Святой мученик Филофей Антиохийский

А. Рогожина

Сравнительный анализ некоторых фрагментов коптской и грузинской версий мученичества святого Филофея Антиохийского.

Память 12/25 января

Еще на заре христианства святой апостол Павел заповедывал христианам поминать наставников, запечатлевших веру во Христа своей мученической смертью: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр 13:7).

Этот завет святого Апостола, сохраняющий свое значение и для современных христиан, остается в некоторых случаях неисполненным: не сохраняются жития и творения отдельных подвижников, прекращается их богослужебное поминовение, а иногда изглаживаются из памяти даже сами имена святых. Так произошло со святым мучеником Филофеем Антиохийским, имя которого еще относительно недавно находилось в святцах Грузинской Церкви, а теперь полностью отсутствует в святцах Православных Церквей, и, в частности, Русской Православной Церкви. Наличие некоторых пробелов в исторических и агиографических документах привело к тому, что в западной традиции предпринимаются попытки отрицать и подвиги, и даже само существование некоторых святых.
О святом мученике Филофее Антиохийском известно очень немногое.

Из двух версий, грузинской и коптской, его «Мученичества» мы узнаем лишь, что он происходил из Антиохии, из богатой семьи, и пострадал при императоре Диоклитиане в возрасте двенадцати или тринадцати (согласно коптской версии) лет.

Грузинское «Мученичество», кроме того, уточняет, что эти события происходили «в начале царствования» императоров Диоклитиана и Максимиана, и добавляет, что императоры воздвигли гонения на христиан. Об этих гонениях (303-304 гг.) свидетельствует также замечание в обеих версиях «Мученичества»: священник, крестивший Филофея и его родителей, «скрывался из-за страха, бывшего в то время в городе», а само крещение было совершено ночью. Таким образом, святой Филофей пострадал, вероятнее всего, в самом начале гонений, в первые годы IV века.

Из «Мученичества» мы также узнаем, что родители святого Филофея, богатые и знатные люди (в коптской версии мать святого мученика говорит, что их семья ведет свой род «от царей римских»), были язычниками и поклонялись тельцу, а затем были чудесным образом обращены в христианство самим святым Филофеем. Через два года после обращения родители святого отрока скончались, а на него самого язычники донесли императору. После допроса Диоклитиан приказал отроку принести жертву языческим богам. Тогда святой Филофей, помолившись, именем Господа низверг золотого идола, специально принесенного к трону императора (по коптскому тексту – было низвержено 70 идолов и множество жрецов), а воины, бывшие свидетелями этого чуда, уверовали во Христа. Эти три воина, которые в коптском тексте названы nstratilaths – «полководцами», своей проповедью обратили в Христову веру еще 900 воинов. Грузинский текст сообщает о 9000 воинов, но, возможно, здесь имеет место ошибка переписчика. После исповедания веры эти воины были казнены, а святого Филофея подвергли бичеванию. Затем у него были отсечены члены тела. Для посрамления Диоклитиана святой Филофей просил у Бога исцеления от ран и получил его, после чего разгневанный император, отчаявшись сломить упорство отрока, приказал пронзить тело мученика копьями, а затем сжечь. Тело святого, сохраненное ангелом от огня в целости, верующие люди погребли или, согласно грузинскому тексту, положили в гроб или раку.

Дата кончины святого мученика Филофея в коптском тексте – 16 число месяца Тобе (11 января), однако грузинская традиция помещает его память под 12 января1.

Вопрос о причине переноса памяти с 11 на 12 января до сих пор остается неразрешеннным. О. Мишель ван Эсбрук в своей статье, посвященной святому Филофею Антиохийскому, объясняет этот перенос смешением святого Филофея с другим мучеником, Петром Авессаломитом (пострадал в 309 – 310 гг.), память которого тоже приходилась на 11 января2. Преосвященный Сергий (Спасский) в «Полном месяцеслове Востока» помещает память мученика Филофея под 11 января в разделе
«Восточные святые, не находящиеся ныне в месяцесловах восточной церкви и внесению в них неподлежащие»3, а память святого Петра – под 12 января, и при этом указывает, что в различных синаксарях и месяце словах дни памяти этого святого не совпадают (9, 11, 13 января; 14, 15 октября)4. Остается не совсем ясным, каким образом смешение или отождествление двух мучеников, Филофея и Петра, могло повлиять на перенесение дня памяти одного из них.

О почитании святого Филофея практически по всему христианскому Востоку свидетельствуют документы, составляющие его агиографическое «досье»: во-первых, грузинское «Мученичество» с каноном, изданное К. Кекелидзе5, затем – большое коптское «Мученичество», до сих пор изданное только фототипическим способом в Риме6, а также множество коптских фрагментов. Кроме того, существует небольшое неизданное арабское «Мученичество»7, а также одно упоминание в
коптско-арабском синаксаре8. C ним практически полностью совпадает пометка в эфиопском синаксаре9. Память святого мученика Филофея содержится и в сирийском яковитском календаре10, и в палестинско-грузинском календаре Иоанна Зосимы (Х век)11. О почитании святого Филофея в Сирии свидетельствуют также два панегирика: один – в честь обретения его мощей и перенесения их в его церковь в Антиохии, приписываемый Севиру Антиохийскому; второй приписывается жившему еще
раньше Антиохийскому епископу Деметриану12.

Однако, при столь широком распространении почитания мученика Филофея, в наше время не осталось почти никаких следов этого почитания. Его памяти нет ни в месяцесловах и синаксарях, приводимых преосвященным Сергием13, ни в месяцесловах, собранных Альбертом Эрхардом14. Такое
исчезновение можно объяснить тем, что святой Филофей Антиохийский полностью отсутствует в грекоязычной, армянской и латинской традициях. Его имя отсутствует даже в Константинопольском синаксаре15.

Но, тем не менее, поскольку, как считает о. ван Эсбрук16, прямую связь между коптской и грузинской традициями можно почти полностью исключить, обе эти традиции отсылаются именно к греческой или сирийской модели, на сегодняшний момент, как кажется, утерянной. О.ван Эсбрук предполагает общую зависимость грузинского и коптского текстов от некоей утраченной греко-палестинской традиции, существовавшей в рамках Антиохийского патриархата, основываясь на орфографии греческих имен в грузинском тексте, которая, по его мнению, характерна для непосредственного восприятия с греческого: орфография имени Филофей – fileTeoz – ничего не объясняет, поскольку она обычна в грузинском, а что касается написания имени отца святого Филофея (в коптском тексте – oualentios) ivlintian (у Кекелидзе), то ван Эсбрук читает его как vinintian (Vinintian), и говорит, что здесь с полным правом можно предполагать греческое Valentinianos17, так как подобное смешение букв возможно в грузинском языке и не требует обязательного промежуточного звена в другом языке.
К. Кекелидзе, издатель грузинской версии текста, придерживается другой точки зрения и утверждает зависимость грузинской версии от более пространной коптской, считая этот текст свидетельством прямых «грузинско-коптских связей историко-культурного порядка»18. Кекелидзе, основываясь на содержании грузинской версии (грузинское «Мученичество» почти полностью состоит из фраз, встречающихся в коптском тексте), считает, что этот текст был переведен непосредственно с
коптского языка на грузинский неизвестным переводчиком в палестинских кругах, скорее всего, в Иерусалиме, где была довольно большая грузинская община, определенно раньше появления календаря Иоанна Зосимы (956 год).

Действительно, на примере приводимых ниже отрывков из обеих версий «Мученичества» можно увидеть почти дословное сходство между этими текстами. Однако можно представить, что, напротив, именно коптский текст переведен с грузинского, хотя нет никаких следов более раннего, чем у коптской версии, происхождения грузинской версии. Впрочем, происхождение грузинской версии все еще недостаточно исследовано, а отсутствие каких-либо следов святого Филофея в греческой традиции не подтверждает предположение о. М. ван Эсбрука.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий