Святитель Митрофанъ Воронежскій

Стрѣльцы были также использованы раскольниками. Опираясь на нихъ, послѣдніе требовали допущенія преній съ православными. Таковыя состоялись 5 іюля въ Грановитой палатѣ. Раскольники вели себя вызывающе и говорили грубости іерархамъ. Особенную ненависть ихъ стяжалъ только что поставленный еп. Холмогорскій Аѳанасій (Любимовъ), самъ ранѣе раскольникъ-сибирякъ, ставшій православнымъ. Главный вожакъ раскольниковъ, суздальскій попъ Никита Пустосвятъ, въ присутствіи царей, патріарха, царицы Наталіи и правительницы набросился на еп. Аѳанасія и нанесъ ему побои. Царевна Софія прекратила собраніе за позднимъ временемъ. Раскольники считали себя побѣдителями. Выйдя на улицы, они показывали съ громкими криками двуперстный крестъ, убѣждая народъ креститься по ихнему.

Царевнѣ Софіи, испуганной нароставшей распущенностью толпы, удалось убѣдить начальниковъ стрѣльцовъ переловить главныхъ заводчиковъ смуты. Никита Пустосвятъ былъ казненъ. Вскорѣ казненъ былъ правительницей новый начальникъ Стрѣлецкаго приказа, князь И. А. Хованскій, замышлявшій захватить власть въ свои руки. Своеволію стрѣльцовъ былъ подоженъ предѣлъ.

Всѣ эти событія, конечно, сильно переживались тогдашнимъ епископомъ Воронежскимъ. Онъ узрѣлъ бунтарство во всемъ его отвратительномъ видѣ и укрѣпился тѣмъ сильнѣе въ пониманіи значенія крѣпкой царской власти. Убѣдился онъ и въ нетерпимости раскольниковъ. Большое впечатлѣніе еще тогда произвелъ на него способный и впечатлительный отрокъ, царь Петръ, вынужденный присутствовать при безчинствѣ толпы и при гибели близкихъ ему людей.

Воронежскій край, куда вскорѣ направилъ свои стопы святитель Митрофанъ, былъ какъ разъ населенъ, въ значительной части, безпокойными людьми и раскольниками. Для борьбы съ послѣдними и создана была, главнымъ образомъ, новая епархія.

Придонскій край долго не заселялся русскими. Тамъ продолжительное время кочевали татары. Сѣверная часть его позднѣе вошла въ предѣлы Рязанскаго княжества. Осѣдавшему населенію грозила опасность съ востока отъ ногайцевъ, съ запада отъ крымцевъ. Въ предѣлы края бѣжали изъ московскаго государства недовольные тамошними порядками великороссы, изъ Малороссіи же люди, притѣсняемые поляками. Въ концѣ XVI в. для защиты земледѣльческаго населенія отъ татарскихъ набѣговъ начали строиться московскими властями города-крѣпости. Воронежъ былъ основанъ въ 1586 г. въ царствованіе Ѳеодора Іоанновича.

Вскорѣ по пріѣздѣ епископа Митрофана въ Воронежъ, онъ долженъ былъ просить голову Семена Ѳедосѣевича быть 1-го августа 1683 года на праздникѣ происхожденія Честнаго Креста «воронежскимъ стрѣльцамъ съ ружьями и наблюдать, какъ бы не случилось какого несчастья съ Воронежомъ и городскими людьми». Опасность грозила «отъ набѣга непріятельскихъ людей».

Въ церковномъ отношеніи край былъ ранѣе подчиненъ Рязанскому митрополиту. Вслѣдствіе обширности и отдаленности отъ Рязани, архипастыри рѣдко посѣщали край. Это неблагопріятно отражалось какъ на паствѣ, такъ и на духовенствѣ.

Христіанскія начала плохо воспринимались значительной частью населенія. Многіе жили по язычески и имена даже носили языческія. Развиты были страшные пороки. Храмы посѣщались рѣдко, къ пастырямъ своимъ паства часто относилась безъ уваженія. Случались перебранки въ церквахъ, доходившія до избіенія священниковъ. Населеніе, частично состоявшее изъ пришлыхъ, тяготившихся всякой властью, людей, свободно смотрѣло на бракъ. Святителю пришлось прежде всего бороться съ этимъ. Онъ пресѣкъ незаконныя сожительства, рѣдко давалъ разрѣшенія на разводъ. Распущенныхъ лицъ, осквернявшихъ семейный очагъ, св. Митрофанъ подвергалъ суровымъ карамъ. Одинъ развратный помѣщикъ былъ, по его распоряженію, посаженъ «за пристава», а потомъ, закованный, отправленъ въ хлѣбопекарню Успенскаго монастыря. Столь строгія наказанія накладывались, конечно, лишь въ исключительныхъ случаяхъ добрымъ владыкой. Чаще онъ ограничивался внушеніями. Вооружался онъ противъ народныхъ увеселеній, носившихъ въ то время безнравственный характеръ. Запрещены были качанье на качеляхъ, «бѣсовскія игры», пляски и плесканіе руками, ибо, какъ говорилось въ указѣ, эти богомерзкія дѣла противны нашему Спасителю и угодны супостату діаволу.

Для добраго воздѣйствія на паству нужны были достойные пастыри. Ихъ св. Митрофанъ нашелъ мало по прибытіи въ Воронежъ. Первыми священниками были тутъ преимущественно т. н. «сведенцы» изъ другихъ мѣстъ, тамъ себя не оправдавшіе. Позднѣйшимъ духовенствомъ были или ихъ потомки или простецы-міряне, выходившіе изъ малограмотнаго населенія. Пастырей недоставало. Иногда на 50, на 80 верстъ не было храма! Въ существующихъ же церквахъ нерѣдко не было священниковъ и окрестное населеніе привыкало обходиться безъ нихъ. Это все способствовало работѣ раскольниковъ, которые давно устремились въ Придонскій край. Они поселяли недовѣріе къ православнымъ священникамъ. Населеніе, мало разбиравшееся въ обрядахъ, посѣщало разбросанные повсюду раскольничьи пустыньки, считая ихъ устроителей православными.

Состояніе иноческихъ обителей тоже было печальное. Онѣ были малочисленны и, опасаясь крымскихъ татаръ и разныхъ шаекъ, искали защиты у мѣстнаго населенія. Кромѣ того, въ виду отсутствія богоугодныхъ заведеній, монастыри наполнялись инвалидами, вдовами и сиротами, которыхъ было много въ этомъ безпокойномъ краѣ. Монастыри слишкомъ сливались съ міромъ, и это, конечно, неблагопріятно отражалось на ихъ духовной жизни. Въ воронежскіе монастыри охотно бѣжали иноки изъ обителей другихъ епархій, «вѣдая, что здѣсь не обрѣталось архіерейство». Рязанскіе архіереи, находясь далеко, не могли имѣть настоящаго надзора за монастырями, попавшими теперь въ вѣдѣніе св. Митрофана.

Святитель понималъ трудности, съ которыми ему надлежало бороться. Въ одной изъ своихъ челобитныхъ онъ писалъ о своей окраинной епархіи: «у насъ мѣсто украинское и всякаго чина люда обыкли жить не подвластно, по своей волѣ».

По ознакомленіи съ положеніемъ дѣлъ, св. Митрофанъ обратился съ посланіемъ къ священникамъ, которое мы приводимъ въ извлеченіяхъ:

«Честные іереи Бога Вышняго! вожди словеснаго стада! Вы должны имѣть свѣтлыя очи ума, просвѣщенныя свѣтомъ разумѣнія, чтобы вести другихъ по правому пути; по слову Господа, вы должны быть самымъ свѣтомъ: вы есте свѣтъ міра. Вы, пастыри, должны преподавать овцамъ словеснымъ приготовленную манну слова Божія, подобно тому, какъ ангелы приготовляли чувственную манну въ пустынѣ. Вы, какъ ходатаи, должны въ молитвахъ вашихъ подражать Моисею и Павлу, которые съ такою ревностію молились Богу за людей своихъ!.. Христосъ Спаситель, когда вручалъ святому апостолу Петру пасеніе овецъ Своихъ, трижды говорилъ ему: паси. Это, очевидно, для того, что пастыри трояко пасутъ врученное имъ стадо: словомъ ученія, молитвою и силою святыхъ таинствъ, наконецъ, образомъ жизни. Эти три вида спасенія и вы усердно выполняйте: преподавайте людямъ свое ученіе, показывайте на себѣ примѣръ доброй жизни, усердно возносите молитвы къ Богу о врученной Вамъ паствѣ, старайтесь преподать имъ святыя таинства, то-есть просвѣщайте невѣрующихъ святымъ крещеніемъ, согрѣшившихъ послѣ крещенія старайтесь приводить къ покаянію и исправленію жизни, достойныхъ сподобляйте пречистыхъ Тайнъ Тѣла и Крови Христовыхъ, заботьтесь о больныхъ, особенно чтобы не отходили изъ этой жизни безъ Святыхъ Таинъ и не лишались послѣдняго елеосвященія...».

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий