Святитель Митрофанъ Воронежскій

По кончинѣ св. Митрофана не умирала память о немъ. Надъ гробомъ его служились панихиды и, по небесному предстательству угодника, получалась молившимися помощь.

Въ 1717 г. обрушилась, созданная святителемъ, Благовѣщенская церковь. Соборъ сломали и изъ его матеріала былъ сооруженъ новый соборъ на болѣе надежномъ мѣстѣ и на болѣе прочномъ фундаментѣ. Гробъ святителя пребывалъ въ церкви Неопалимой Купины. По окончаніи постройки собора, гробъ погребенъ былъ въ 1735 г. въ немъ. При перенесеніяхъ тѣло святителя обнаружено было нетлѣннымъ, что утвердило увѣренность въ его святости. Не одни толъко мѣстные жители стали молитвенно почитать почившаго воронежскаго епископа.

Въ 1826 г. во главѣ воронежской епархіи становится іерархъ исключительной духовности — епископъ Антоній (Смирницкій), поставленный изъ намѣстниковъ Кіево-Печерской Лавры. Постриженникъ этой великой обители, начальникъ ближнихъ — Антоніевыхъ — пещеръ, онъ съ 1815 г. управлялъ лаврой, будучи въ 1818 г. возведенъ въ санъ архимандрита. Строгій молитвенникъ, постникъ и труженникъ, онъ былъ хорошо извѣстенъ и за предѣлами своего монастыря. Очень почиталъ его императоръ Александръ I Благословенный.

Митрополитъ Кіевскій Евгеній (Болховитиновъ), самъ уроженецъ Воронежа, говорилъ, что Господь Богъ благословитъ его городъ, если туда назначатъ Антонія.

И ранѣе почитая того, кто былъ его предшественникомъ по каѳедрѣ, епископъ Антоній, по прибытіи въ Воронежъ проникся къ нему еще большею любовью, назвавъ себя «служкой святителя Митрофана».

Число несомнѣнныхъ знаменій отъ угодника Божія все увеличивалось. Богомольцы приходили изъ отдаленныхъ мѣстностей. Послѣ панихидъ на молящихся возлагалась мантія, въ которой святитель совершалъ свое молитвенное правило.

Въ 1830 г. воронежскій купецъ Гарденинъ, испытавшій на себѣ благодатную помощь св. Митрофана, нашелъ очень старинный портретъ его. Онъ просилъ чиновника Шевцова, занимавшагося живописью, сдѣлать для него копію. Портретъ былъ въ такомъ ветхомъ видѣ, что Шевцовъ отказался выполнить работу, опасаясь исказить ликъ святителя. Долго не могъ убѣдить его и владыка Антоній. Однажды, послѣ новыхъ уговоровъ, еп. Антоній, съ глубокой убѣжденностью, сказалъ ему: «Не сомнѣвайся: ты увидишь святителя на яву или во снѣ».

Шевцовъ, съ вѣрою принявъ слова владыки, весь день провелъ въ молитвѣ. На слѣдующую ночь онъ увидѣлъ во снѣ старца. Сначала видѣніе было неясно. Затѣмъ свѣтъ разсѣялъ сумракъ, и предъ нимъ возникло отчетливое изображеніе святителя, которое онъ во снѣ и поспѣшилъ списать. Проснулся онъ съ такою твердой памятью о видѣнномъ, что могъ написать портретъ. Владыка Антоній, разсмотрѣвъ портретъ, благословилъ Шевцова писать и далѣе такія изображенія святителя.

11 декабря 1831 г. когда поправляли обветшавшія части собора, при разборѣ церковнаго помоста, найденъ былъ склепъ съ разломаннымъ на верху его отверстіемъ. Черезъ послѣднее увидѣли непокрытый гробъ (крышка истлѣла), а въ немъ тѣло святителя «въ нерушимой цѣлости». О всемъ этомъ владыка Антоній сообщилъ въ Сѵнодъ. Объ этомъ тайно было доложено императору Николаю I, и онъ поручилъ Сѵноду разсмотрѣть негласно этотъ вопросъ.

Св. Сѵнодъ истребовалъ изъ Московской Сѵнодальной конторы подлинное завѣщаніе святителя Митрофана, тамъ хранившееся. Оно засвидѣтельствовало, какимъ благочестіемъ, смиреніемъ и ревностью о спасеніи паствы исполненъ былъ духъ угодника. Затребованныя отъ еп. Антонія свѣдѣнія содержали данныя о чудесныхъ исцѣленіяхъ у гроба святителя. Образована была комиссія, въ составѣ архіепископа Евгенія Рязанскаго, епископа Антонія Воронежскаго, архимандрита Московскаго Спасо-Андроніева мон. Германа и нѣсколькихъ лицъ изъ Воронежскаго духовенства, по своему положенію и благочестивой жизни пользовавшихся общественнымъ довѣріемъ. Комиссіей освидѣтельствованы были 18 и 19 апрѣля мощи святителя Митрофана, при чемъ было подтверждено нетлѣніе ихъ.

По опросѣ подъ присягой лицъ, испытавшихъ на себѣ, или видѣвшихъ на своихъ домочадцахъ чудесную помощь угодника Божія, подтверждена была истинность сего.

«Когда произведеннымъ изслѣдованіемъ достаточно открылось Святѣйшему Сѵноду въ нетлѣніи тѣлеси святителя Митрофана и въ происходящихъ отъ него исцѣленіяхъ истинное дѣло Бога, дивнаго во святыхъ Своихъ: Святѣйшій Сѵнодъ не медлилъ болѣе торжественно открыть церкви сей даръ Божій: разрѣшить іерархическимъ благословеніемъ то, что доселѣ было дѣйствіемъ частнаго усердія, то есть призываніе предстательства иже во святыхъ отца нашего Митрофана въ молитвахъ къ Богу, и святыя, чудодѣйственныя и цѣлебныя мощи его поставить въ церкви, яко свѣтильникъ, не подъ спудомъ, но на свѣщницѣ, да свѣтитъ всѣмъ. Ежегодное церковное празднованіе въ честь сего святителя совершать положено въ день его преставленія 23 ноября».

Для испрошенія дозволенія на сіе представленъ былъ докладъ императору Николаю I, и имъ утвержденъ 25 іюня 1832 г.

На торжество открытія мощей царемъ былъ назначенъ членъ Св. Сѵнода архіеп. Тверской Григорій (Постниковъ), впослѣдствіи митрополитъ С. -Петербургскій. Съ великимъ торжествомъ, въ присутствіи пятидесяти тысячъ богомольцевъ, собравшихся изъ разныхъ мѣстъ имперіи, совершено было 6 августа 1832 г. въ Архангельскомъ соборѣ1 прославленіе Святителя Митрофана.

Въ продолженіе недѣли, съ 7 по 14 августа, епископомъ Антоніемъ ежедневно совершались торжественныя богослуженія и служились молебствія при мощахъ новаго угодника Божія. Обильно было изліяніе чудесъ.

Императоръ Николай I, почитая новоявленнаго святаго, прислалъ для возложенія на его раку золотой покровъ. Спустя 40 дней послѣ открытія мощей, онъ прибылъ въ Воронежъ, чтобы помолиться у мощей св. Митрофана.

«Коляска едва могла двигаться среди толпы, ожидавшей государя на улицѣ и у собора», записалъ гр. Бенкендорфъ въ своихъ дневникахъ. «Войдя въ древнія стѣны собора, государь съ благоговѣніемъ припалъ къ ракѣ Святителя».

Преп. Серафимъ Саровскій, пророческимъ духомъ, поздравилъ чтимаго имъ владыку Антонія съ открытіемъ мощей святителя Митрофана, когда вопросъ объ этомъ еще не подымался.

Въ 1833 г. былъ возобновленъ Благовѣщенскій соборъ и въ него перенесены изъ Архангельскаго собора святыя мощи. Воронежское купечество устроило драгоцѣнную серебряно-позлащенную раку. Въ 1836 г. по представленію архіеп. Антонія при Благовѣщенскомъ соборѣ учрежденъ былъ Благовѣщенскій Митрофановъ монастырь, настоятелями котораго состояли епископы Воронежскіе.

Въ 1834 г. посѣтилъ Воронежъ извѣстный аѳонскій подвижникъ, іером. Аникита, въ мірѣ кн. Сергѣй Александр. Ширинскій-Шихматовъ. По просьбѣ владыки Антонія онъ написалъ житіе свят. Митрофана.

Святитель Митрофанъ глубокими корнями вросъ въ Московскую Русь. Изъ ея богатаго нравственнаго запаса черпалъ онъ тѣ духовныя силы, которыя, освященныя его личнымъ подвижничествомъ, такъ ярко обнаружились въ немъ.

Изъ старой Руси воспріялъ онъ пониманіе сложившихся издавна взаимоотношеній православнаго духовенства съ великими князьями, потомъ царями. Подражая святымъ митрополитамъ московскимъ, онъ почиталъ себя призваннымъ служеніе Церкви совмѣщать съ помощью Самодержцамъ — этимъ неустаннымъ и самоотверженнымъ работникамъ въ дѣлѣ созиданія и развитія Россіи. Съ осужденіемъ относился онъ ко всѣмъ видамъ бунтарства противъ церковныхъ и мірскихъ властей, съ ужасами котораго лично особенно близко соприкоснулся въ 1682 году.

Все это опредѣлило и отношеніе св. Митрофана къ царю Петру I, вступившему въ сознательную жизнь въ разгаръ бунтарства, съ нимъ грозно потомъ совладавшаго и начавшаго новое столѣтіе переустройствомъ государства.

Святитель засталъ въ самые послѣдніе годы своей жизни закладку первыхъ камней въ фундаментъ будущей великой имперіи. Въ годъ его праведной кончины, на мѣстѣ, гдѣ св. князь Александръ Невскій разбилъ шведовъ, началъ создаваться Санктъ-Петербургъ.

Многое совершавшееся тогда на его глазахъ было чуждо ему. Но св. Митрофанъ почиталъ молодого царя, и какъ Помазанника Божія, и какъ отрасль Царственнаго Дома, выведшаго Русь изъ страшной смуты XVII вѣкѣ, и какъ выразителя царственнаго служенія Россіи, возвеличившаго ее самоотверженнымъ исполненіемъ долга. Такое почитаніе имъ царя Петра не только не препятствовало, но побуждало говорить ему безбоязнешю правду, когда онъ уклонялся отъ того, что установлено было Церковью, чѣмъ могъ соблазнить и народъ.

Въ этомъ исполненіи своихъ архипастырскихъ обязанностей онъ сдѣдовалъ примѣру первосвятителей Русской Церкви. Памятны были ему, навѣрное, слова митрополита Филипа I, возражавшаго противъ того, чтобы, вмѣстѣ съ невѣстой вел. князя Іоанна III, Софіей Палеологъ, въѣхалъ папскій легатъ съ «латинскимъ крыжемъ» (литымъ серебрянымъ распятіемъ). «Буде ты позволишь въ благовѣрной Москвѣ нести крестъ передъ латинскимъ епископомъ, то онъ внидетъ въ единыя врата, а я, отецъ твой, изыду другими вонъ изъ града...», — говорилъ старецъ митрополитъ въ 1472 г. властному государю. И голосъ его былъ услышанъ.

Подобныя твердость и прямодушіе, проявленныя двѣсти лѣтъ спустя св. Митрофаномъ въ Воронежѣ, оцѣнилъ царь Петръ. Кто знаетъ, не будь св. Митрофанъ въ 1700 г. 75-тилѣтнимъ больнымъ старцемъ, не на немъ ли бы остановилъ свой выборъ государь, не находившій лица, годнаго, по его мнѣнію, для занятія вдовствовавшаго патріаршаго престола. Только въ 1718 г., когда нѣкоторые іерархи оказались замѣшанными въ заговоръ царевича Алексѣя, рѣшилъ Петръ упразднить патріаршество. До этого же онъ не находилъ среди великорусскихъ іерарховъ, въ большинствѣ своемъ явно враждебныхъ ему, подобныхъ «святому старцу», котораго онъ такъ оплакивалъ въ 1703 г. Поставить же патріархомъ малоросса, писалъ историкъ С. Ѳ. Платоновъ, было для него невозможно, т. к. московское общество считало малорусскихъ богослововъ скомпрометированными, какъ людей съ латинскими заблужденіями.

Святитель Митрофанъ явилъ собою выразительный образъ архипастыря-молитвенника, постника, милостивца, строгаго къ нарушителямъ церковнаго порядка и добраго ко всѣмъ остальнымъ.

Этимъ онъ и былъ дорогъ боголюбивому русскому народу, чутко распознающему истинныхъ угодниковъ Божіихъ. И отовсюду стекались многочисленные богомольцы помолиться у мощей святителя Митрофанія Воронежскаго.

Примѣчаніе:
1/  Начатое въ 1831 г. исправленіе Благовѣщенскаго собора, въ которомъ погребенъ былъ святитель, потребовало перенесенія мощей временно въ Архангельскій соборъ.

Источникъ: «Русскiй Порталъ»

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий