Его ученія (Іоан. 3, 1-2) и давшій благой совѣтъ іудеямъ не осуждать Его, прежде чѣмъ услышатъ Его Самого и разсмотрятъ Его дѣло (Іоан. 7, 50-51), а потомъ предавшій вмѣстѣ съ Іосифомъ тѣло Іисусово погребенію и намастившій его ароматами (Іоан. 19, 39), — также пострадалъ отъ іудеевъ за вѣру во Христа и Апостольскую проповѣдь, и былъ изгнанъ изъ Іудеи.

Святый Гамаліилъ былъ учителемъ святаго Апостола Павла. Онъ подалъ благоразумный совѣтъ синедріону относительно проповѣди святыхъ Апостоловъ, сказавъ: если это дѣло отъ человѣковъ, то оно разрушится; а если отъ Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вамъ не оказаться и богопротивниками (Дѣян. 5, 34-40). Послѣ мученической кончины архидіакона Стефана, онъ взялъ его тѣло и похоронилъ у себя въ селѣ недалеко отъ Іерусалима. Также онъ скрывалъ изгнаннаго за проповѣдь Христову святаго Никодима, котораго и похоронилъ, послѣ кончины его, близъ гроба святаго первомученика Стефана, гдѣ потомъ былъ погребенъ и самъ.

Евнухъ царицы Еѳіопіи Кандакіи, крещенный святымъ апостоломъ Филиппомъ на дорогѣ (Дѣян. 8, 26-39) и обратившій эту царицу ко Христу, былъ первымъ проповѣдникомъ о Христѣ въ Еѳіопіи, гдѣ и скончался мученическою смертію.

Святый Закхей, который принялъ съ радостью въ домѣ своемъ Господа и услышалъ отъ Него: днесь спасеніе дому сему бысть (Лук. 19, 1-10). По вознесеніи Господнемъ Закхей послѣдовалъ за святымъ Апостоломъ Петромъ, имъ былъ поставленъ епископомъ Кесаріи Палестинской, гдѣ и проповѣдывалъ о Христѣ.

Святый Корнилій сотникъ, крещенный святымъ Апостоломъ Петромъ (Дѣян. гл. 10), которымъ былъ потомъ поставленъ епископомъ, проповѣдывалъ Христа въ городѣ Скепсіи, гдѣ и скончался съ миромъ.

Святый Логгинъ Сотникъ, который стоялъ на стражѣ при Крестѣ Господнемъ и исповѣдалъ, что Іисусъ есть воистинну Божій Сынъ (Матѳ. 27, 54). Послѣ погребенія Господа Логгинъ опять стоялъ на стражѣ у Гроба Господня и былъ очевидцемъ Воскресенія Христова, о чемъ и свидѣтельствовалъ предъ всѣми. Впослѣдствіи онъ проповѣдывалъ о Христѣ въ Каппадокіи, гдѣ и пострадалъ мученически.

Святый Игнатій Богоносецъ, по преданію, то самое дитя, которое Господь взялъ на руки къ Себѣ, и на которое указалъ Апостоламъ, сказавъ: Если не будете, какъ дѣти, не войдете въ Царство небесное (Матѳ. 18, 2-5; ср. Марк. 9, 37). Святымъ Апостоломъ Петромъ онъ былъ рукоположенъ во епископа Антіохійскаго, гдѣ проповѣдывалъ о Христѣ. Окончилъ жизнь мученическою смертію въ Римѣ, будучи отданъ на растерзаніе львамъ .

Святый Поликарпъ былъ епископомъ города Смирны. Онъ подобно Апостоламъ, неустанно проповѣдывалъ слово Божіе, писалъ посланія ко вновь обращеннымъ христіанамъ и неусыпно заботился о благѣ и душевной пользѣ своей паствы. Блаженный Симеонъ Метафрастъ въ житіи святаго Игнатія Богоносца прямо называетъ Поликарпа божественнымъ апостоломъ, говоря: «Прибыли они въ Смирну и тамъ святый Игнатій цѣловалъ святаго Поликарпа, божественнаго апостола, своего соученика». Скончался мученическою смертію въ Римѣ.

Святый Іероѳей, одинъ изъ членовъ Аѳинскаго ареопага; святой вѣрѣ христіанской былъ наученъ святымъ Апостоломъ Павломъ, которымъ и былъ поставленъ епископомъ въ Аѳинахъ. Вмѣстѣ съ другми святыми Апостолами и святый Іероѳей былъ перенесенъ по воздуху ко гробу Богородицы, по Успеніи Пречистой Богоматери въ Іерусалимѣ. Скончался мученически.

Святый Антипа, епископъ Пергамскій, также пострадалъ за апостольскую проповѣдь о Христѣ. О немъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ въ Откровеніи святаго Іоанна Богослова, сказалъ такъ: Антипасъ свидѣтель мой вѣрный, убіенъ бысть (Апок. 2, 13).

Святый Димитрій, о которомъ упоминаетъ святый Апостолъ Іоаннъ Богословъ въ своемъ третьемъ посланіи: Димитріеви свидѣтельствовася отъ всѣхъ, и отъ самыя истины: и мы же свидѣтельствуемъ, и вѣсте, яко свидѣтельство наше истинно есть (3 Іоан. 1, 12). Святый Димитрій былъ епископомъ въ Асійскомъ городѣ Филадельфіи.

.

Источникъ: Житія святыхъ, на русскомъ языкѣ изложенныя по руководству Четьихъ-миней св. Димитрія Ростовскаго.
Книга пятая.Январь. М.Трифонов Печенгский монастырь «Книжное дело».2003

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий