Святой Лука Целитель, Архиепископ Крымский (1877 – 1961)

Икона Святителя Луки с частицей его мощей

Икона Святителя Луки с частицей его мощей
Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье г. Москвы

  Архимандрит Нектарий Антонопулос.

На Афоне или в других древних святых местах посетители часто замечают, что многие церкви выкрашены в красный цвет. Монахи обычно объясняют им, что красный цвет символизирует кровь Христову и его святых. Это своеобразное напоминание о том, что, в то время как другие религии и идеологические течения распространялись при помощи пропаганды, насилия, порабощения, Церковь Христова завоевала людские сердца своей слабостью, кровью Христовой и его святых, мученичеством и свидетельством. Нет такой Православной Церкви, которая не пережила бы свой мученический подвиг. И не было такого святого, который не прошел бы через свою печь вавилонскую горя, искушений и мученичества.

В XX веке такой суровый подвиг выпал на долю Русской Церкви. На протяжении семи десятилетий неисчислимое количество мучеников и исповедников скрепили кровью свои крестные муки.

Молитвы:

Акафист святителю Луке, исповеднику, архиепископу Крымскому

Молитва святителю Луке, исповеднику, архиепископу Крымскому

Среди людей, свершивших тяжкий крестный подвиг, – архиепископ Лука, профессор топографической анатомии и хирургии. Человек редкого таланта и дарований, он служил людям как пастырь и как врач с удивительной любовью и самопожертвованием, продолжая традиции бессребреников – врачевателей Космы и Дамиана – святых нашей Церкви. Его выдающаяся личность и святое величие вызывают не только восторг и восхищение, но даруют и Божественное утешение.

Мы постараемся кратко коснуться личности святого и его жизненного пути. Но сначала давайте вместе отправимся на святую русскую землю и познакомимся с материальной, общественной и духовной средой, в которой жил святой Лука. Мы находимся в XIX веке, в сложное и беспокойное время. Жизненный уровень русского народа очень низок. Условия жизни невыносимы. Неудивительно, что нигилистические идеи и теории нашли здесь благодатную почву и оказали влияние на значительную часть русского народа. В это трудное время роль противовеса в духовном распаде нации играют русские монастыри и великие старцы. Посетим, в первую очередь, Саровскую пустынь и Серафимо-Дивеевский монастырь, где живет великий старец святой Серафим Саровский. Множество людей с благоговением приходит к нему. И всех принимает он с любовью, с радостным приветствием: «Радость моя, Христос Воскресе!». Недалеко от Саровского монастыря был построен женский Дивеевский монастырь, который окормлял старец. Перед блаженной кончиной он поделился своим прозрением и предупредил о грядущих печальных событиях. Он предсказал, что столько будет горя и столько мучеников, что ангелы не будут успевать собирать души. Однако, как и предвидел святой Серафим, через 70 лет церковь вновь воссияла. В 1990 г. мощи и личные вещи святого были обретены в Петербурге, откуда и были перенесены в Дивеево. Сегодня в Дивеево живет 250 монахинь, которые по наставлению Святого Серафима совершают неусыпную молитву.

Проповеди Святителя Луки:

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы

Слово на вечерне недели Сыропустной.

Слово в неделю Крестопоклонную

Слово в пятницу первой седмицы Великого поста

Слова в неделю пятую Великого поста

Слово в день памяти святых сорока мучеников Севастийских

Другим славным русским монастырем является Валаам, расположенный на зеленых островах Ладожского озера. Тут монастырская жизнь началась в XII веке. Сначала был построен центральный монастырь, а вокруг него много скитов. Это необыкновенно красивое и умиротворенное место.

Чрезвычайно значительным монастырем была и Оптина пустынь, сыгравшая решающую роль в российской духовной жизни XIX века. За сто лет в ней воссияло 15 святых – великих старцев. Они собирали вокруг себя тысячи людей, в том числе интеллигенцию и ученых того времени. В западной Украине роль духовного лидера играет Почаевский монастырь, святое место, в котором явилась Богородица, оставив на скале след Своей святой стопы. Этот монастырь стал бастионом православных против униатов. Итак, мы находимся в 1877 году. В этот год 14 апреля родился святой Лука, в миру Валентин Во́йно-Ясене́цкий. Его земной родиной был город Керчь, древняя греческая колония Пантикапей в Крыму. В IX веке на этом месте греки воздвигли знаменитый храм в честь Иоанна Предтечи, одну из важнейших православных святынь Крыма. Сегодня перед храмом находится бюст святого Луки.

Отец святого был аптекарем. Однако аптека не приносила ему дохода, и он решил закрыть ее и стал государственным служащим. Мать святого Мария Кудрина была известна своими благотворительными делами. Кроме святого Луки, у четы Войно-Ясеницких было еще четверо детей: всего три мальчика и две девочки. Из-за ухудшившегося материального положения семьи родители приняли решение переехать в Киев, в колыбель русского христианства. Это очень красивый, утопающий в зелени город, расположенный на берегах Днепра. Именно в этой реке первый русский князь, принявший христианство, святой Владимир в 988 году крестил свой народ, заложив основу православной веры на русской земле. Семья Войно-Ясенецких жила в доме в центре города на улице Крещатик. Маленький Валентин ничем не выделялся среди своих сверстников. Все считали его самым обычным ребенком и говорили, что «ничего значительного из него не выйдет». Однако он всегда отличался серьезностью, честностью, порядочностью, чуткостью и состраданием к ближним. С малых лет проявился его талант к живописи. Обучаясь в гимназии, он одновременно учился и в Киевской художественной академии. В возрасте 15 лет Валентин принял участие в конкурсе рисунка и занял первое место.

В душе его боролись два мира: недоверия и веры. Решающее влияние на его душу оказал знаменитый монастырь Киево-Печерская лавра. Монастырь расположен на зеленом острове площадью 280 000 квадратных метров посреди Киева на берегу Днепра. Там подвизались тысячи монахов, оттуда воссияло множество святых. Помимо археологической ценности и достопримечательностей, Лавра обладает уникальными духовными сокровищами. Древние аскеты выкапывали себе пещеры под землей и жили там в неустанной молитве, скрывшись от мира.

Постепенно было создано два длинных запутанных коридора катакомб, причем кельи рылись с двух сторон от подземных проходов. Аскеты-отшельники заделывали дверь и оставляли в земляной стене только одно окошко. Каждый день монах, несущий послушание, оставлял им там хлеб и воду. Это была вся их пища. Если эта скудная еда оставалась нетронутой 3-4 дня, становилась понятно, что отшельник преставился. Тогда другие монахи заделывали окошко, и келья превращалась в могилу монаха. Когда по прошествии многих лет эти кельи вновь были открыты, обнаружили, что все мощи аскетов сохранились нетленными. Одно это место хранит 118 нетленных мощей, что является уникальным явлением в мировом масштабе.

Здесь же в катакомбах хранятся и мироточивые святые главы других святых. Эти главы чудесным образом источают из себя елей. Монахи собирают миро и раздают его паломникам. Киево-Печерская Лавра – это воистину святое место. Вся ее жизнь, деятельность и живая монастырская традиция, идущая из глубины веков, оказали решающее влияние на юного Валентина, который часто посещал ее и делал зарисовки монахов и паломников.

Одновременно большое влияние на юношу оказали и идеи Льва Толстого, с которым он вступил в переписку. Однако он скоро понял, что писатель заблуждался в вопросах веры, и прекратил общение с ним. В то же время юноша непрестанно и внимательно изучал Святое Писание.

Окончив школу, Валентин долго не мог выбрать себе жизненный путь. Сначала он поступил на юридический факультет, но, проучившись всего один год, бросил его. Затем уехал в Мюнхен учиться в Школе живописи у известного профессора Книрра. Однако вскоре снова вернулся в Киев. С этого времени в его душе просыпается особая потребность служения ближнему. В этот трудный для него жизненный момент по совету одного учителя он решает изучать медицину. Таким образом, он собирался помочь крестьянам, уровень медицинского обслуживания которых был очень низким.

В 1898 г. Валентин начинает обучение на медицинском факультете Киевского университета, который давал в то время хорошее образование. Уже с первых лет обучения он заинтересовался анатомией.

Университет Валентин закончил с красным дипломом по специальности хирург. Он сразу же начал оперировать, главным образом, глазные болезни. Тогда была чрезвычайно распространена трахома, страшная глазная болезнь, от которой многие люди теряли зрение. Тогда юный врач, применив сложный метод хилеопластики, дал свет тысячам людей.

Валентин не успел поработать в провинции, так как началась Русско-японская война, и он пошел служить добровольцем в госпиталь Красного Креста. Вместе с другими врачами он отправился в эшелоне на Дальний Восток. Путешествие продолжалось целый месяц. Конечным пунктом был город Чита, где Валентин, несмотря на свой молодой возраст, возглавил хирургическое отделение военного госпиталя. Он оперировал раненых солдат и выполнял с необыкновенным искусством как простые, так и самые сложные операции.

В Чите он познакомился с работавшей там добровольцем сестрой милосердия Анной Васильевной, девушкой редких духовных качеств. Они поженились, и в браке родилось четверо детей.

С 1905 по 1910 годы Валентин Феликсович работал в различных уездных больницах. Потребности в медицинских услугах были огромными. Ему приходилось быть хирургом и гинекологом, терапевтом и педиатром, санитарным врачом и стоматологом.

В это время он столкнулся с проблемой общей анестезии. В то время она как раз начала широко использоваться, но из-за отсутствия анестезиологов и подходящего оборудования общий наркоз нередко был опаснее самой операции. Поэтому молодой врач попытался найти новые методы местной анестезии. И действительно, очень скоро, в возрасте всего лишь 29 лет, он открыл новый метод местной анестезии седалищного нерва. Это исследование было впоследствии представлено им в виде диссертации, которую он блестяще защитил.

Валентин Феликсович часто ездил в Москву для работы над диссертацией. В 1910 г. он переехал в город Переславль-Залесский. Это был милый живописный городок, однако условия работы там были крайне тяжелыми. В больнице на 50 коек совершенно отсутствовало оборудование. Не было даже электричества, отсутствовала рентгеновская аппаратура. Воду в бочке привозил водовоз.

Каждое утро молодой врач ездил на лошадях в госпиталь. Даже это время он стремился употребить с пользой. В пути занимался иностранными языками и сумел выучить семь языков. В течение многих часов он оперировал, а вечерами закрывался у себя в кабинете и при слабом свете керосиновой лампы продолжал свою научную работу.

В Переславле-Залесском Валентин Феликсович самостоятельно делал от 650 до 1000 операций в год. Будучи одним из наиболее передовых врачей России, он успешно проводил сложнейшие операции на почках, желудке, желчном пузыре, и даже на сердце и головном мозге.

В конце своего пребывания в Переславле-Залесском он решил заняться гнойной хирургией, которую практически не преподавали тогда в университете. И тогда произошло нечто необыкновенное. Вот как рассказывал он сам: «Был составлен план, написано предисловие, и вдруг мне явилась крайне странная, неотвязная мысль: когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа».

1917 год стал особенно трудным не только для него самого, но и для всей России. Страна бурлит. Царский режим рушится. На смену ему приходит ряд временных правительств, политическая нестабильность и октябрьская революция. В это время супруга святого Луки заболевает туберкулезом. Семья срочно оставляет Переславль-Залесский и переселяется в Ташкент.

Там семья поселилась в просторном доме, а святой Лука был сразу же назначен заведующим хирургическим отделением государственной больницы, работу которого он блестяще организовал.

Однако политическая обстановка в стране становилась все хуже. Сразу же после октябрьской революции разразилась гражданская война, продолжавшаяся четыре года и опустошившая Россию.

Миллионы погибших. Говорили, что число жертв достигало 20 миллионов, а еще намного больше было раненых. Среди пострадавших во время войны были и дети, потерявшие своих родителей и пытавшиеся выжить, питаясь отбросами. Святой Лука дневал и ночевал в больнице, рискуя своей жизнью. Домой ему удавалось прийти лишь на несколько часов, во время которых ему надо было позаботиться о больной жене и о детях, приготовить еду, убрать, постирать.

В 1918 при его активном участии был основан Ташкентский государственный университет, где он стал профессором топографической анатомии и хирургии.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий