Святитель Афанасий Великий

Aфанacий — архиепископ Александрийский, энергично отстаивавший, во время споров с арианами, догмат о единстве естества Бога Отца и Сына, и названный поэтому Отцом православия.

St. Athanasius of Alexandria (Святитель Афанасий Великий) Афанасий родился в 298 г. от родителей христиан, получил вполне научное по тому времени образование, и в молодых ещё летах обрёк себя строгому аскетизму;

в 319 г. он был посвящен епископом Александром в дьяконы; своей энергией и красноречием на Никейском соборе 315 г. имел большое влияние на решение собора и после смерти Александра 9 июня 328 г. был избран его преемником в епископском сане.

По бездоказательным наветам своих противников, ариан, А. был низложен в 835 г. Тирским собором, а в 336 г. осуждён на изгнание в Трир императором, которому успели внушить, что Афанасий хочет приостановить ежегодный вывоз зернового хлеба из Александрии в Константинополь.

После смерти Константина I, Афанасий возвратился из ссылки осенью 338 года, но его энергичная борьба против ариан, возбудила их вражду в такой степени, что весною 340 г. императорский наместник, с помощью вооружённой силы поставил и архиепископом александрийским арианина Григория. Афанасий бежал в Рим к архиепископу Юлию I, по старанию которого он был признан на Римском соборе 341 г. и на соборе в Сардике в 343 г. невинным, а учение его объявлено согласным с догматами церкви.

Император византийский Констанс также благоволил к Афанасий, и выхлопотал ему у брата своего Констанция разрешение вернуться в Александрию после смерти Григория, в октябре 346 г.

Когда же Констанций, сделавшись единодержавным монархом, доставил победу арианам в 355 г., то Афанасий должен был вновь отказаться от духовной власти. На его место был назначен Григорий из Каппадокии, а когда солдаты ворвались 9 февраля 356 г. ночью в церковь св. Фомы, где Афанасий совершал по случаю праздника всенощное бдение, то он вынужден был бежать в Египетскую пустыню; но и отсюда имел большое влияние на паству своим личным авторитетом и сочинениями. По вступлении на престол Юлиана Богоотступника, Григорий был убит во время народного восстания и Афанасий мог вернуться в Александрию в феврале 362 г., но его ревностная деятельность, клонившаяся к умиротворению церкви, возбудила неудовольствие императора, так что 25 окт. 362 г. ему пришлось в четвертый раз отправиться в изгнание, на этот раз в Фиваидскую пустыню.

После падения Юлиана, Афанасий возвратился в Александрию в феврале 364 г., но в царствование императора Валента был вынужден ещё раз оставить город с октября 365 по февраль 366 г.; с тех пор его более не беспокоили до самой его кончины, последовавшей 3 мая 373 г.

Из 45 лет своего епископства, Афанасий провел в изгнании около 20 лет. О его характере ещё при его жизни судили различно. Ненавидимый своими противниками до самой смерти, а приверженцами почитаемый за святого, Афанасий неустрашимо боролся при самых разнообразных обстоятельствах жизни и словом и делом за одну великую идею, от признания которой, по его убеждению, зависело существование христианской церкви. За страшную суровость, в которой упрекали его враги, они в свою очередь жестоко отплачивали ему всякий раз, когда им представлялась к тому возможность. Как архипастырь он соответствовал строгому идеалу своего времени, умел, не смотря на свою мало внушающую наружность, господствовать над умами и оставил своё учение в наследие всей церкви. В его многочисленных сочинениях догматического и полемического характера вместе с пламенной ревностью к православию высказывается выдающийся созерцательный ум, которым он далеко превосходил своих противников; горячность глубокого личного убеждения соединяется в них с ясностью, осмотрительностью и точностью изложения. Его «История ариан для монахов» написана в строго православном духе, и служит неоценимым памятником для изучения борьбы религиозных партий того времени. Меньшее значение имеют его сочинения в области экзегетики и морали. Лучшее издание их принадлежит Монфокону (3 тома, Париж, 1698). Дополнением к ним служит второй том «Bibliotheca patrum» Монфокона (Пар., 1706). Тило поместил в первом томе своей «Bibliotheca patrum graecorum dogmatica» (Лейпц., 1853) только главные догматические сочинения А. Важное значение для летосчисления имеют сохранившиеся на сирийском языке: «Описания праздников», составленные Афанасием. Его учение изложено Риттером, Бауром, Доревом и Фойттом. Ср. Мёлер, «Athanasius der Grosse und die Kirche seiner Zeit» (2 тома, Майнц, 1827); Бёрингер, «Kirchengeschichte in Biographien» (т. I, Цюр., 1843); его же, «Athanasius und Arius oder der erste grosse Kampf der Orthodoxie and Heterodoxie» (Штутгардт, 1874).

Текст приводится по электронному изданию: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, Энциклопедический словарь, Изд. «Русское слово», 1996 г. OCR Палек, 1998 г.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий