Старец Арсений Пещерник

Видя его искреннее желание, Господь не замедлил явить ему то, чего он так желал. А желаемым был другой юноша, который преследовал точно ту же цель с тем же сильным желанием. Оба этих юноши впервые встретились высоко на святой вершине Афона. И, подобно тому, как магнит притягивает к себе и соединяется с железом, точно также Всесвятой Дух притянул их одного к другому. С тех пор соединенные Духом двое юношей, согласно взаимному обещанию, пребывали нераздельно до тех пор, пока смерть не разлучила их. А другим юношей был великий впоследствии подвижник трезвенного богословия XX века Иосиф Исихаст, который носил тогда мирское имя Франциск Коттис.

 Блаженные старцы Арсений (слева) и Иосиф (справа)

Блаженные старцы Арсений (слева) и Иосиф (справа) Пещерники и Исихасты, неразлучные в течение сорок лет сподвижники. Деталь более крупной фотографии

С тех пор эти двое юношей, как пчелы, собирали все самое отборное из того, что могла тогда предложить пустыня Свято Горы, с тем, чтобы снять сладчайшие плоды Святого Духа.Сначала они познакомились с прославленным старцем Даниилом Катунакиотским, с Каллиником Исихастом, Герасимом, Игнатием и еще многими благоуханными цветами пустыни.

 Блаженный старец Даниил Катунакиотский (1846-1929)

Блаженный старец Даниил Катунакиотский (1846—1929), премудрый и рассудительный афонский старец

В одном из своих писем приснопамятный отец Иосиф пишет: «я побывал в пещерах всего Афона, шаг за шагом…желая обрести духовника, который научил бы меня небесной теории и практике». После долгих поисков высоко в пещере святого Петра они нашли избранный цвет пустыни – отца Даниила Исихаста. Этот подвижник служил каждый вечер в полночь, и литургия его продолжалась по три-четыре часа, потому что от сильного умиления и ощущения таинства литургия часто прерывалась, а пол всегда превращался в грязь из-за обильных слез. Этот старец был наделен многими дарами, среди которых и дар прозорливости. Круглый год он практиковал сухоядение и то только один раз в день. От него двое подвижников Иосиф и Арсений научились сухоядению и вкушению пищи один раз в день, а также прияли чин постоянного бдения.

В продолжение бдения старец Арсений, как сам он мне признавался, на протяжении многих лет делал каждый вечер по три тысячи земных поклонов, а оставшуюся часть бдения проводил стоя. В отношении же отдыха, много лет ни один из подвижников не ложился на кровать. После всенощного утомительного бдения они отдавали плоти немного дани, присев на скамеечку.

А что же в отношении еды? Каждый день они вкушали только один раз, главной пищей были сухари, да и то очень часто заплесневелые и червивые. По выходным, если находилось, то вкушали и что-то другое, за исключением мяса, но тоже один раз в день.

Храм Иоанна Предтечи в скиту святого Василия

Помимо этого, старец Арсений прилежно занимался и ручным трудом. Живя в первые годы высоко на скалах святого Василия, он спускался и поднимался 1-2 часа по крутой дороге, поднимая припасы не только для них самих, но и для всех отшельников. Он таскал на своих плечах камни и разный материал для содержания и ремонта построенных из камня калив и стен.

Поскольку эти труды превосходят человеческие силы, я как-то спросил об этом дедушку, и он признался мне, что едва вначале пути он призывал благословение своего старца, как вес груза уменьшался, и какая-то высшая сила толкала его вперед, так что он с большой легкостью поднимался по той дороге, особенно же в летнюю жару, имея на устах непрестанную молитву.

Об одежде. Многие годы и зимой, и летом, оба подвижника жили одетые в такие лохмотья и босые, что многие принимали их за «юродивых». Они не были юродивые по миру, но ради Христа.

Им подходило изречение апостола: «скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11. 37-38).

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий