Святая великомученица Екатерина и искусные нечестивцы

Святая великомученица Екатерина

Святая великомученица Екатерина, жившая в период всеобщего упадка, сходного с нынешним, родилась в 294 году н.э. в Александрии Египетской. Происходила она из аристократической языческой семьи и до принятия христианства носила имя Дорофея, как пишет латинский церковный писатель Руфин.

 

Став христианкой, она по своей чистоте и непорочности стала называться Екатериной (гр. «навеки непорочная»). Екатерина обладала несравненной красотой, была очень богата и обучалась философии, риторике, поэзии, музыке, математике, астрономии и медицине в лучших учебных заведениях своего времени.

Святая отличалась одаренностью и любовью к учению, за что и называется премудрой, то есть обладающей великой мудростью. Философский факультет Парижа, восхищаясь мудростью святой, провозгласил ее своей покровительницей. В целом, западные страны почитают святую Екатерину как покровительницу образования и наук. Однако святая Екатерина презрела мирскую мудрость, предпочтя ей мудрость Божью. Она пожелала стать не просто премудрой, но богомудрой.

В пространной истории ее жизни и мученичества, написанной святым Симеоном Метафрастом (P.G. Т. 116, С. 275 – 302), мы находим множество подробностей исповедничества и подвига святой. Святой Симеон следует привычной схеме описания подвига мучеников.

1. Призыв гонителей отречься от христианской веры и принести жертвы идолам.

2. Появление мученицы перед императором и порицание языческой веры. Святая Екатерина показывает свое знакомство с учением мудрых язычников, чтобы доказать, что идолопоклонство основано на незнании и заблуждении. Единым и истинным Богом является тот, кто стал человеком, умер крестной смертью и даровал людям истинное спасение.

3. Изумление Максимилиана. Предстояние святой перед императором. Признание ее благородного происхождения и разностороннего образования, которые она, однако, считает ничтожными и бессмысленными перед своей любовью к бессмертному Жениху Христу.

4. Неспособность императора продолжать диалог и отвечать на мудрые слова святой. Страх перед ее доказательствами и аргументами заставляет императора призвать самых прославленных языческих риторов (ораторов), самых искусных из нечестивых, как говорится в тропаре, посвященном святой, которые смогли бы опровергнуть ее утверждения, доказать шаткость ее аргументов и убедить ее принять языческую веру.

5. Приглашение прославленных риторов к разговору. По приказу императора приходят пятьдесят риторов (в других мартирологиях сказано о ста пятидесяти), сливки имперского общества. Император перед этой особенной встречей рассказывает риторам об образованности Екатерины, призывая их тщательно подготовиться к разговору с ней. Главный ритор самодовольно не признает тот факт, что женщина, какой бы мудрой, одаренной и проницательной она не была, может овладеть риторическим искусством.

6. Ангел Господень приободряет Екатерину перед встречей с императорскими посланцами. Он открывает святой, что ее мудрость дополнит премудрость Божья, и поэтому ей удастся переубедить риторов, заставить их поверить в истинного Бога и удостоиться мученического венца. Затем и сама она будет отправлена на мучения.

Производит большое впечатление то, что в годы язычества нечестивые императоры, наделенные огромной властью, не имевшие ни малейших понятий о демократии и правах человека, будучи беспощадными диктаторами и кровожадными тиранами, допускали высказывания о воззрениях и верованиях, отличных от их собственных. Мартирологии рассказывают о многочисленных язычниках, находящихся в заблуждении и незнании, которые, впервые услышав о новом учении, устремились на поиски истины, чтобы отделить правду от лжи, и стали христианами.

7. Аргументы ритора:

1) Языческие боги велики и значительны. Об этом говорит Гомер в своем эпосе и Орфей в Теогонии.

2) Ни один древний поэт не признает в распятом Бога и мудреца.

Ответ святой Екатерины:

1) Она обнаруживает ошибку в рассуждениях ритора. Святая Екатерина использует недостающие элементы его знания, чтобы впечатлить слушателей. Ритор скрывает истину. Он использует лишь малую ее часть, которую, тем не менее, выдает за целостную истину. Святая соглашается со словами ритора о том, что древние поэты говорят о богах, но говорит, что они упоминают и другое. Используя пример тех же поэтов, Гомера и Орфея, Екатерина рассказывает о многочисленных недостатках этих богов (ложь, хитрость, обман), следовательно, какой же глупостью должны обладать те, кто им поклоняется?

2) Второй аргумент святой Екатерины – трудность, с которой человек познает истинного Бога и Творца, являющегося недосягаемым, непостижимым, неизреченным, необозримым. Однако при этом святая приводит свидетельство Сивиллы, говорящей о телесном воплощении Христа и его бесконечной заботе о людях. Затем святая вспоминает и отрывок из Аполлона, который, сам того не желая, говорит о Христе. Пользуясь возможностью, Екатерина кратко излагает основы христианской веры, рассказывая о Сотворении мира, грехопадении человека и о плане Божественного Промысла по спасению человека через воплощение, учение, Распятие, Воскресение, Вознесение, сошествие Святого Духа и апостольскую проповедь по всей вселенной, направляющую людей ко спасению.

Завершив свою речь, Екатерина призвала ритора уверовать в Единого и Истинного Бога, Которого признавали и древние поэты. «И Божественное Провидение устроило так, открыв часть своих истин через древних мудрецов, что нечестивцы не находили более оправдания своей погруженности во мрак идолопоклонства».

Пораженный ритор потерял дар речи. Тогда император призвал других риторов, чтобы они смогли опровергнуть слова святой. Однако и они не смогли ничего ответить, видя лучшего ритора побежденным. Святая Екатерина силой Святого Духа смогла заставить замолчать самых искусных идолопоклонников.

Последовал обвинительный приговор императора. 17 ноября этих риторов бросили в огонь. Так они приняли крещение кровью и мученичеством. Вечером того же дня христиане собрали их мощи, оставшиеся полностью неповрежденными и нетленными, и погребли их.

Наступила очередь и святой Екатерины принять мученичество. Император пытался различными обещаниями и лестью убедить святую отречься от Христа. Но поняв, что «всеславная Невеста» остается твердой в своей вере, император отправил ее на страшные мучения. Непрерывные удары плетью сделали ее девичье тело неузнаваемым. Затем святая была заключена в темницу на двенадцать дней. В тюрьме ее посетила Августа Фаустина и знатный военачальник Порфирион (Порфирий) с двумястами воинами. Все они уверовали и приняли мученичество вместе со святой Екатериной.

Чтобы запугать святую, был построен особенный механизм из нескольких колес, при движении которых привязанная к ним святая должна была умереть мучительной смертью. Но по вмешательству святого Ангела великомученица освободилась от пут, а колеса покатились и умертвили множество нечестивцев.

Затем император приговорил святую к отсечению головы. На месте казни святая попросила воинов дать ей время помолиться. Затем она склонила голову и попросила воинов исполнить приказ императора. Великомученица Екатерина была казнена в 307 году н.э. Из ее раны вместо крови потекло молоко. Ее честное пречистое тело было перенесено Ангелами на вершину Синайских гор. По преданию, здесь оно на протяжении веков оставалось незахороненным. Между VIII и IX вв. местонахождение ее мощей было открыто во сне монахиням монастыря, после чего мощи были обретены и помещены на престоле кафоликона Синайского монастыря, посвященного Преображению Господню. С тех пор этот храм носит имя святой Екатерины, «жительницы Синая», заступницы монастыря.

Екатерина сумела достигнуть трех прекраснейших вещей: стать премудрой, сохранить чистоту и, приняв смерть от меча, сделаться мученицей.

Молитвами святой великомученицы Екатерины, Христе Боже, помилуй нас. Аминь.

Автор: Александрос Христодулу, богослов.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий