Старец Серафим (Димопулос). Часть 1

Старец Серафим (Димопулос)

Иеромонах Серафим Димопулос известен далеко за пределами Греции. Он много лет дружил с афонскими старцами Паисием и Порфирием, проповедовал в Африке, обратил в Православие более тысячи албанских иммигрантов, опубликовал книги о преподобном Серафиме Саровском и святители Игнатии Брянчанинове. Отец Серафим был прозорливым старцем, за советом и помощью к нему стекались люди со всех уголков православного мира.

Обществом «Иоанн Златоуст» (основателем которого был о. Серафим) издано его жизнеописание: «Πατήρ Σεραφείμ Δημόπουλος (1937—2008). Ένας ασκητής στον συγχρονό κόσμο». Λάρισα. 2011. Эта подробная и хорошо написанная книга безусловно заслуживает внимания читателей. В настоящим издании сделана попытка дополнить её, обнародовав некоторые ранее неизвестные читателям факты.

Биография

Отец Серафим Димопулос родился в 1937 году в городе Ираклион (на острове Крит). В Святом Крещении его нарекли именем Хр!истос. Мальчик был вторым ребёнком в многодетной семье Константина и Ирины (всего у них было семь сыновей).

Род Димопулосов имел малоазийское происхождение. Их дальним родственником был пострадавший от турок священомученник Хризостом Смирнский.

Константин и Ирина дали своим детям православное воспитание. Хр!истос с малых лет проявил особую любовь к Церкви и склонность к подвижнической жизни.

Ещё в раннем детстве он попросил родителей поселить его в отдельной комнате. Мать согласилась, но решила, пока он не подрос, спать с сыном в одной комнате. Тогда во сне ей явилась Пресвятая Богородица. «Не мешай ему подвизаться», — сказала Она Ирине. После этого мальчик стал спать один и получил возможность спокойно молиться по ночам.

Он прилежно учился и был осторожен в своей жизни, избегая поводов ко греху. Никогда не пропускал воскресную школу и ходил на все церковные богослужения. Юноша постигал основы православного богословия, осознано готовясь к иерейскому служению.

Став студентом он регулярно посещал монастыри. Особенно часто бывал в известных своей духовностью обителях святого Серафима (Домву, область Ливадья) и Логговарда (на острове Парос), где игуменом был приснопамятный старец Филофей (Зервакос).

Духовные связи с Афоном и старцем Паисием Святогорцем

Окончив богословский факультет Университета, Серафим отслужил срочную службу в армии. Отдав свой долг Родине, он некоторое время подвизался на Афоне в Старом Руссике. Его наставником стал отец Георгий, известный старец сербского происхождения. Рядом с ним юноша научился Умной непрестанной молитве.

Богу не было угодно, чтобы отец Серафим остался на Афоне, но он всегда с особой теплотой и благоговением вспоминал о «Саде Пресвятой Богородицы»: «Всё чем мы занимаемся здесь в миру: проповеди, благотворительность… для младенцев [в духовной жизни]. Святая Гора – вот настоящий духовный университет. Там монахи не просто борются со своими страстями, а навсегда вырывают их с корнем. Монах должен сидеть в своей келье. Если он всё время выезжает в мир, немногого добьётся в духовной жизни».

Однажды отцу Серафиму принесли книгу о Святой Горе. Он взял её в руки, облобызал все фотографии с афонскими старцами и с благоговением вернул её своему гостю.

В другой раз батюшку Серафима спросили, знал ли он старца Паисия Святогорца:

— Да, мы встречались неоднократно. Его взгляд был проникновенным, он читал собеседника как открытую книгу. Когда ко мне приходили тяжело больные люди (в основном раковыми заболеваниями) я писал о них старцу Паисию с просьбой о молитве. И ни один из них не умер, выздоровели все.

— Отче, а почему старцу Паисию Господь дал такую великую благодать?

— Знаешь, как молился старец Паисий? Мы в сравнении с ним ничего не делаем. А с помощью молитвы всего можно добиться.

— Геронда, а почему люди, к которым попадают книги старца Паисия, не могут от них отороваться, в то время как другие издания оставляют их равнодушными?

— У старца Паисия была великая благодать. Она разлита и на страницах его произведений. Читатели это чувствуют и получают от книг Паисия Святогорца большое утешение. Столь велика была благодать старца, что даже книги написанные о нём другими авторами притягивают к себе читателей как магнит. Но по-моему глубокому убеждению, мы ничего не знаем о старце Паисии. Наши знания об этом подвижнике чрезвычайно малы. Он переживал великие сверхъестественные состояния, но [по своему смирению] не рассказывая о них никому. Эх! Это не просто описать словами».

Что касается самого Паисия Святогорца, то он очень любил и высоко ценил отца Серафима. Компании из молодых людей, проживающих в городе Лариса, старец сказал: «Зачем вы ездите ко мне? Рядом с вами живёт святой человек – батюшка Серафим». Некоторые время спустя юноши словно приехали к старцу Паисию и сказали ему, что ни на одном приходе Ларисы священник с таким именем не служит. Они не знали, что у отца Серафима (который был епархиальным проповедником) не было своего прихода и он служил в отдалённых деревнях Ларисской Митрополии. Паисий Святогорец сказал: «Там отец Серафим. Но он прячется, как заяц скрывается в кустарниках. Поищите немного и найдёте его».

Известный богослов, директор Академии города Лариса, Константинос Афанасопулос был частым гостем Паисия Святогорца. При каждом его визите старец неизменно расспрашивал его об отце Серафиме и просил передать ему привет.

Однажды отцу Серафиму рассказали, что один из афонских монахов пренебрежительно отозвался о старце Паисии, усомнившись в его святости. Батюшка Серафим расстроился и с детской непосредственностью и уверенностью сказал: «Старец Паисий – Святой. Кто бы что ни говорил». Он относился к Паисию Святогорцу с таким благоговением, что повесил его фотографию у себя над кроватью рядом с иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы.

Старец Серафим (Димопулос)

Подвижник

Отец Серафим купил участок земли в окрестностях города Лариса по соседству с тюрьмой строгого режима и устроил там свою отшельническую каливу. Старец выбрал это место среди безлюдных полей не случайно – вокруг его жилища был своеобразный «треугольник боли»: с одной стороны была тюрьма, с другой – больница, а с третьей – кладбище.

В доме у отца Серафима не было воды, носить её приходилось издалека. Для отопления он использовал печку, но зажигал её нечасто. Зимой посетители батюшки дрожали от холода, а тот словно не замечал мороза. Часто несмотря на зимнюю прохладу, двери и окна его каливы были открыты настежь.

Снаружи казалось, что дом отца Серафима заброшен. Двор зарос травой, по нему бегали мыши и крысы.

Знакомый плотник взялся починить дверь на втором этаже жилища батюшки и к своему удивлению увидел, что у него нет кровати. Отец Серафим спал на бетонном полу. Постелью служило старое одеяло, покрывалом – ветхое пальто, подушкой – свёрнутый в рулон пиджак. На маленькой плитке в коробке из под консервов батюшка варил стручок перца (это была вся его пища за этот день).

Старец Серафим потерял свои зубы и с трудом пережёвывал пищу. Обычное он вкушал кусочек хлеба с чаем или кофе с тахини1, последнюю он советовал употреблять в пишу и своим духовным чадам. Рацион батюшки также составляли макаронные изделия, овощи и фрукты. Обычно он старался есть продукты сырыми, лишь иногда варил пищу, но не для того чтобы она стала вкуснее а чтобы размягчить её. Если ему приносили вкусную еду, батюшка [незаметно, чтобы не обидеть гостей] отдавал её собакам. Вкусные фрукты, которые приносили батюшке, он также старался не есть. «Ничего не приносите мне, я сам для себя готовлю», — говорил отец Серафим своим гостям. Часто он ничего не ел в течении целых суток. Однажды батюшке принесли просфору и он принял это приношение: «Слава Богу, в течении нескольких дней у меня не было возможности поесть». Вино старец не пил никогда. Он не нарушил своего обыкновения, и когда Архиепископ Албании Анастасий прислал ему две бутылки отборного вина. Даже относительно воды отец Серафим соблюдал воздержание.

1 Тахини- густая жирная паста из молотого кунжутного семени. В последнее время получила достаточно широкое распространение и в России.

Источник: «Издательский дом Святая Гора»

Далее

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий