Святитель Митрофанъ Воронежскій

Пользуясь своимъ 19-тилѣтнимъ опытомъ монастырской жизни, соединеннымъ послѣднія 14 лѣтъ съ игуменствомъ, св. Митрофанъ рѣшительно принялся за приведеніе въ порядокъ обителей своей епархіи. Онъ боролся прежде всего со своеволіемъ иноковъ, а равно и тѣхъ мірянъ, которые, сдѣлавъ вклады, вмѣшивались во внутренній строй обителей, подрывая корни иноческой жизни. Онъ приписывалъ такія обители къ архіерейскому дому, тѣмъ подчиняя ихъ своему непосредственному надзору. Пришлось ему налаживать и хозяйственную сторону жизни монастырей. Добился онъ у царя Петра I уменьшенія государственныхъ повинностей со своихъ монастырей. Принимаемыя имъ мѣры вызывали порой столкновенія его съ донскими казаками, которые особенно вмѣшивались въ дѣла Боршевскаго монастыря. Потребовалась грамота царей (9 февраля 1686 г.) о припискѣ этой обители къ архіерейскому дому. Въ Преображенскомъ Толшевскомъ монастырѣ возникло возмущеніе противъ святителя послѣ запрещенія имъ торговли близъ монастыря виномъ, отъ чего потомъ происходили безчинія и въ самой обители. Недовольная братія, подъ вліяніемъ заинтересованнаго откупщика, рѣшила отписаться въ Рязанскую епархію. Потребовалось вмѣшательство самого патріарха Іоакима, поддержавшаго воронежскаго епископа.

Насаждая порядокъ въ монастыряхъ, св. Митрофанъ при важныхъ проступкахъ не останавливался передъ принятіемъ строгихъ мѣръ. Вмѣстѣ съ тѣмъ, онъ старался воздѣйствовать на совѣсть виновныхъ Онъ всячески направлялъ жизнь иноковъ на правильный путь, давая имъ поученія, требуя исполненія церковнаго устава, чиннаго пѣнія, выполненія келейнаго правила и, конечно, постовъ. Призывалъ онъ иноковъ ко взаимному миру, запрещалъ безъ необходимости оставлять обитель.

При св. Митрофанѣ въ Воронежской епархіи созданы были монастыри: Вознесенскій Коротоякскій и Троицкій Битюцкій. Особенно заботился онъ о поддержкѣ тѣхъ монастырей, которые, по его мнѣнію, необходимы были для удовлетворенія нуждъ паствы.

Тѣ же справедливость, строгость, участливость и отзывчивость проявлялъ святитель и по отношенію къ бѣлому духовенству. Виноватыхъ въ крупныхъ проступкахъ онъ запрещалъ въ священнослуженіи и даже лишалъ священства, чтобы не была поругаема благодать Божія. Со строгимъ выборомъ относилея онъ къ вновь поставляемымъ священникамъ. Но, наряду съ этимъ, безправное и забитое ранѣе духовенство обрѣло въ немъ твердаго и рѣшительнаго защитника. Мірянъ, позволявшихъ себѣ обижать священниковъ, онъ или передавалъ свѣтской власти или отлучалъ, пока тѣ, испросивъ себѣ прощенія у пастырей, не мирились съ ними.

Твердо боролся онъ съ раскольниками, съ которыми, какъ мы знаемъ, ему пришлось близко познакомиться въ Грановитой палатѣ. Святитель строго примѣнялъ существовавшіе въ то время законы. Обличалъ ихъ въ проповѣдяхъ. Для противодѣйствія имъ создавалъ школы, гдѣ учителями были выходцы изъ Малороссіи, болѣе грамотные и книжные. Главными защитниками старообрядцевъ были донскіе казаки. Въ 1688 г. святитель послалъ въ Черкасскъ, тогдашній главный городъ войска, двухъ священниковъ для наученія раскольниковъ.

Когда, съ конца XVII вѣка, Воронежъ сдѣлался средоточіемъ судостроительства и тамъ оказалось много иностранцевъ, привлеченныхъ царемъ Петромъ къ работамъ, святитель, не считая предосудительнымъ пользоваться ихъ знаніями и оказывая помощь нуждавшимся изъ нихъ — отвращался отъ нихъ и обличалъ, когда они выступали противниками православной Церкви. Въ духовное завѣщаніе свое онъ внесъ рѣзкое предостереженіе патр. Іоакима по поводу сближенія съ иноземцами.

Святитель особенныя заботы проявлялъ въ отношеніи безпріютной бѣдноты, которой было много въ Воронежѣ. «Домъ его архіерейскій», писалъ жизнеописатель владыки Митрофана, «былъ домомъ прибѣжища всѣмъ скорбящимъ, странникамъ гостиница, болящимъ врачебница, убогимъ мѣсто упокоенія». Посѣщалъ св. Митрофанъ тюрьмы и колодничьи избы, согрѣвая словомъ участія невольно пострадавшихъ и дѣйствителыіо виновныхъ, одаряя тѣхъ и другихъ. Когда, по старости, онъ не могъ уже лично посѣщать заключенныхъ, то посылалъ деньги для раздачи или на выкупъ. Многихъ погребалъ за свой счетъ. Онъ и самъ поминалъ и велѣлъ въ соборный синодикъ внести имена тѣхъ, кто при немъ скончались «безъ покаянія и безъ причастія».

Долгіе годы большую скорбь святителю доставляли пререканія съ рязанскими митрополитами Павломъ и Аврааміемъ о границахъ воронежской епархіи. Только въ 1697 г. патр. Адріанъ значительно расширилъ предѣлы послѣдней. Въ 1699 г. послѣдовалъ указъ царя Петра Алексѣевича о присоединеніи къ воронежской епархіи отъ рязанской — Усмани, Демшинска, Бѣлоколодезя и села Мокрый Бояракъ, а отъ бѣлогородской — Острогожска или Рыбнаго.

Въ 1692 г. св. Митрофанъ освящалъ сооруженный имъ Благовѣщенскій соборъ въ Воронежѣ, благолѣпно имъ украшенный. Въ его время очень развилось церковное строительство, и число храмовъ въ епархіи увеличилось болѣе чѣмъ на четверть.

По волѣ Божіей св. Митрофану довелось въ тѣсной близости работать съ царемъ Петромъ, котораго онъ полюбилъ еще, когда тотъ былъ 10-тилѣтнимъ отрокомъ. Столь, казалось, разные люди, сошлись они въ любви къ Родинѣ, въ одинаковомъ пониманіи важности выполненія каждымъ своего долга.

Въ Воронежѣ строились суда, нужныя царю Петру для овладѣнія Азовомъ. Завоеваніе этой, вклинившейся въ русскую землю, крѣпости, должно было послужить началомъ выполненія плана замѣчательнаго русскаго государственнаго дѣятеля XVII вѣка, ближняго боярина А. Л. Ордынъ-Нащокина, — изгнанія турокъ изъ Европы.

Царь, сразу же по прибытіи въ Воронежъ, сталъ оказывать св. Митрофану знаки своего расположенія. 25 марта 1696 г. онъ присутствовалъ на литургіи, при чемъ на правомъ клиросѣ пѣли государевы пѣвчіе, имъ привезенные. 12 апрѣля въ соборной же церкви онъ слушалъ пасхальную утреню, и снова пѣли его пѣвчіе. Въ это, повидимому, время царь пожаловалъ святителю облаченія: одно бѣлое камчатое съ «золотыми» травами, и другое «золотое» съ серебряными и шелковыми разноцвѣтными травами.

Тяготы, вызываемыя постройкой флота, напористо проводившейся Петромъ, раздражали народъ. Имѣли мѣсто поджоги и побѣги. Св. Митрофанъ, скорбя объ этомъ, въ церковныхъ поученіяхъ, выяснялъ всю важность предпринимаемаго царемъ строительства, чѣмъ вносилъ умиротвореніе.

Большою радостью было для св. Митрофана взятіе 19 іюля 1696 г. Азова. Извѣщенный сначала объ этомъ дядькой царя, Зотовымъ, а затѣмъ и самимъ Петромъ, просившихъ о келейныхъ и соборныхъ молитвахъ, святитель совершилъ благодарственное молебствіе.

При созданіи въ ноябрѣ 1696 г. особыхъ компаній — «кумпанствъ» — для постройки судовъ, св. Митрофанъ самъ сталъ участникомъ ихъ, чѣмъ содѣйствовалъ непосредственно постройкѣ двухъ кораблей и трехъ галеръ.

Въ 1699 г. царь, пріѣхавъ въ Воронежъ снова въ день Благовѣщенія, былъ на литургіи въ соборѣ, а потомъ посѣтилъ св. Митрофана. Былъ онъ и на пасхальномъ богослуженіи. Тогда то и состоялось царское повелѣніе объ увеличеніи воронежской епархіи почти на одну пятую противъ прежняго. Все лѣто этого года государь пробылъ подъ Азовомъ и вообще на югѣ. Въ это время святитель опасно болѣлъ и собирался, было, облечься въ схиму. 14 сентября, возвратившись въ Воронежъ, Петръ навѣщалъ св. Митрофана и уговаривалъ его отложить свое намѣреніе. 25 марта 1700 г. онъ былъ снова на храмовомъ праздникѣ и обѣдалъ у святителя.

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий