Житие святого Андроника и жены его Афанасии

Жил в великой Антиохии один золотых дел мастер по имени Андроник. Он взял в жены некую Афанасию, и подлинно в сообразии с именем1 стала она бессмертной благодаря делам своим.

Андроник был весьма богобоязнен и исполнен добродеяний. Супруги владели большим богатством и все свое достояние разделили на две части — одна была предназначена нищим и монашествующим, а вторая — для уплаты подати и для своих нужд. У них было двое детей: сын, которого назвали Иоанном, и дочь, нареченная Марией. И они предуставили себе не сходиться больше друг с другом и всецело предаться трудам и делам милосердия.

В один из дней блаженная Афанасия вошла в дом взглянуть на детей своих и застала их сильно занемогшими, и, напугавшись, легла вместе с ними на постелю, и обняла их. Андроник, войдя и застав ее там, начал пенять ей, зачем она спит. Афанасия сказала: “Не сердись, господин мой, ибо дети наши занемогли”. Прикоснувшись к ним, он убедился, что дети в жару, и со стенанием отошел, говоря: “Да будет воля Божия”. И удалился из города, чтобы помолиться в храме во имя святого Юлиана. [385]

В середине дня Андроник слышит плач и крики в доме своем и, прибежав, видит, что оба ребенка его умерли. И, войдя в домашнюю молельню, он пал перед образом Спасителя, говоря: “Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь.2  Господь дал, Господь взял. Как угодно было Господу, так и сделалось. Да будет имя Господне благословенно отныне и вовеки”. Жена же его просила себе смерти. Сошлась немалая толпа, чтобы схоронить детей Андроника и Афанасии, и снесли их на кладбище, и положили рядом с родителями Андроника при храме во имя святого мученика Юлиана.

Среди ночи блаженной Афанасии, спавшей в храме во имя святого Юлиана, этот мученик предстал во сне в образе монаха и говорит к ней: “Зачем тревожишь покоящихся здесь?”. Она сказала: “Господин, не огорчайся на меня, ибо я в горе. Ведь сегодня я схоронила здесь разом обоих своих детей”. Мученик говорит к ней: “Сколько лет им было?”. Она сказала: “Двенадцать лет одному, а другому десять”. Он говорит ей: “Зачем же ты плачешь по ним? Лучше бы оплакивала свои грехи! Ибо, говорю тебе, как естество человеческое требует пищи, так и младенцы в Судный день3  просят себе у Христа благ грядущей жизни со словами: „Неумытный Судия, Ты лишил нас земных радостей, не лиши и Небесных"”. Эти слова подвигли Афанасию претворить печаль в радость, и она говорит: “Зачем я плачу, если дети мои обитают Небеса?”. И, оборотившись, стала искать явившегося ей монаха, и не нашла, и зовет привратника, и говорит ему: “Где авва, который вошел сюда?”. Тот отвечает: “Видишь, двери заперты, а [386] говоришь: „Где тот, кто только что вошел сюда?"”. И он понял, что Афанасии было видение. Афанасия в страхе ушла в дом свой и рассказала о том, что видела, Андронику. И говорит ему: “Право, господин мой, когда дети наши были еще живы, я хотела тебе это сказать, но боялась, а теперь скажу, если тебе угодно выслушать меня. Отпусти меня в монастырь, чтобы мне оплакать грехи свои”. Андроник говорит ей: “За седмицу обдумай решение свое, и, если не отступишь от него, мы об этом поговорим”. Она пришла снова и повторила то же самое. Тогда блаженный Андроник зовет своего тестя и вверяет ему все их имущество, говоря: “Мы уходим на моление в святые места. Если нас пристигнет смерть, ради Бога, распорядись имением этим и, прошу тебя, сотвори благо душе своей — учреди больницу и странноприимный дом для монахов”. И он освободил рабов своих и рабынь, и дал каждому долю от имущества, и, взяв с собой немного добра и двух мулов, ночью вместе с женой своей ушел из города. Блаженная Афанасия, издали взглянув на дом свой, подняла глаза к небу и сказала: “Бог, рекший Аврааму и Сарре: „Пойди из земли твоей, от родства твоего",4 Сам путеводи нас в страхе Твоем. Ибо вот мы оставили дом наш открытым ради Твоего имени; не закрывай перед нами двери Царствия Твоего”. И оба пошли прочь в слезах. Достигши святых мест, они поклонились им, посетили многих отцов и вступили в александрийский храм во имя святого Мины. Около девятого часа блаженный Андроник видит, как один мирянин ссорится с монахом, и говорит мирянину: “За что ты обижаешь авву?”. [387] Мирянин отвечает: “Владыка, он нанял у меня мула, и я говорю ему: „Сейчас отправимся в Скит, чтобы нам, свершив весь путь ночью, к шестому часу утра добраться до места, а он не хочет"”. Блаженный Андроник говорит: “Есть у тебя еще один мул?”. Мирянин отвечает: “Да”. Блаженный Андроник говорит ему: “Сбегай, приведи мула — я его у тебя нанимаю, потому что тоже направляюсь в Скит”. Андроник говорит жене своей: “Побудь здесь в храме святого Мины, пока я схожу в Скит, чтобы получить благословение отцов, и вернусь”. Блаженная Афанасия говорит ему: “Возьми меня с собой”. Андроник отвечает: “Женщине нельзя ходить туда”. Она со слезами говорит ему: “Ты ответишь перед святым Миной, если останешься там, пока не устроишь меня в монастырь”. И они обнялись, и Андроник отправился в Скит, и, поклонившись отцам, услышал об авве Данииле. Уйдя из Скита, с великим трудом он свиделся с аввой Даниилом и все поведал старцу. И старец говорит: “Ступай и приведи жену свою, и я дам тебе письмо, и ты отдашь жену в Тавенниский монастырь,5 что в Фиваиде”. Андроник сделал по слову его и привел жену свою к старцу, и они услышали от него слово спасения. И он написал в Тавенниский монастырь, и отпустил их. Когда Андроник воротился, старец дал ему монашескую одежду, наставив его в иноческом житии. И Андроник оставался у него двенадцать лет. По их прошествии он попросил старца отпустить его в святые места. Тот, помолившись за Андроника, отпустил его. На пути своем туда Андроник присел под деревом отдохнуть от зноя (это было [388] в Египте), и, гляди, по строению Божию в мужском платье идет жена его, ибо и она направлялась в святые места. И они приветствовали друг друга. Голубка признала супруга своего, а ему как же было признать ее, когда вся красота Афанасии увяла и женщина стала черна, как эфиоп?! И вот она говорит ему: “Куда направляешься, авва?”. Он отвечает: “В святые места”. Опять она говорит: “И я направляюсь туда; пойдем вместе, но не будем разговаривать друг с другом, будто идем врозь”. Он сказал: “Как тебе угодно”. Афанасия говорит ему: “Не ученик ли ты аввы Даниила?”. Андроник отвечает: “Да”.— “А звать тебя не Андроником?”.— “Андроником”,— отвечает он. Афанасия сказала: “Молитвы старца будут сопутствовать нам”. Андроник говорит: “Аминь”.

Поклонившись святым местам, они возвратились в Александрию, и авва Афанасий говорит авве Андронику: “Хочешь, будем жить в одной келий?”. И тот говорит: “Да, но вперед хочу получить благословение старца”. Авва Афанасий говорит: “Ступай, я буду ожидать тебя в монастыре на 18-й миле,6  и, если вернешься, как и прежде на пути, будем наблюдать молчание. А если старец не одобрит этого, не приходи. Я останусь в обители на 18-й миле”. Андроник, вернувшись, в страхе Божием провел с Афанасией еще двенадцать лет и не признал ее.

Часто посещал их старец и вел с ними спасительные для души беседы. И вот однажды он побыл у них, и уже простился, и отправился восвояси, но не успел дойти до монастыря святого Мины, как его догнал авва Андроник, говоря: “Авва [389] Афанасий отходит к Господу”. И, возвратившись, старец видит, что тот отходит. Авва Афанасий начал плакать, а старец говорит ему: “Почему, вместо того чтобы радоваться своему отшествию ко Христу, ты плачешь?”. Тот отвечает: “Я плачу только из-за аввы Андроника. Но окажи милость: когда схоронишь меня и в головах у меня найдешь таблички,7  прочитай их и вручи авве Андронику”. После молитвы авва Афанасий приобщился и почил во Господе. Пришли обрядить его и увидели, что авва Афанасий — женщина, и это стало известно всей лавре. Старец велел созвать отцов из Скита и из внутренней пустыни: сошлись все монахи из александрийских лавр и собрались все жители города. И скитские монахи по обычаю явились в белых одеждах и с ветвями. И понесли хоронить честные останки блаженной Афанасии, славя Бога, даровавшего женщине столь великую стойкость. И старец оставался там седмицу после кончины блаженной Афанасии. По скончании ее он пожелал взять с собой Андроника, но тот не согласился идти, говоря: “Я окончу жизнь там, где и госпожа моя”.

И снова старец, попрощавшись, удалился, и, прежде чем достиг монастыря во имя святого Мины, его догнал какой-то брат, говоря: “Авва Андроник отходит”. И снова старец велел созвать монахов из Скита, говоря: “Проводите авву Андроника”. А они пришли, и застали его живым, и получили от него благословение, и он почил в мире.

И великая распря случилась между отцами из монастыря на 18-й миле и из Скита: скитские иноки говорили, что это-де наш брат, и мы возьмем [390] останки его в Скит, чтобы молитвы святого обороняли нас. Так же говорили и монахи обители на 18-й миле, что мы-де схороним его вместе с сестрой. Но монахов из Скита было больше. Архимандрит обители на 18-й миле говорит: “Сделаем по слову старца”. А старец сказал, чтобы Андроник был схоронен в обители на 18-й миле. Иноки Скита не желали его слушать, говоря: “Старец уже выше мирского и всякой распри, мы же моложе и поэтому хотим мощей брата; довольно, что мы отдали авву Афанасия”. Старец, видя, что поднимается великое смятение, говорит братьям: “Раз вы не слушаете меня, я останусь здесь, и меня похоронят с моими детьми”. Тогда все успокоились. Андроника схоронили и говорят старцу: “Вернемся в Скит”. И он сказал: “Дайте мне пробыть здесь седмицу после смерти брата”,— и они не стали перечить.

Помолимся, чтобы нам по молитвам святых достичь добродетели аввы Афанасия и аввы Андроника. Аминь.

Примечания:

1. Афанасия — по-гречески бессмертная.
2. Наг я вышел из чрева матери моей...— Иов 1, 21.
3. Судный день — подразумевается Страшный суд в последние дни мира, когда, согласно христианским верованиям, Христос будет судить людей, чтобы определить участь грешников и праведников, и умершие восстанут перед ним из могил.
4. Пойди из земли твоей, от родства твоего...— Быт. 12, 1.
5. Тавенниский монастырь — имеется в виду женский Тавенниский монастырь, расположенный вблизи Сиены (Египет) и, подобно мужскому Тавеннискому монастырю, известный своим строгим уставом.
6. 18-я миля — местность вблизи Александрии (Египет).
7. Таблички — греки писали на внутренней стороне складывающихся навощенных табличек.

(пер. С. Поляковой)
Текст воспроизведен по изданию: Жития византийских святых. СПб. Corvus. 1995

Текст переведен по изданию: Clugnet. Vie et de l'abbe Daniel. Revue de l'Orient Chretien. Paris, 1900, V)

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий