Святитель Петръ, Московскій и всея Руси чудотворецъ (+1326 г.)

Святитель Петр митрополит Московский  Россия, XIX век, 4,7 х 3,8 см, эмаль, медь, роспись, наполнитель Святой Петр, митрополит Московский изображен в интерьере на фоне колокольни Ивана Великого и Кремлевских соборов. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

Святитель Петр митрополит Московский

Россия, XIX век, 4,7 х 3,8 см, эмаль, медь, роспись, наполнитель
Святой Петр, митрополит Московский изображен в интерьере на фоне колокольни Ивана Великого и Кремлевских соборов.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Святитель Петръ родился около 1260 г. въ знатной боярской семьѣ на Волыни.

Передъ его рожденіемъ мать его увидѣла во снѣ, что она держить на рукахъ агнца, а между рогами его растетъ дерево, покрытое цвѣтами, плодами и горящими свѣчами.

Семи лѣть дитя начало учиться грамотѣ, но вначалѣ безуспѣшно, пока, наконецъ, во снѣ неизвѣстный не коснулся его устъ. Послѣ этого сна онъ сталъ хорошо учиться.

12-ти лѣть будущій святитель поступилъ въ монастырь. Руко­водился онъ «Лѣствицей» преп. Іоанна и особенно прилежалъ къ смиренію и послушанію. Начало его иноческаго пути было очень труднымъ: онъ исполнялъ тяжелыя работы на кухнѣ, обрабатывалъ землю, мылъ братскія власяницы. Въ то же время онъ изучилъ иконопись.

По довольномъ испытаніи, старецъ его благословилъ ему посе­литься на безмолвіи на берегу р. Рати, гдѣ онъ создалъ Преображенскій монастырь.

Монастырь этотъ посѣтиль Митрополитъ Всероссійскій Максимъ (6 дек.), и игуменъ Петръ поднесъ ему икону Богоматери своего письма, именуемую Петровской, хранившуюся до нашихъ дней въ Успенском Кремлевскомъ соборѣ въ Москвѣ. Сохранились и другія иконы его письма.

Святитель Петр митрополит Московский  Россия, XV век, 158 х 96 см, дерево, темпера  Икона сопоставима с лучшими образцами московской живописи послерублевской эпохи, стилистически примыкая к иконам Звенигородского чина и владимирского Успенского собора. По духовной тонкости и проникновенности, по богатству гармонии и цветового решения икона относится к ярким образцам местного художественного творчества. Иконографиеческий тип иконы обычен для деисусных чинов. Икона свидетельствует о прямом воздействии московских художников, переселившихся в Тверь к середине 15 века, в эпоху расцвета тверского княжества.  Государственная Третьяковская галерея, Москва

Святитель Петр митрополит Московский

Россия, XV век, 158 х 96 см, дерево, темпера
Икона сопоставима с лучшими образцами московской живописи послерублевской эпохи, стилистически примыкая к иконам Звенигородского чина и владимирского Успенского собора. По духовной тонкости и проникновенности, по богатству гармонии и цветового решения икона относится к ярким образцам местного художественного творчества.
Иконографиеческий тип иконы обычен для деисусных чинов. Икона свидетельствует о прямом воздействии московских художников, переселившихся в Тверь к середине 15 века, в эпоху расцвета тверского княжества.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

По кончинѣ Митрополита Максима возникъ вопросъ, кому быть Митрополитомъ Россійскимь: Галицко-Вольїнскій князь Юрій Львовичъ послалъ въ Царьградъ ставиться своего избранника игумена Ратскаго монастыря Петра, а вел. князь Тверской и Владимірскій — Тверского игумена Геронтія. Игуменъ Петръ прибыль первымъ, а игумена Геронтія задержала буря. Во время ея явилась ему Бого­родица и сказала, что Митрополитомъ Всероссійскимь долженъ быть Петръ. То же самое было открыто и Патріарху Аеанасію. Митрополитъ Петръ получилъ титулъ Кіевскаго, но Кіевъ лежалъ въ развалинахъ, и онъ, подобно своему предшественнику, перенесъ свою каѳедру во Владимірь.

Въ самомъ началѣ своего служенія, святителю Петру пришлось перенести большія скорби: на сѣверѣ были недовольны поставленіемь южнорусскаго игумена, и на него были возведены тяжкія обвиненія. Дѣло это разбиралось на соборѣ и окончилось полнымъ оправданіемь новаго митрополита и посрамленіемь его недруговъ. Но святитель Петръ отнесся къ нимъ съ такой любовью, что сразу же завоевалъ всеобщее уваженіе.

Кроткій и мягкій, когда дѣло касалось лично его, святитель Петръ былъ строгъ въ церковномъ управленій. Для блага своей паствы онъ совершилъ большое путешествіе по всей Руси; онъ былъ и въ Золотой Ордѣ, гдѣ добился разныхъ льготъ для духо­венства. Въ его время, среди язычниковъ-татаръ стало распро­страняться магометанство: эту вѣру принялъ самъ ханъ Узбекъ. Одинъ изъ проповѣдниковъ ислама, называвши себя Сеидомъ, то- есть потомкомъ Магомета, появился среди русскихъ. Святитель Петръ лично выступилъ противъ него и побѣдилъ его силой своего слова.

Больше всего огорчали святителя раздоры между князьями. Всячески старался онъ умиротворить ихъ. Разъ онъ пріѣхаль для этого въ Брянскъ, и чуть не былъ убитъ. Но тяжелѣе всего для него была распря вел. князя Михаила Ярославовича Тверского (22 ноя­бря) съ племянникомъ его княземъ Георгіемь Даниловичемъ Мос­ковскимъ по проискамъ котораго у вел. князя былъ отнять его титулъ, а самъ онъ былъ убитъ.

Однако же, святитель провидѣлъ, что объединить Русь Мос­ква. Онъ часто посѣщалъ этотъ небольшой и незначительный, тогда еще, городокъ. Мѣстный князь Георгій Даниловичъ постоянно отлучался и поручалъ правленіе брату своему князю Іоанну, про­званному народомъ за его нищелюбіе Калитой (кожаный мѣшокъ для денегь). Съ этимъ княземъ Митрополитъ Петръ очень сбли­зился, часто бесѣдовалъ съ нимъ о церковныхъ дѣлахъ, о будущемъ Москвы, и предсказалъ ему грядущее величіе его рода. Онъ хотѣлъ перенести свою каѳедру въ Москву, гдѣ князь Іоаннъ построилъ для его временныхъ посѣщеній домъ; но для этого нужно было сперва воздвигнуть каѳедральный соборъ и, по мысли митро­полита, въ 1326 г. былъ заложенъ въ Московскомъ Кремлѣ Успенскій соборъ. Въ основаній его, у жертвенника, святитель устроилъ для себя гробъ.

Послѣ этого князь Іоаннъ увидѣлъ во снѣ необычайно высокую гору, покрытую снѣгомъ; снѣгь этотъ быстро растаялъ, а потомъ исчезла и гора. Святитель объяснилъ князю, что растаявшій снѣгь предвозвѣщаеть его близкую кончину, а гора — самого князя. Было и откровеніе свыше самому святителю о его близкой кон­чинѣ, но неизвѣстно какое.

Вскорѣ послѣ этого онъ скончался на молитвѣ во время вечер­ни 21-го декабря 1326 г. Князя въ это время въ городѣ не было. Когда онъ вернулся, тѣло почившаго было перенесено священни­ками въ Успенскій соборъ и тамъ погребено, при громадномъ стеченіи народа. Во время этого шествія одинъ иновѣрньїй хриспанинъ увиділѣ, что святитель сидитъ въ гробу и благословляетъ народъ на обѣ стороны. Исцѣленія начались тотчасъ же.

Поученіе. Святитель Петръ, митрополитъ Московскій. Уроки изъ его жизни.

Поученіе. Святитель Петръ, митрополитъ Московскій. О клеветѣ въ современномъ христіанскомъ обществѣ.

Перенесеніе честныхъ мощей иже во св. отца нашего Петра, митрополита Кіевскаго, и всея Россіи чудотворца (Уроки для подражанія изъ его св. жизни: а) милосердіе, б) кротость и в) любовь къ отечеству). Прот. Григорій Дьяченко

Черезъ годъ (1327 г.) Успенскій соборъ былъ законченъ и освященъ. Новый Митрополитъ ©еогностъ былъ во всемъ вѣренъ памяти и завѣтамь почившаго. Онъ остался жить въ Москвѣ, не­престанно молясь у гроба его, и самъ былъ свидѣелемъ многихъ чудесъ. Обо всемъ этомъ онъ донесъ Вселенскому Патріарху и получилъ повелѣніе причислить новоявленнаго чудотворца къ лику святыхъ. Свв. мощи святителя Петра трижды обрѣтались нетлѣнными: въ 1382 году во время нашествія хана Тохтамыша, когда гробъ его обгорѣлъ въ 1477 году, когда обрушились стѣіны собора; и въ 1479 году, когда Успенскій соборъ былъ вновь воздвигнуть въ настоящемъ его видѣ итальянскимъ зодчимъ Аристотелемъ Фіоравенти.

Сохранились два поученія святителя Петра къ паствѣ, касающіяся ея семейной жизни. Житія святителя Петра было написано Преосвященнымъ Прохоромъ, епископомъ Ростовскимъ, рукоположеннымъ самимъ святителемъ, а также св. Митрополитомъ Кипріа номъ. Память его совершается 21 декабря и 24 августа.

Источникъ: Житія русскихъ святыхъ. 1000 лѣтъ русской святости.
Собрала монахиня Таисія

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий