Святой мученик Филофей Антиохийский

[Страница рукописи утеряна]

…что Бог есть Тот, Кто сотворил их. Они же ходят в месте, чтобы они приняли нас на эти кары? Мы услышали голос, говорящий так: «Вернитесь назад, […..] с этого часа ради их сына Филофея». И тотчас мы увидели ангела милостивого, идущего […..], и перестало быть темно, (ибо) он весь светил-
ся. И тотчас они отнесли души наши, […..] они вернули их в наши тела. Это то, что мы увидели, господин наш Филофей, но мы видели (еще) кару в преисподней, как чтущие идолов и жены, […..] и позорящие супругов, и другие, и клятвопреступники, и маги эти, губящие творение Божие, и была мука их очень сильной. Ныне же, господин наш Филофей, мы рассказали святости твоей все, что случилось с нами в преисподней. Ныне желаем мы принять Крещение во имя Господа нашего Иисуса Христа и получить отпущение наших грехов, которые мы соделали в неведении нашем, и мы отдадим то, что у нас есть бедным, сиротам и нуждающимся за грехи наши, которые мы сотворили в нашем неведении».

Восстал же отрок и со тщанием пошел в город. Он нашел великого человека, который скрывался в городе из-за страха Диоклитиана, он был пресвитер. Он взял его в свой дом. Он крестил их во имя Отца и Сына и Духа Святаго, и они получили отпущение грехов. И они раздали все, что у них было
бедным и сиротам, и нуждающимся, так что не осталось у них (даже) никакой посуды от всего множества их богатств.

И всех слуг своих они освободили и отпустили. И через два года после того дня родители его оставили тела свои: отец его первым, а через месяц после того дня мать его оставила телосвое. И были они взяты в место упокоения во веки веков.
Аминь.

Как видно, коптская версия гораздо более подробна и содержит ряд пропущенных в грузинской версии эпизодов – в особенности это касается рассказа родителей святого Филофея об их пребывании в преисподней и пересказа беседы св. отрока с тельцом. Необходимо также отметить, что коптский текст содержит некоторое количество прямых цитат из Священного Писания или отсылок к нему, тогда как в грузинском тексте их нет.

Особый интерес представляет имя обожествляемого родителями святого Филофея тельца – в коптском тексте он именуется smarakdos (по-видимому, греческое sm£ragdoj – смарагд, зеленый минерал вроде берилла, малахита или яшмы45). Грузинский текст называет тельца ToTi patiosani («Тоти почитаемый»), но о. Мишель ван Эсбрук настаивает на Tuali вместо ToTi, утверждая, что чтение ToTi, предлагаемое Кекелидзе, возможно, навязано сокращением в древней рукописи, где можно спутать буквы T и l. По мнению Эсбрука, концепция Кекелидзе, который отождествляет тельца из «Мученичества» Филофея с египетским богом Тоти и быком Аписом, ошибочна, поскольку параллели и сам кодекс делают невозможным чтение ToTi46, а слово Tuali в сочетании с
прилагательным patiosani означает «драгоценный камень», что подтверждается коптской версией, где употребляется слово smarakdos. Эсбрук вообще склонен считать, основываясь на толковании выражения Tuali patiosani как «драгоценный камень», что речь идет не о живом быке, а о статуе из «смарагда». Но коптский текст повествует о тельце, как о живом существе, и даже приводит весьма трогательную беседу святого Филофея с тельцом, в которой Смаракд рассказывает о том, как его, «еще сосунка», отлучили от матери, поселили в особых пещерах и стали почитать как бога, а диавол, являвшийся ему в виде дракона, возбуждал в нем гордость. Некоторые другие подробности также указывают на то, что речь идет о настоящем живом быке: например, эпизод с нападением быка на
родителей святого Филофея, или упоминание о том, что, несмотря на покаянную речь, тельца разрубили на части и сожгли, а пепел развеяли (вряд ли было возможно сжечь статую, высеченную из камня, и, тем более, развеять пепел). Таким образом, если учесть, что святой Филофей родом из Антиохии, то есть из Сирии, где еще в средние века существовала митраистская традиция, в которой также встречается представление о священном быке, версия Кекелидзе о связи тельца Тоти из «Мученичества» с египетским священным быком Аписом кажется не столь невероятной.

В следующем отрывке повествуется об обращении трех воинов, посланных императором Диоклитианом захватить отрока Филофея (главы 4 – 6):

4. Тогда восстали на него некоторые другие идолопоклонники, которые служили диаволу, и проникли к соблазнителю и нечестивцу Диоклитиану, и донесли на него. И когда услышал нечестивец сей, приказал, чтобы представили пред него (ним) мученика. Тогда пошли трое воинов, которые всегда предстояли (ему). И когда (они) приблизились, (то) увидели Духа Святаго, сошедшего на него, упали на землю и поклонились ему, и сообщили, зачем пришли.

Ответил богоугодный Филофей и сказал им: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с вами, братья, во всякое время, чтобы сопроводить вас в Царство небесное». И когда он сказал это, он встал и пошел с ними. И когда он предстал перед троном нечестивого царя, (то) сказал ему: «Не подобает тебе, царь, отвергать Того, Кто дал тебе такое величие, Того, Кто есть Бог всего, и поклоняться идолу, у которого нет речи».

Сказал ему Диоклитиан: «Ведь эти боги дали мне победы в сражениях».

Сказал ему богоугодный Филофей: «Не они дали тебе победы в сражениях, как ты думаешь, но скорее воздвигли на тебя врагов».

Сказал ему Диоклитиан: «Ты проповедуешь Богом Иисуса, которого убил Пилат, и как ты не
стыдишься, и богов моих оскорбляешь?»

Сказал ему блаженный Филофей: «Те, которых ты называешь богами, недостойны быть в почете, но заслуживают оскорблений и унижений, потому что они злы, ложны и лживы. Ибо написано: «Боги, которые не сотворили небо и землю, погибнут»47.

Сказал ему Диоклитиан: «Тогда почему Бог твой принял смерть от евреев?»

Ответил блаженный Филофей и сказал: «Потому что умножились грех и злодейство и нечестие на земле, поэтому помиловал Благой милосердием Своим род человеческий и изволил придти на землю, чтобы дать Тело Свое в искупление за всех и избавить нас от вины и греха, которые были в нас».

Сказал Диоклитиан: «Бог твой на небе, как ты говоришь».

Сказал ему Филофей: «Воистину Он на небе пребывает, сидя одесную Отца».

Сказал ему Диоклитиан: «Как я вижу, и Отец, оказывается, тоже Бог».

Сказал ему Филофей: «Знай воистину, что я верю и исповедую Бога моего Иисуса Христа, Сына Бога живаго».

Сказал ему Диоклитиан: «Не верю я словам тем, которые ты сказал, но призову великодушие мое
и прощу тебе все, что ты сказал. Отныне оставь то, на чем ты стоишь, и принеси жертву Аполлону, богу великому, и я возФилофей: «Да не будет на мне этого вероломства, что от Бога моего, Творца неба и земли, я отрекусь и принесу животное в жертву идолам, сделанным руками человеческими!»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий