Святая Моника Тагастская, мать св. Августина

Митрополит Омский и Таврический Владимир (Иким)

Святая Моника Тагастская  Святая Моника родилась около 331 года в Северной Африке, на территории современного Алжира. Родители ее по вероисповеданию были православными христианами, а по происхождению – берберами. Суровая, жестокая, полная невероятных трудностей жизнь в пустыне, которую вел и ведет этот народ, неизбежно накладывает отпечаток на его характер: берберы весьма суровы и склонны к крайностям. Они и сейчас по-прежнему воинственны и имеют необузданный нрав, трудно поддающийся цивилизации.

Семья родителей Моники, хотя и была христианской, также носила в себе эти национальные черты. В семье было несколько дочерей, и родители, по обычаю всех богатых людей того времени, не столько сами занимались их воспитанием, сколько доверяли его слугам, – конечно, не первым попавшимся, а тщательно выбранным для столь ответственного дела. Воспитание Моники и ее сестер поручили самой почтенной и добродетельной служанке дома, старой нянюшке. Она пользовалась уважением не только всех остальных слуг, но и хозяев дома. Не удивительно, что именно ей и доверили воспитание хозяйских дочерей, – старая няня постаралась воспитать девочек истинными христианками, одновременно, привив им все те навыки, которыми, по ее разумению, должна была обладать почтенная матрона, хозяйка богатого дома и мать семейства – ведь именно такое будущее ждало каждую из  ее воспитанниц. Впрочем, будучи истинной берберкой, няня порой впадала и в крайности. Стремясь, например, сызмальства приучить девочек к умеренности и терпению, няня не позволяла им в течение дня пить воду, за исключением времени обеда. В своей знаменитой «Исповеди» блаженный Августин вспоминал об этом так: «за старательное воспитание свое … (праведная Моника) не столь хвалила мать свою, сколь некую престарелую служанку, которая носила еще отца ее на спине, как обычно носят малышей девочки постарше. За это, за ее старость и чистые нравы пользовалась она в христианском доме почетом от хозяев. Потому и поручена ей была забота о хозяйских дочерях, и она старательно несла ее. Полная святой строгости и неумолимая в наказаниях, когда они требовались, была она в наставлениях разумна и рассудительна. Она, например, разрешала девочкам, даже невзирая на жгучую жажду, пить воду только во время очень умеренного обеда за родительским столом. Она остерегала их от худой привычки разумным словом: «Сейчас вы пьете воду, потому что не распоряжаетесь вином, а когда в мужнем доме станете хозяйками погребов и кладовок, вода вам может опротиветь, а привычка к питью останется в силе». Таким образом, разумно поучая и властно приказывая, обуздывала она жадность нежного возраста и даже жажду у девочек удерживала в границах умеренности: пусть не прельщает их то, что непристойно».

Конечно, в жарком и засушливом климате Северной Африки подобное неумеренное воздержание было бы мучительно даже для взрослого человека – что уж говорить о детях? Но таким образом няня, стремясь воспитать добродетель, невольно достигала и противоположного результата, едва не подтолкнув одну из своих воспитанниц, Монику, в пучину куда более страшного греха, чем чревоугодие – греха пьянства. Ведь родители нередко посылали ее в погреб, где хранились припасы, чтобы девочка принесла пищи или вина, привыкая к роли хозяйки, учась управлять кладовыми. Слышать, как вино булькает, перетекая в кувшин, было невыносимо для мучимого постоянной жаждой ребенка. И хотя запах и вкус вина не нравились девочке, она, пересиливая отвращение, все-таки по чуть-чуть отхлебывала этот напиток… Постепенно, все больше и больше привыкая к вину, она дошла до того, что начала поглощать его уже целыми кубками.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» пишет: «…Незаметно подползла к матери моей, …страсть к вину. Родители обычно приказывали ей как девушке воздержанной, доставать вино из бочки. Опустив туда через верхнее отверстие сосуд, она, прежде чем перелить это чистое вино в бутылку, краем губ …отхлебывала его: больше она не могла, так как вино ей не нравилось. И делала она это вовсе не по склонности к пьянству, а от избытка кипящих сил, ищущих выхода в мимолетных проказах; их обычно подавляет в отроческих душах глубокое уважение к старшим. И вот, прибавляя к этой ежедневной капле ежедневно по капле – «тот, кто пренебрегает малым, постепенно падает» – она докатилась до того, что с жадностью почти полными кубками стала поглощать неразбавленное вино.

Где была тогда проницательная старушка и ее неумолимые запреты?..

Разве что-нибудь может одолеть тайную болезнь нашу, если Ты, Господи, не бодрствуешь над нами со Своим врачеванием? Нет отца, матери и воспитателей, но присутствуешь Ты, Который нас создал. Который зовешь нас. Который даже через ...людей делаешь доброе, чтобы спасти душу. Что же сделал Ты тогда, Боже мой?
Чем стал лечить? Чем исцелил?.. Не извлек ли Ты грубое и острое бранное слово из чужих уст, как врачебный нож, вынутый из неведомых запасов Твоих, и не отрезал ли одним ударом все гнилое?

Служанка, ходившая обычно вместе с ней за вином, споря, как это бывает, с младшей хозяйкой с глазу на глаз, упрекнула ее в этом проступке и с едкой издевкой назвала «горькой пьяницей». Уязвленная этим уколом, она оглянулась на свою скверну, тотчас же осудила ее и от нее избавилась...

Так друзья, льстя, развращают, а враги, браня, обычно исправляют. Ты, однако, воздаешь им не за то, что делаешь через них, а за их намерения. Она (служанка), рассердившись, хотела не излечить младшую хозяйку, а вывести ее из себя – тайком, потому ли, что так уже подошло и с местом и со временем ссоры, или потому, что сама она боялась попасть в беду за поздний донос. Ты же, Господи, правящий всем, что есть на небесах и на земле, обращающий вспять для целей Своих водные пучины и подчиняющий Себе буйный поток времени, Ты безумием одной души исцелил другую. Если кто словом своим исправил того, кого он хотел исправить, пусть он, после моего рассказа, не приписывает этого исправления своим силам».

Нередко бывает так, что верующие родители, стремясь воспитать в ребенке добродетели и оградить его от греха, повсюду разлитого в окружающем нас мире, впадают в другую, не менее вредную крайность: наряду с запретом на прямо греховные вещи и с возложением на ребенка определенных обязанностей по дому, учебе, помощи старшим – что, несомненно, нужно и полезно – начинают запрещать своему чаду и абсолютно естественные, особенно в детском возрасте, развлечения, требуя от едва вступающего в жизнь маленького человечка аскетической строгости взрослых, уже не один год подвизающихся монахов. Запрещают не только компьютерные игры-стрелялки и просиживание часами у телевизора, но и добрые детские мультфильмы и кинокартины; вместо детских книг и игрушек покупают детям исключительно жития святых; заставляют малышей поститься по монашескому уставу и часами стоять на молитве за чтением акафистов и канонов…

Впрочем, это проблема не только верующих семей: вероятно, каждому известны примеры, когда совершенно светские родители не разрешают детям играть и гулять с друзьями, потому что все это – «безделье», и каждую свободную минуту ребенок, чтобы не вырос лентяем, должен трудиться или на каком-нибудь семейном огороде, или по дому… Чаще всего подобное воспитание приводит к обратному результату: дети, стремясь вырваться из прокрустова ложа чрезмерно суровых правил, впадают в куда более опасные и страшные грехи, чем, допустим, съесть рыбки в Великий пост или – чуть меньше потрудиться на огороде… Многие страшные преступники, убийцы, маньяки, наркоманы родом именно из таких чрезмерно строгих семей. История из жизни праведной Моники, пусть и с хорошим концом, свидетельствует нам о том же…

Задумаемся же об этом! Да, нельзя пренебрегать своими родительскими обязанностями, уповая на чудо. Нельзя рассчитывать, что рядом и с нашими детьми в нужный момент обязательно возникнет такая «служанка», чтобы отвратить их от греха. Воспитание – наша ответственность, возложенная на нас, родителей и духовников, Господом. И именно мы дадим Ему ответ за своих детей.

Будем же следовать царским путем, не впадая в опасные крайности, как бы благочестиво эти крайности ни выглядели!

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий