Свв. препп. отецъ нашихъ пустынныхъ жителей, въ постѣ просіявшихъ, Варлаама и Іосафа царевича въ велицѣй земли, глаголемѣй Индіи; по М.В.С. и X.М.: и отца его (св. царевича), Авенира царя

С. В. Булгаковъ.

Преподобные Афанасий Афонский, Варлаам, Иоасаф Царь Авениръ сначала былъ язычникомъ, жестоко гналъ христіанъ, особенно пресвитеровъ и иноковъ. Онъ воспитывалъ своего сына, царевича Іоасафа, въ язычествѣ и всѣ мѣры предпринималъ къ тому, чтобы царевичъ не слыхалъ даже и самаго имени Христа.

Но, по волѣ Господа, мудрый и добродѣтельный пустынникъ пр. Варлаамъ, саномъ пресвитеръ, тайно просвѣтилъ свѣтомъ вѣры Христовой и крестилъ царевича Іоасафа и затѣмъ снова удалился въ пустыню.

Узнавъ о принятіи Іоасафомъ христіанства, Авениръ всячески старался снова обратить его къ идолопоклонству.

По совѣту своего вельможи Арахія, Авениръ научилъ волхва Нахора выдать себя за Варлаама и въ нарочито устроенномъ въ присутствіи царевича спорѣ съ учеными язычниками остаться побѣжденнымъ. Царевичъ, хотя и зналъ, что Нахоръ выдаётъ себя за Варлаама, но не воспротивился этому состязанію и въ присутствіи всѣхъ передъ состязаніемъ сказалъ мнимому Варлааму: «аще побѣжденъ будеши, сердце и языкъ твой руками иземъ, псомъ въ снѣдь съ прочими уды предамъ сія: да тя видяще, устрашатся вси не прельщати сыновъ царевыхъ». Устрашенный этимъ, Нахоръ, къ удивленію всѣхъ, остался побѣдителемъ въ состязаніи, а послѣ тайной бесѣды съ царевичемъ и самъ «на вѣру обратися и крещеніемъ просвѣтися». Безплодны остались и ухищренія другаго волхва Ѳезвы (который тоже, по убѣжденію царевича, самъ принялъ христіанство).

Наконецъ, Авениръ раздѣлилъ съ царевичемъ пополамъ свое царство, надѣясь, что дѣла правленія отвлекутъ царевича отъ вѣры во Христа.

Но царевичъ, принявши царскую власть, сталъ искоренять идолопоклонство, разорялъ языческія капища, воздвигалъ христіанскіе храмы и всюду распространялъ христіанство. По его горячимъ молитвамъ, наконецъ, обратился ко Христу и самъ Авениръ. Крестившись, Авениръ, какъ объ этомъ воспѣвается въ концѣ церковной службы, «всю царскую власть сыну предаде, самъ же въ молчаніи пребываше», украшая себя смиреніемъ и благовѣріемъ, и чрезъ 4 года послѣ крещенія приблизился «конецъ житія его», и онъ «въ добрѣмъ исповѣданіи, съ теплыми слезами душу свою предаде».

Послѣ этого св. Іоасафъ, по любви къ уединенію и подвижничеству, «царство оставивъ», передалъ управленіе имъ вельможѣ Арахію (тоже принявшему крещеніе и сдѣлавшемуся благочестивымъ христіаниномъ), «къ пустыни устремился» къ своему учителю, пр. Варлааму, и прожилъ съ нимъ довольно много лѣтъ.

Пр. Варлаамъ, въ теченіе 70 лѣтъ благоугождавшій Господу въ пустынножительствѣ, мирно скончался 100-лѣтнимъ старцемъ. Оплакавъ его кончину, преп. Іоасафъ поселился въ его пещерѣ и еще 35 лѣтъ подвизался отшельникомъ, пока не отошелъ въ вѣчность.

Время жизни сихъ свв. угодниковъ Божіихъ, по X. М., относятся къ IV вѣку.

Источникъ: «Русскiй Порталъ»

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий