Жизнь и труды святого Космы Этолийского. Часть 2

Продолжение. Начало Здесь

Афанасий Зоитакис

Влияние святого Космы на современников было поистине беспрецедентным, важно, что многие положения учения проповедника не только были восприняты аудиторией, но и получили практическое воплощение в жизни простого народа. На пожертвования богатых дарителей святой Косма приобрел более четырехсот тысяч косынок и платков, более пятисот тысяч четок и крестиков. Все это безвозмездно распространялось среди населения Балкан. По просьбе святого Космы богатые дарители приобрели более четырех тысяч купелей.

  Отличающееся особой широтой и многообразием, учение святого было адресовано самым разным слоям общества. Несмотря на то, что некоторые крупные землевладельцы открыто выступили против проповедника, многие влиятельные люди находились под впечатлением его просветительской деятельности. Знаменитый Али Паша Янинский испытывал глубокое уважение к деятельности проповедника, а самого его почитал за великого праведника и одну из самых выдающихся личностей своей эпохи. Они были лично знакомы, и паша всегда покровительствовал святому, оказывая всестороннюю поддержку его просветительской деятельности.

Косма общался с народом не посредством своих текстов, а гораздо более прямым, непосредственным образом, устной проповедью и самим своим образом жизни. Именно поэтому, чтобы понять масштаб его вклада, мы обязаны обратиться к реакции толпы, следовавшей за ним.

«Куда бы ни приходил» Косма Этолийский, «происходило большое стечение христиан, и они с умилением и благоговением слушали его». «Диких усмирял, разбойников делал кроткими, жестоких и немилосердных показал милосердными, неблагочестивых благочестивыми, неграмотных и диких научил священной грамоте и приучил к хождению на божественные службы, (…) грешников привел к большому покаянию, к исправлению; так что говорили все, что при их жизни возсиял новый апостол».1

Одного слова Космы было достаточно, чтобы слушатели вносили кардинальные изменения в свой жизненный распорядок: «раньше торговые дни были в Пятницу, Субботу и Воскресение, аскет святой Косма отменил Воскресение, чтобы христиане не имели работ в этот день, и так и случилось, торговля по Воскресным дням прекратилась».2 Своими проповедями святой смог остановить набиравшую обороты исламизацию: «боговдохновенные слова святого отца нашей церкви (…) остановили стремление к принятию ислама многих жителей».3

Данные венецианских архивов также свидетельствуют о небывалом по масштабам влиянии и распространении проповедей Космы Этолийского не только в Греции, но и на всех Балканах. Информатор венецианских властей, известный по источникам как Zonza, пристально следил за деятельностью «греческого миссионера» на острове Кефалонья. По его свидетельству, Косму сопровождало около пятнадцати тысяч человек. Венецианский военный и его свита, переодетые в крестьянскую одежду, смешались с толпой и начали наблюдение за поведением Космы и его последователей. Дзонца кратко, но очень емко рассказывает нам о реакции народа и о влиянии, которое оказывала на него проповедь Космы: «Они бежали за ним, целуя ему руки и ноги, почитая его словно настоящего спасителя, даже те кто находились вне закона (бандиты) примирялись со своими врагами и впредь жили мирно».

Вклад Космы Этолийского в духовное и национальное возрождение Балкан проявился не только в личной проповеди, охватившей практически все слои населения, но и в основании большого числа бесплатных школ. «Основал он школы повсюду посредством своего учения», пишет святой Никодим Святогорец. Очевидно, что при этом он имеет в виду не только школы, открытые проповедником в ходе своих миссионерских путешествий. Дело в том, что Косма, не имея возможности посетить все населенные пункты лично, обычно учил местных жителей в «кефалохори» – центральной деревне района. На проповедь туда стекались люди из небольших или труднодоступных соседних деревень: «видя множество народа, собранного из соседних селений, <…> он выбирал просторное место и начинал свою проповедь»4. В «кефалохори» он обычно открывал школу сам, и подробно объяснял в своей проповеди ее устройство и задачи, рассказывая, как она должна функционировать. Логично было бы предположить, что жители других населенных пунктов, следуя его советам, сами по возращении домой основывали школы в своих селениях.

Количество школ, о которых достоверно известно, что они были основаны самим Космой в ходе его путешествий, впечатляет. «Повсюду посредством учения святого и по его наставлениям, как в больших, так и в малых селениях, открывались школы, в которых дети безвозмездно обучались священным письменам, посредством чего утверждались в вере и благочестии, начиная новую добродетельную жизнь», пишет биограф святого. О том, что это не преувеличение, и слово «повсюду» в данном случае используется как указание не только на территориальное положение, но и на огромное количество этих школ, свидетельствует небывалое по масштабам увеличение числа учебных заведений в конце восемнадцатого – начале девятнадцатого века. «От Валахии и Молдавии вплоть до Египта от города Смирна и до Керкиры, нет ни одного города, нет ни одного острова, где вы не найдете школы с бесплатным обучением, функционирующей на средства общины»5, пишет английский путешественник, посетивший Грецию в 1808 году. Большинство из этих школ если и не было открыто самим Космой, то было основано под влиянием и в соответствии с его проповедями.

Память о школах, открытых трудами святого Космы, сохраняется до наших дней. Где-то они до сих пор функционируют, где-то осталось школьное здание, где-то стены или фундамент. Так, в деревне Зитса жители бережно сохраняют часть стены старой школы, название Дидаскалио (название школы, данное святым Космой) также носит весь район, где она расположена.

Как добрый пастырь, Косма постоянно общался с жителями деревень, в которых его стараниями были основаны школы. Он вдохновлял людей, поддерживал их рвение, давал им практические советы. Святой Косма вел переписку с жителями многих городов, деревень и стран. Его письма были важны для местных жителей не только как практические руководства к действию, одновременно они были благословением святого, которого они настолько почитали, что и по сей день бережно сохраняют эти послания.

Косма заботился не только об открытии школ, но и об обеспечении их преподавательскими кадрами. Он назначал учителей, обеспечивал их финансами и жильем, но, самое важное, смог наладить подготовку новых преподавателей. При патриаршей обители Стилу он организовал Высшую Школу, главной ее задачей стала подготовка учителей и проповедников, которые продолжили бы его дело. Такую же школу он основал и в монастыре Иоанна Богослова.

Фундаментальность и продуманность, с которой святой подходил к решению всех проблем, с которыми ему приходилось сталкиваться, поистине удивительна и по тем временам, пожалуй, беспрецедентна. Именно благодаря этому обстоятельству образовательная система, созданная Космой Этолийским, не рухнула после его смерти, а, напротив, продолжила свое развитие и функционирование.

Первым источником средств на строительство школ была доля с общинных и храмовых земель и их доходов. Следующим источником стали пожертвования и дары, приносимые святому, выручку от которых он немедленно направлял на строительство новых школ. Святому жертвовали как на школы, так и на личные нужды, как православные, так и богатые турки. Впрочем, он ничего не оставлял себе, а все средства направлял только на возведение новых учебных заведений. Если пожертвований было недостаточно, он организовывал сбор средств среди народа. Так, наблюдатель венецианских властей Димитрий Мамонас, рассказывая о трехдневном сборе средств, организованном по инициативе проповедника, свидетельствует, что им была собрана колоссальная сумма.

Обеспечивая школы всем необходимым, Косма Этолийский призывал самих местных жителей к инициативности и активной гражданской позиции. Отныне они сами должны были участвовать в содержании школ и финансировать ее как из общинных средств, так и на основе личных пожертвований: «здесь в селении вашем, видя, что у вас нет школы, дабы дети ваши читали и бесплатно учились грамоте, попросил я христиан и они по возможности и желанию способствовали основанию школы. Но и вам самим следует всем вместе помогать вашей школе, из собственных средств или на деньги общины, (…) чтобы получить награду от Бога и почет у людей».

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий