Святитель Эгвин, епископ Вустерский

Монахи Ившема совершили с мощами святого поездку и в Лондон, где произнесли, как и в других местах, проповедь и рассказали о жизни их небесного заступника. Одним из тех, кто внимал рассказам монахов с искренней верой, был человек по имени Уильям Торн. Позднее ему пришлось участвовать в уэльских войнах за своего короля. И случилось так, что враг окружил его со всех сторон, все его товарищи были либо убиты, либо ранены, лошадь его выбилась из сил, а сам он с трудом мог держать в руках оружие. Гибель была неминуемой. Но вот он вспомнил рассказ монахов о святом Эгвине и, собравшись с последними силами, воскликнул: «Господь Вседержитель, Который всегда рядом с теми, кто находится в беде! Если все, что мне рассказывали о святом Эгвине, правда, то спаси меня его молитвами от гибели!» И тотчас он почувствовал внезапный прилив сил, а лошадь его понеслась так резво, что очень скоро опасность была уже позади; и все его раны, полученные на войне, зажили сами собой. Уильям не только выжил в этой войне, но и, возвратившись на родину в Англию, совершил поездку в Ившем и рассказал приору обо всем случившемся с ним.

Однажды монахи, возившие по городам Англии мощи святого Эгвина, должны были переправляться вброд через реку Трент. Благочестивый монах Хереман решил поместить реликварий с мощами святого Эгвина перед своим седлом, надеясь, что при переправе и мощи, и сам он останутся целы и невредимы. Но он сбился с брода, и вскоре его лошадь оказалась в таком глубоком месте, что вода была ему чуть ли не до плеч. Но Хереман не переставал молиться и вскоре благополучно добрался до берега. И тут оказалось, что ни на раке с мощами, ни на его одеждах не было и капли воды, словно бы лошадь везла его не через реку, а по осеннему лесу! Другой брат, перевозивший маленький реликварий с рукой святого Эгвина, попал в еще большую беду. Он не только сбился с брода, но и угодил в водоворот, в который за день до этого засосало лодку. Видевшие это с другого берега монахи стали усердно молиться святому Эгвину о спасении брата. И случилось чудо: монах, которому грозила гибель, смог, словно поддерживаемый невидимой силой, благополучно переправиться через реку. Когда братия дотронулись до реликвария с рукой святого Эгвина, то к своему изумлению почувствовали, что он был совершенно сухим!

Святой Эгвин также являлся людям в видениях. Расскажем хотя бы о двух подобных случаях. В Ившемскую обитель в праздник святого Эгвина приезжали и монахи других обителей. Среди них был праведный брат Сперкульф из монастыря Ковентри. Он особенно почитал святого Эгвина, каждый год приезжал в монастырь в день памяти святого, обходил с великим благоговением все 15 престолов монастырской церкви Ившема и оставался там на всю последующую ночь на молитву. Однажды Сперкульфу, проводящему ночь в бдении и чтении псалмов в крипте, посвященной Пресвятой Деве и святителю Эгвину, было дивное видение. Невидимая рука открыла дверь в крипту, и постепенно все ее пространство заполнил неземной свет. Потом монах увидел, как в крипту зашли мужи необычайной красоты в непередаваемо светлых одеждах. Все они выглядели молодыми. Позади них шли почтенные преподобные мужи, некоторые из которых были в епископских облачениях. Вся процессия подошла к престолу святого Эгвина и отслужила утреню. Затем один из тех почтенных мужей начал совершать там Божественную литургию, а молодые мужи подпевали ему сладкими небесными голосами. Когда литургия была окончена, все они удалились. Пораженный видением Сперкульф понял, что это был святой Эгвин вместе с ангелами и другими святыми епископами, удостоивший его такого славного видения. В другой раз тот же монах молился в монастырской часовне Пресвятой Богородицы перед утреней, что он обычно любил делать. Вдруг дверь отворилась, и в часовню вошла величественная Жена необычайной красоты, вся в неземном сиянии. Следом за Ней в храм вошли епископы и монахи. Подойдя к престолу Божией Матери, епископы стали совершать службу, прославляя эту Жену. Монах был так поражен, что не мог вымолвить ни слова. Среди вошедших монахов он не смог узнать ни одного из тех, кто тогда подвизались в обители, зато он узнал лица нескольких монахов, к тому времени уже умерших, отличавшихся строгой жизнью. Продолжая изумляться, Сперкульф подошел к одному монаху и спросил у него, что это за Госпожа, Которую славят епископы. И тот ответил ему: «Брат, это святой епископ Эгвин в сослужении других епископов славит свою возлюбленнейшую Госпожу – Деву Марию, Матерь нашего Господа». Когда служба закончилась, двое из епископов подошли к Царице Небесной и, бережно взяв Ее за Ее пречистые руки, вывели из часовни. Вместе с ними удалились и все остальные.

Вот лишь несколько примеров чудес, совершенных святым епископом Эгвином.

Влияние Ившемского монастыря

Влияние Ившемского монастыря в Англии на протяжении веков было огромным. Этот монастырь имел множество дочерних обителей и скитов. Интересен такой факт: король Мерсии Этельбальд (716–757), один из преемников святого Этельреда, духовный сын преподобного Гутлака Кроулендского, основал в 716 году в Кроуленде, на месте кончины этого святого, монастырь, первым игуменом которого стал присланный из Ившемского монастыря монах Кенульф. Не менее значимо и то, что Ившем принял активное участие в восстановлении монашества на севере Англии после того, как великие обители Нортумбрии и Йоркшира были разорены датчанами. За XI век монахи Ившема и некоторых тесно связанных с ним обителей, как, например, Уинчкомб графства Глостершир, восстановили монашескую жизнь в Ярроу (где в свое время подвизался преподобный Беда Достопочтенный), Уитби (монастырь великой святой игуменьи Хильды), Йорке (монастырь Пресвятой Девы Марии) и других местах. Такими теплыми братскими были отношения между монастырями Ившема и Йорка, что насельники обоих считали друг друга членами одного братства. Так Мерсия спустя столетия сторицей отблагодарила северную Англию за то, что ее великий святитель Вилфрид Йоркский в VII веке основал ряд монастырей в Мерсии, находившейся тогда еще под сильным влиянием язычества.

У Ившема были как минимум три зависимые обители. Одна из них с XI века находилась в Пенвортхеме графства Ланкашир, причем аббат Ившема назначал приоров Пенвортхема. Этот монастырь просуществовал много лет, но от его построек, к сожалению, ничего не сохранилось. Второй зависимой от Ившема обителью был монастырь в Олкестере, что в нескольких милях от Ившема, называвшийся «Пресвятая Богородица острова». Он был учрежден в 1140 году, но в XIV веке был объединен с Ившемом в один монастырь. Третья дочерняя обитель находилась в Дании. По преданию, датский король Эрик I Добрый (1070–1103) в 1095 году попросил английского короля Вильгельма Рыжего (1056–1100) отправить к нему в Данию 12 монахов из Ившема для основания обители в Оденсе. Говорили, что влияние английского монашества на христианство Дании в то время было немалым.

Примечательно, что после Реформации и закрытия в Англии всех монастырей бывший насельник Ившема Джон из Фекенхема пытался возродить бенедиктинское монашество в стране. Ему это частично удалось: монашеская жизнь была его стараниями возобновлена в Вестминстере, но после смерти королевы-католички Марии Тюдор в 1558 году снова прекратилась на долгие столетия.

 

Автор:Дмитрий Лапа

Примечания:

1. Первый саксонский кафедральный собор в Вустере, в котором впоследствии служил святой Эгвин, был построен в 680 г. и освящен во имя святого Петра. С 957 по 959 г. в Вустере служил епископом будущий архиепископ Кентерберийский Дунстан. С 961 по 992 г. епископом Вустерским был самый почитаемый в этом городе святой – святитель Освальд (память 28 февраля), который также был и архиепископом Йоркским. Святой Освальд вместе со святыми Дунстаном и Этельвольдом Винчестерским восстановил в X в. церковную жизнь в стране, угасшую после датских набегов IX в. При святом Освальде собор в Вустере был перестроен и освящен во имя Пресвятой Богородицы. Святой Освальд основал при соборе бенедиктинский монастырь, просуществовавший до Реформации. Вскоре после преставления святого Освальда были обретены и положены в раку собора его нетленные мощи, от которых совершались чудеса и к которым до Реформации приезжали многочисленные паломники. Около 1040 г. во время датского нашествия Вустерский монастырь значительно пострадал. При последнем саксонском епископе, Вулфстане, в 1062 г. был заложен новый большой кафедральный собор. В 1084 г. началось строительство многоколонной крипты собора, которая полностью сохранилась до наших дней и является одной из самых замечательных крипт во всей стране. После смерти святого Вулфстана его тоже почитали как святого. Вустерский собор-монастырь рос и развивался. Девизом его насельников было: «Никакой молитвы без работы, никакой работы без молитвы». Монахи Вустера занимались выращиванием растений, ремеслами, обучением, науками. Они принимали и всегда щедро угощали тысячи паломников, совершали требы, помогали нуждающимся. Они заботились о нищих, голодных, управляли больницей, причащали заключенных в тюрьмах. Из Вустерского монастыря вышло немало знаменитых ученых. Из них упомянем: Флоренса Вустерского († 1118) – монаха и хрониста, принявшего участие в составлении «Хроники хроник» на латинском языке, повествовавшей о событиях от сотворения мира и до 1140 г.; Иоанна Вустерского († 1140) – благочестивого монаха и ученого, закончившего эту хронику, которая сохранилась в пяти рукописях; антиквара, плодовитого писателя и хрониста Уильяма Вустерского (ок. 1415 – 1482), много путешествовавшего по стране. Не забудем и про ученого Верферта, бывшего епископом Вустера с 873 по 915 г., современника, друга и помощника благоверного короля Альфреда Великого, по его просьбе переведшего с латыни на староанглийский язык «Диалоги» святителя Григория Двоеслова. Вустер также знаменит своими древними и богатыми музыкальными традициями. С Вустерским собором были тесно связаны такие великие композиторы, как Томас Томкинс (1572–1656), ученик Уильяма Берда, мадригалист и органист, написавший много церковной музыки, и Эдуард Элгар (1857–1934), прожившие в этом городе часть своей жизни (место рождения Э. Элгара находится в деревне Лоуэр-Броудхит в нескольких милях от Вустера). Элгар, который именно здесь впервые исполнил свое знаменитое произведение «Вариации-головоломка», увековечен в соборе на одном из витражей. В соборе часто исполняется духовная музыка обоих композиторов. Вустер является одним из трех английских городов, в которых начиная с 1724 г. проводится фестиваль духовной музыки «Фестиваль трех хоров» (остальные два города – это Глостер и Херефорд, фестиваль проводится в них попеременно) – это старейший музыкальный фестиваль в мире! В Вустерском соборе похоронены король Иоанн Безземельный (1167–1216), завещавший себя похоронить рядом с гробницами святых Освальда и Вулфстана, а также принц Артур (1486–1502) – старший брат будущего короля Генриха VIII, умерший в юном возрасте в городе Ладлоу (кто знает, если бы королем стал не Генрих, а Артур, то, возможно, и не было бы кровавой Реформации в стране). В 1540 г. при Генрихе VIII рака святого Освальда была уничтожена, а его мощи, по одной из версий, были захоронены в алтарной части собора. С тех пор Вустерский монастырь навсегда прекратил свое существование; собор выжил, хотя многие монастырские постройки были уничтожены или начали использоваться для других целей. В XVII в. собор сильно пострадал от республиканцев (битва при Вустере 1651 г.; заметим, что в Вустершире было много роялистов), но в XIX в., в викторианскую эпоху, в нем проходили масштабные восстановительные работы, продолжавшиеся и в 1980-е гг. Сегодня этот стоящий на берегу реки Северн очень древний, красивый, величественный собор, освященный во имя Христа-Спасителя и Пресвятой Богородицы, является излюбленным местом паломничества верующих из Англии и многих других стран. Собор содержит в себе черты многих архитектурных стилей от норманнского до перпендикулярного готического. Кроме крипты, настоящей жемчужиной собора является также круглая комната капитула (начало XII в., единственная круглая комната капитула во всей Англии!), сохранившаяся в отличном состоянии с древних времен – в этой комнате монахи ежедневно читали по главе из устава святого Бенедикта и решали каждодневные монастырские дела. Из прежних монастырских построек сохранилась также бывшая трапезная. Средневековая центральная башня собора имеет 52 метра в высоту, и с ее вершины можно полюбоваться видом на город. Вустерский собор славится своими 39 так называемыми «мизерикордами» (misericords), украшенными великолепной резьбой, изображающей различные сцены из Библии или фольклора. «Мизерикорды» – это выступы (полки) на обратной стороне сидений хоров; в средневековье их использовали для послабления монастырского устава, то есть монахи в течение многочасовых служб могли на них опереться или ненадолго присесть. При соборе сохранилась средневековая бывшая монастырская библиотека: часть древних рукописей монастыря хранится в ней, а часть находится в лондонской Британской библиотеке, в Оксфорде и Кембридже. Вустерский собор знаменит своими витражами, на одном из которых изображен святой Эгвин – это работа известного мастера Джеффри Фуллера Уэбба (1879–1954).

2. Аббатство в городе Тьюксбери графства Глостершир – еще один важный центр почитания Божией Матери в Англии. Сегодня это одна из самых больших и замечательных бывших монастырских церквей во всей стране. Первый отшельник из Нортумбрии по имени святой Теок жил на этом месте около 650 г. (в его честь и был назван город). Первый бенедиктинский монастырь в Тьюксбери сформировался к 715 г., но никаких следов от первого монастыря здесь не осталось: его дважды подвергали сильному разрушению воинствующие датчане, а после завоевания Англии норманнами в 1066 г. здесь вскоре заново был выстроен новый, католический монастырь. Аббат по имени Гиралдус был вызван из Крэнборна в Тьюксбери управлять новым монастырем, датой основания которого считается 1092 г. В 1471 г. известная битва при Тьюксбери проходила в основном за пределами города. Побеждавшие сторонники династии Йорков («йоркисты») загнали обессилевших приверженцев династии Ланкастеров в городскую монастырскую церковь, где и продолжали побои и убийства. Происходило это во время войны Алой и Белой Роз. А еще через 70 лет король Генрих VIII, поссорившись с Римским папой, упразднил почти все монастыри, забрав при этом их земли и все остальное имущество. Но так как часть монастырской церкви, сохранившейся после погромов и разрушений, использовалась горожанами – в ней проводились богослужения, – то жители Тьюксбери добились у короля разрешения на приведение церкви в лучшее состояние, с прихожан было собрано 453 фунта, и эти деньги пошли на свинцовые полосы для покрытия крыши и на ремонт колоколов. Но большинство монастырских помещений все же было разрушено. В довершение всего в 1559 г. высокий деревянный шпиль упал во время сильного ветра. Но, несмотря ни на что, красивая церковь аббатства во имя Пресвятой Богородицы в Тьюксбери до сих пор привлекает многочисленных паломников, в ней проводятся регулярные богослужения и фестивали.

 

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий