Святой мученик Филофей Антиохийский

5. Тогда приказал сей язычник, чтобы принесли золотого идола и поставили рядом с троном. И сказал он блаженному Филофею: «Поклонись скорее без задержки сему богу, великому Аполлону!» Тогда воскликнул блаженный Филофей на идола того, и он упал на землю. После этого взмолился святой мученик и сказал: «О Господи Иисусе Христе, Сын Бога живаго, Который внял рабу Твоему Илии огнем, услышь и меня сегодня и сведи огонь с неба, и сожги идолов этого язычника, чтобы поверил народ, собравшийся на мучения мои!» И когда сказал это блаженный мученик Христов, со-
шел огонь с неба и сжег идолов перед всем народом, который там стоял. И когда увидели это чудо воины, которые привели его на суд, возгласили голосами громкими и сказали: «Воистину велик Бог Филофея един; знай, о нечестивый и коварный царь, что мы отныне христиане и ожидаем воздаяния от Христа Царя». Тогда разгневался нечестивец и приказал, что-бы Филофея били кнутом до тех пор, пока не отпадет плоть его. И, когда его сильно били, сказал нечестивец мученику:
«Ты узнал, Филофей, начало мучений, подчинись же и принеси жертву богам, пока не настигли тебя мучения (более) жестокие». Ответил Филофей и сказал: «Я успел сказать (я заявил и подтвердил), сын диавола, что не отрекусь от Богамоего никогда и не зарежу жертвенное животное для идолов,
и ты знай, что веру непоколебимую приумножаешь во мне этим страданием, которое ты воздвиг на меня, ибо я соделываюсь достойным мучений во имя Христово». Когда же услышал язычник слово это, загорелось гневом сердце его и приказал он оставить его на месте связанным и связать цепя-
ми удушливыми (двойными) и на живот положить большие камни. И когда сделали это, явился ему ангел Божий и избавил от оков, и все язвы его исцелил, и сказал ему: «Не бойся, будь бодр и укрепись, мученик Христов Филофей! Вот, я с тобой и укреплю тебя, чтобы посрамлен был сей нечестивец!»

6. И на следующий день призвал нечестивец тех троих воинов, которые уверовали в Бога, и сказал им: «Кто научил вас, чтобы вы поверили чародейству Филофея?» Ответили они и сказали ему: «Что мы вчера сказали, в том мы утвердились, ибо мы христиане, а что сказал ты, что Филофей – чаро-
дей, то не чародей он и не безбожник, но он рассеет чародейство твое, в котором ты и сам пребываешь, и других соблазняешь». И не захотел нечестивец тотчас убить тех троих воинов, ибо они были сильны и опытны в военном деле. И уразумели те блаженные, что это действо диавольское есть, и заставили задуматься и тем самым обратили в Христову веру девять тысяч и свидетельствовали с ними. Тогда сказали они нечестивцу: «Если ты не желаешь немедленно прикончить нас, мы тебя убъем и расправимся с исполнителями твоей воли», и доставали сабли и показывали, что они устроят в городе войну. Когда увидел нечестивец отвагу их и твердость в вере Христовой, (то) понял, что они не поступят по воле его, и приказал отсечь им головы. Тогда окончились муки их, и все они были увенчаны. И все, кто стояли там, увидели своими глазами, что ангелы возложили венцы на головы сих мучеников.

Коптская версия повествует о проповеди и служении святого Филофея после смерти его родителей и об обращении посланных Диоклитианом воинов гораздо более подробно, и даже приводит их имена: Христофор, Маркелла и Калиопий (в другом месте – Каллиопт). Кроме того, в коптском тексте присутствует эпизод, которого нет в грузинской версии – диавол приходит к святому Филофею в образе ангела и уговаривает его отказаться от «излишних» подвигов. Интересно также отметить,
что коптский текст считает самого диавола доносчиком на святого Филофея:

(19-25 стр. (167-176)) После этого отрок Филофей ходил и совершал всяческое служение бедным, нищим и страдающим,и всякому, кто был в болезни. И он исцелял их именем Господа нашего Иисуса Христа; и всякому, кто был в болезни, и эпилептикам, и раслабленным, и слепым он дал прозрение, и
хромым дал исцеление во имя Господа Иисуса Христа. Хромых он делал ходящими и расслабленным давал силу, и [глухих] делал слышащими, и все тотчас исполнялось по слову его, как только он говорил: «Во имя Иисуса Христа, Господа моего и моего великого Царя, исцелись!» И слово его было со властью, как у одного из апостолов, из-за его чистоты и смирения и великой любви к Богу. Он был совершенен в истинной благодати как святой Стефан.

Затем диавол возревновал к нему из-за того, что он заставил многих оставить своих идолов и почитать Христа. И было, когда он молился в полночь, вот, диавол принял образ ангела и предстал перед ним. Он сказал ему: «Радуйся, праведный Филофей, призрел Христос на твое служение Богу. Он назвал тебя этим именем, ибо я послан к тебе от Бога сказать тебе эти слова, чтобы ты получил помощь в них: оставь все эти муки и это множество молитв, и многочисленные посты, достаточно [тебе делать это] три раза в течение дня и трижды за ночь, и поститься два раза по субботам. Прекрати себя мучить таким образом и [оставь] это множество молитв и постов, которые ты совершаешь, ибо написано: «Служение Богу в достатке»48. И больше не исцеляй людей, чтобы весть о тебе не дошла до царя и из-за этих слов не убили бы тебя, и не погубили бы твое детство, ибо твое преуспеяние похоже на то, которое у ангелов Божиих. И ты знаешь сам, что Бог ненавидит зло и не желает, чтобы всякий человек умер до срока.Ныне, сын мой Филофей, отдохни, ибо время кратко – ты сам знаешь, что люди беззаконные ищут напасть на христиан». Сказал же святой Филофей с огорченным видом, ибо он понял в Духе, что это – диавол: «Если ты ангел Божий, сошедший с неба, давай, восстань, помолимся пред Богом вместе».

Сказал диавол: «Я не могу простирать руки свои для молитвы вне моего легиона ангелов, так что я уже помолился с моими сослужителями, пока меня не послали к тебе».

Сказал ему святой Филофей: «Написано: «Молись непрестанно»49». Когда же диавол услышал это, он искал убежать. Восстал отрок … […..]50… побежал на отрока, желая убить его. Сказал ему диавол: «Ты будешь мучить меня, если я поднимусь на тебя, и все то, что ты сделал мне – ты убил тельца, которому поклонялись твои родители, и через исцеление, которое ты сотворил им, ты сделал так, что они оставили своих идолов и стали поклоняться твоему Богу. Клянусь великой силой, я сделаю так, что цари будут [резать] твою плоть на куски, пока [она не высохнет на земле]». Он двинулся на него, чтобы убить его. Сказал отрок: «Дай мне силу, Иисусе, […..], рожденный от Святой Девы по плоти, чтобы я посрамил этого беззаконника!» И вскочил отрок и держал оба рога тельца, пока один из них не упал на землю, так что […..] головы лежали вместе […...].

Когда же диавол страдал в этой муке, он принял вид [воробья] в руке праведника и поклялся святому такой клятвой, говоря: «Я клянусь тебе правой рукой Отца, и Его троном, и Его славой, что ты погубил меня, прежде чем исполнились мои желания. Я клянусь тебе великим именем Христовым,
чтобы ты дал мне убежать от тебя, что я бессилен перед тобой». Когда же святой Филофей услышал эти клятвы, он [решил] позволить ему убежать и сказал: «Что мне делать с тобой, о бесстыжий? Ты поклялся такими клятвами, чтобы сила Господа моего Иисуса Христа явилась через тебя сегодня».

Когда же он освободил его, [диавол] вышел из маленького [тела] и сказал ему: «Ты говоришь, [что есть, из-за чего тебе ополчиться на меня], но ты узнаешь, что я велик перед царями». Сказал ему святой Филофей: «Час приблизился – ты будешь посрамлен, и цари твои заблуждшие и нечестивые».

Диавол же принял образ человека достойного и пришел к беззаконному царю, встал перед ним и лживо зарыдал. Он сказал ему: «Живи сотни лет, самодержец царь! И еще [хорошо бы], если бы цари властные издали предписание, чтобы никакой человек не [препятствовал властям] и не противоречил слову царя, ибо ваша власть правит всей землей. Ибо вы приказали по всей земле, чтобы вся вселенная принесла жертвы человеколюбивым богам, которые дают вам победу в войне. Есть отрок в этом городе, которому около 15 (sic!) лет, имя его Филофей. Он сделал так, что весь этот город отвратился от богов, и он показывает великие знамения в вещах магических, исцеляя всякого, кто болен, так что они все идут [за ним], […..] и они отвечают ему, говоря: «Это – Бог, Который создал небо, и землю, и все, что в них». Так что весь город повинуется ему, и он сделал так, что они отвергли ваше предписание. Они посрамили ваших богов, и вот, он в доме слепорожденного […..], так как он дал ему свет своим колдовством».

Когда же услышал это царь Диоклитиан, диавол исполнил сердце его великим гневом, и он сказал тем, кто предстоял перед ним, в великом гневе: «Клянусь властью и моим великим богом Аполлоном, [доставьте] мне быстро отрока [????]». В то время вышли пред лицо царя трое полководцев с
девятью сотнями воинов. Они отправились за отроком и нашли его в доме человека по имени Евсевий, которому он даровал зрение.

Когда же они взглянули на отрока, они увидели его красоту и благодать Божию, пребывающую на нем, ибо он был как ангел Божий. Они пали ниц и поклонились ему, и сказали ему: «Ты [ли] господин наш Филофей, который совершает эти исцеления в городе?» Он же сказал им: «Да, это я». Они сказали ему: «Беззаконный царь ищет твое благочестие, о праведник Божий […..]; давай, пойдем с нами, чтобы нам не принуждать тебя, ибо мы видели лицо твое как лик ангела Божия».

Он сказал им: «Благодать Царя моего Иисуса да будет с вами, праведные, и с вашими девятьюстами воинов!» Сказали они единогласно: «Да пребудет с нами благодать твоя!» Имена этих троих полководцев – Христофор, Маркелла и Калиопт. Святой Филофей пошел с ними к царю. <Далее следует изложение беседы святого Филофея с Диоклитианом, практически совпадающее с грузинской версией.>

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий