Кіево-Печерскій Патерикъ. Житіе преп. отца нашего Никиты затворника

Кіево-Печерскій Патерикъ  Святитель Никита Новгородский

Святитель Никита Новгородский    
Россия, XVIII, дерево, темпера
Пензенская картинная галерея им. Константина Савицкого

Память 31 января/13 февраля, 30 апреля в день обретения мощей в 1558, 14/27 мая и в Соборе Новгородских святых

Онъ прельщенъ быль діаволомъ, явившимся ему во образѣ ангелъскомъ, и сталъ тогда премудрымъ и пророкомъ; когда же покаялся, забылъ все; потомъ же былъ епископомъ и чудотворцемъ Новгородскимъ.

Больше другихъ бываютъ почитаемы такіе храбрые воины, которые привыкли сражаться не въ полку, но въ одиночку устремляются на врага; и, если Господь часто и попускаетъ ихъ пасть на время, чтобъ не превозносились — но, видя ихъ прежнее рвеніе и мужество, не оставляетъ ихъ до конца, возставляетъ ихъ и дѣлаетъ непобѣдимыми.

 Святитель Никита Новгородский изгоняет беса (аватара)

Изъ такихъ храбрыхъ воиновъ Христовыхъ въ Печерскомъ святомъ монастырѣ были преп. Исаакій затворникъ и этотъ блаженный Никита, о которомъ достохвальный Поликарпъ, по разсказу св. Симона, свидѣтельствуетъ такъ.

Во время игуменства преп. Никона былъ въ Печерскомъ святомъ монастырѣ братъ, именемъ Никита. Онъ началъ просить игумена, благословить ему подвизаться наединѣ, войдя въ затворъ. Игуменъ препятствовалъ ему, говоря: «Чадо, нѣтъ тебѣ пользы, будучи юнымъ, сидѣть въ праздности. Лучше тебѣ будетъ остаться съ братіею и работать на нее, и ты не лишиться награды своей. Ты самъ видѣлъ нашего брата Исаакія Печерскаго, какъ въ затворѣ онъ былъ прельщенъ бѣсами, еслибы не спасла его великая благодать Божія, ради молитвъ преп. отецъ нашихъ Антонія и Ѳеодосія!» Никита же отвѣчалъ: «Никакъ, отче, не прельщусь я такою вещью; но желаю стать крѣпко противъ козней бѣсовскихъ, и буду молить человѣколюбца Бога, чтобъ и мнѣ подалъ даръ чудотворенія, какъ Исаакію затворнику, который и донынѣ творитъ много чудесъ». Игуменъ снова сказалъ ему: «Свыше силъ желаніе твое. Берегись, чадо, чтобъ, превозносясь, не ниспасть; я повелѣваю тебѣ служить лучше братіи, и за послушаніе твое ты будешь увѣнчанъ отъ Бога».

Акафист святителю Никите, епископу Новоградскому, чудотворцу

Молитва святителю Никите, епископу Новгородскому

Никита же никакъ не могъ послушаться словъ игумена, не могъ подавить въ себѣ великаго рвенія къ затворническому житію, и сдѣлалъ то, что замыслилъ. Затворился, крѣпко заградилъ дверь, и пребывалъ наединѣ, въ молитвѣ, не выходя.

Но чрезъ нѣсколько уже дней не избѣжалъ онъ діавольскихъ сѣтей. Во время пѣнія своего, услышалъ онъ голосъ, молящійся вмѣстѣ съ нимъ и обонялъ несказанное благоуханіе. И, прельстившись этимъ, сказалъ въ себѣ: «Еслибъ не былъ это ангелъ, то онъ не молился бы со мною, и не было бы здѣсь обонянія Святаго Духа». И началъ онъ прилежно молиться, говоря: «Господи, явися мнѣ самъ, чтобъ я увидѣлъ тебя!» Тогда былъ къ нему голосъ: «Не явлюся я тебѣ, потому что ты гонъ, чтобъ ты не ниспалъ превознестись». Затворникъ же со слезами сказалъ: «Не прельщусь я, потому что игуменъ научилъ меня не внимать прелести бѣсовской; я сдѣлаю все то, что ты велишь!» Тогда душегубительный змѣй, получивъ власть надъ нимъ, сказалъ: «Невозможно человѣку, находящемуся въ тѣлѣ, видѣть меня. Но я посылаю ангела моего, чтобъ онъ былъ съ тобою, а ты твори волю его». И предъ нимъ сталъ бѣсъ въ образѣ ангела. Никита же палъ ницъ и поклонился ему, какъ ангелу, и сказалъ ему бѣсъ: «Съ этихъ поръ ты уже болыпе не молись, но читай книги, и такъ ты будешь бесѣдовать съ Богомъ,—и подавай полезныя слова приходящимъ къ тебѣ. Я же всегда буду молить Творца всѣхъ о спасеніи твоемъ». Повѣривъ этимъ словамъ, еще болыпе прельстился затворникъ, и уже болыпе не молился, но прилежалъ чтенію книгъ и видѣлъ постоянно бѣса, молящагося о немъ, и радовался, думая, что ангелъ творитъ за него молитву. Много онъ бесѣдовалъ съ приходящими къ нему, изъ Писаній, о пользѣ души. Началъ онъ и пророчествовать, и шла о немъ великая слава, такъ что всѣ дивились, какъ сбываются слова его.

Поуч. Препод. Никита, епископъ новгородскій (Молитва и постъ-какъ орудія борьбы съ діаволомъ). Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Однажды послалъ онъ къ князю Изяславу, говоря: «Сегодня въ Зоволочьи убитъ князь Глѣбъ Святославичъ. Скорѣй пошли сына своего Святополка на престолъ Новгородскій». И какъ онъ сказалъ такъ и случилось—чрезъ нѣсколько дней пришла вѣсть объ убіеніи князя Глѣба. И оттого еще сильнѣе прослылъ онъ за пророка, и много слушали его князь и бояре. Если бѣсъ и не знаетъ того, чтб будетъ; но, чтб сдѣлалъ онъ самъ, или чему научилъ злыхъ людей, убить или украсть—то онъ можетъ указать; также, когда приходили къ затворнику за словомъ утѣшенія,—тогда бѣсъ, мнимый ангелъ, разсказывалъ ему все случившееся съ ними, а онъ пророчествовалъ, и такъ сбывалось.

Никто не могъ состязаться съ нимъ въ книгахъ Ветхаго Завѣта., ибо онъ зналъ наизусть: Бытіе, Исходъ, Левитъ, Числъ, Судей, Царствъ и всѣ пророчества по порядку, и хорошо зналъ всѣ еврейскія книги, евангельскихъ же и апостольскихъ святыхъ книгъ, преданныхъ намъ благодатію, чтобъ исправиться и утвердиться намъ—никогда не хотѣлъ видѣть, или слышать, не только что читать, и не позволялъ бесѣдовать съ собою изъ Новаго завѣта. Потому всѣ понимали, что онъ прельщенъ врагомъ.

Встревоженные тѣмъ, пришли къ прельщенному преп. отцы Никонъ игуменъ, Іоаннъ, который былъ послѣ него игуменомъ,—Пименъ постникъ, Исаія, который былъ епископомъ Ростовскимъ, Матѳей прозорливый, Исаакій, затворникъ пещерный, Агапитъ врачъ, Григорій чудотворецъ, Николай, который былъ епископомъ Тмутараканскимъ, Несторъ лѣтописецъ, Григорій, творецъ каноновъ, Ѳеоктистъ, который былъ епископомъ Черниговскимъ, Онисифоръ прозорливый. Всѣ они, сіяющіе добродѣтелями, придя, сотворили молитву къ Богу о Никитѣ и отогнали отъ него бѣса, такъ что онъ болыпе не видалъ его.

Выведя его изъ пещеры, они просили его сказать имъ что нибудь изъ Ветхаго Завѣта; онъ же клялся, что не читалъ никогда тѣхъ книгъ, которыя прежде зналъ наизусть. А не зналъ онъ ни одного слова, потому что едва былъ обученъ грамотѣ.

Тогда, придя въ себя молитвами преп. отцовъ, онъ исповѣдалъ великій сбой грѣхъ и горько оплакивалъ его, и принялъ на себя великое воздержаніе и послушаніе, начавъ чистое и смиренное житіе, такъ что онъ превзошелъ всѣхъ добродѣтелью. Человѣколюбивый же Господь, видя такое подвижничество блаженнаго и не презирая прежнихъ его добродѣтелей,—къ которымъ пріучалъ онъ себя въ юности,—принялъ его истинное покаяніе. И, какъ принимая покаяніе Петра три раза отвергшагося отъ Него, сказалъ ему: «Паси агнцевъ Моихъ, паси овецъ Моихъ, паси избранныхъ Моихъ (Іоанна, 21, 15 и 16),—то же знаменіе благопріятнаго покаянія подалъ и блаженному этому Никитѣ. За многую любовь къ храненію всѣхъ заповѣдей, Онъ сдѣлалъ его пастыремъ словеснаго Своего стада, возведя на престолъ епископства Новгородскаго. И тамъ, въ увѣреніе и ясное доказательство прощенія святому того, бывшаго раньше, паденія—прославилъ его добродѣтельную жизнь дарами чудотворенія. Разъ, во время бездождія, помолился онъ, и свелъ дождь съ неба. Также угасилъ онъ пожаръ въ городѣ, и творилъ много другихъ чудесъ. И, упасши мудро словесную свою паству, преставился ко Господу. И, такъ какъ искушенъ онъ былъ, какъ золото, оказался достоинъ вѣнца вѣчной жизни. Да сподобимся его и мы, молитвами преп. отца нашего Никиты, благодатію Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, Которому со безначальнымъ Его Отцемъ и со Пресвятымъ, благимъ и животворящимъ Духомъ—честь, хвала и слава подобаетъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминъ.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий