Уверение апостола Фомы

Уверение Фомы

Уверение Фомы

Уверение апостола Фомы

При явлении Господа апостолам в вечер воскресного дня не был апостол Фома, иначе называемый Близнец. Не может быть сомнения, что отсутствие святого апостола было не случайно: Промысл Божий этим даровал церкви Христовой новое, наиболее неотразимое по силе доказательности подтверждение истины воскресения.

Уверение Фомы

Уверение Фомы

Уверение апостола Фомы\Η Ψηλάφηση του Θωμά
Греция, Метеоры, монастырь Преображения, 1360-84 года, дерево, темпера,  38 х 31,8 см
 
 Среди святого общества избранных апостолов св. Фома при стремительности чувства, готового на самопожертвование отличался особенной пытливостью ума, мало склонного доверять словам других, пока не увидит подтверждения им на собственном опыте. Развитию этой, вообще свойственной несколько меланхолическому характеру апостола, недоверчивости относительно истины воскресения Христа, кроме её чудесности, немало содействовало и пребывание удрученного ученика вне общества последователей Господа Иисуса: апостол предпочитал ему уединение, чтобы на свободе оплакать смерть Учителя. В этом уединении недоверчивость св. Фомы, не находившая противовеса, и достигла тех размеров, о которых позволяет судить ответ его апостолам, когда они с радостью сказали ему, что видели Господа:

— «Если не увижу, — сказал сомневавшийся ученик, — на руках Его ран от гвоздей, не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

 Уверение апостола ФомыУверение апостола Фомы

Россия, XVI  век, холст, темпера,  25 х 20,2 см
Сюжет основан на тексте Евангелия от Иоанна (Ин. 20.24-29).
 
Но это неверие, неверие доброе, ведь источником его было не ожесточенное отрицание, а стремление к истине, — под ним скрывалась и горячая любовь к Самому Воскресшему. И они не остались без ответа:«после восьми дней (т. е. в день воскресный) опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал:-«Мир вам!»

 Ψηλάφηση του Θωμά  1545 год, Σταυρονικήτα  иконописец: Στρελίτζας-Μπαθάς Θεοφάνη

Уверение апостола Фомы
Ψηλάφηση του Θωμά/ Уверение апостола Фомы
1545 год, Σταυρονικήταиконописец: Στρελίτζας-Μπαθάς Θεοφάνη

 Господь явился спустя восемь дней, чтобы апостол «Фома, внимая в течение этого времени убеждением учеников и слыша одно и тоже, воспламенился большим желанием и сделался более твердым в вере на будущее время». Исполняя желание страдавшего неверием апостола, воскресший Учитель обратился к нему с такими словами:

— «Подай перст твой сюда, и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим».

Конечно «тело столь тонкое и легкое, что вошло сквозь затворенные двери, чуждо было всякой дебелости, но Христос показывает его таким для того, чтобы уверить в воскресении», чтобы апостол, «собственными, так сказать, руками взял радость воскресения из живоносных ран воскресшего тела».
Апостол исполняет веление Господа и «любопытною десницею» прикасается «к открытым устиям внутреннего источника жизни», что возвращает к жизни почти умершую было веру апостола:

— «Господь мой и Бог мой!», вырвался радостный вопль из облегченной от тяжелого бремени неверия души ученика.

— «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие», сказал Христос уверовавшему ученику. Этим ответом Господь в лице апостола Фомы выразил порицание всем, ищущим наглядных и очевидных знамений для своего уверования и указать не превосходство веры тех, которые не нуждаются в этом, ибо «чем очевиднее знамение, тем менее достоинство веры». Упрек Господа до известной степени относился и к прочим апостолам, убедившимся в истине воскресения только после явления им Воскресшего, исключая, впрочем апостола Иоанна, который от опустевшего гроба христова унес в собою веру, что жив Господь. «Кажется, — говорит свт. Филарет, митрополит Московский, — можно видеть, как Господь взором укорения взирает на Фому и глаголет: «ты поверил, потому что увидел Меня», потом обращает взор одобрения на Иоанна и, хотя не открыто к его имени, но тем не менее внятно к его сердцу продолжает: «блаженны не видевшие и уверовавшие».

Антипасха 2-я неделя (т. е. воскресенье) после недели Пасхи; др. названия: Новая неделя, Фомина неделя.

Одно из наиболее ранних употреблений термина «Антипасха» в значении недели, следующей за неделей (воскресеньем) Пасхи, содержится в приписываемых Патриарху Константинольскому Иоанну Постнику канонических правилах.

Содержание праздника

Древнейшие источники упоминают о дне Антипасха, связывая его, с одной стороны, с Воскресением Христовым, т. к. с IV в. он служил завершением 8-дневных пасхальных торжеств, с др. стороны — с таинством Крещения, т. к. в этот день или накануне неофиты, крещенные на Пасху или в Великую субботу, снимали белые крещальные ризы. С этим обычаем связано древнее лат. название дня Антипасха- Dominica in Albis (День Господень в белых [одеждах]). Блж. Августин Иппонский в слове, посвященном «октаве Пасхи» (т. е. Антипасха), говорит: «Сегодняшней радостью завершаются пасхальные торжества, потому что сегодня переменяются одежды неофитов, но таким образом, что белизна, слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце».

Важнейшим основанием для объединения Антипасхи с Пасхой является читаемое в этот день (по крайней мере с IV в.) как в восточных, так и в западных обрядах Ин 20. 19-31. Это евангельское повествование связывает Второе явления Воскресшего Спасителя апостолам: в «первый день недели вечером» (ст. 19), т. е. в сам день Воскресения, когда Господь Иисус Христос показал им Свои раны, послал их на проповедь и, сообщив им дар Св. Духа, дал им власть прощать и удерживать грехи... и «после восьми дней» (ст. 26), когда Спаситель, вторично явившись ученикам, призванием к осязанию Своих ран уверил ап. Фому (он не видел первое явление Воскресшего Христа и отказывался верить рассказам др. апостолов), и тот немедленно исповедал свою веру в Богочеловечество Воскресшего Христа, воскликнув: «Господь мой и Бог мой!» Истолкованию Ин 20. 19-31 посвящено «Слово на Неделю Новую», приписываемое свт. Иоанну Златоусту, по визант. Типиконам одно из уставных чтений праздника Антипасха. Повторное явление Господа Иисуса Христа ученикам здесь объясняется необходимостью уверения ап. Фомы, чье «неверие» (в данном случае — стремление к достоверному, подтвержденному опытом знанию) оправдывается и даже восхваляется, ибо результатом его стало исповедание ап. Фомы.

Церковь посвящает этот день также размышлению над обновлением всего творения через Воскресение Христово, о чем говорится в слове свт. Григория Богослова «На Неделю Новую», которое в визант. Типиконах стало одним из главных уставных чтений праздника. По мысли свт. Григория, подобно первому творению (сотворению мира), начавшемуся днем недельным (воскресным), так и новый, обновленный Воскресением Христовым мир начинается днем недельным. Этот день, 8-й по Пасхе, и празднуется как День обновления, т. к. в отличие от дня Пасхи, самого дня спасения, к-рый является «пограничным между погребением и Воскресением», этот день есть день «воспоминания спасения», день «чисто нового рождения». Содержанием же празднования для каждого, его приношением Богу должно стать внутреннее обновление: «Обновитесь, отбросьте древнего человека(?) только ради того вспоминая древнее, чтобы его избегать». Совпадающее по времени с Антипасхи обычное весеннее обновление природы поэтому приобретает новое значение как видимое проявление и свидетельство внутреннего обновления всей твари: «Царица времен года триумфально шествует в честь царицы дней и преподносит ей дары от всего, что есть у нее самого прекрасного и радостного». Величие праздника подчеркивается согласием обновления видимого и невидимого мира, к-рое предваряет будущие «новое небо и новую землю» (Откр 21. 1): «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий