Жизнь и труды святого Космы Этолийского. Часть 2

«И вы, родители (…) позаботьтесь о том, чтобы ваши дети учились грамоте. Сделайте так, чтобы в вашем селении была школа, найдите учителя и платите ему, чтобы он обучал ваших детей, ведь вы совершаете большой грех, оставляя их неграмотными (…) Лучше пусть они будут бедными и грамотными, чем богатыми и неграмотными». Косма Этолийский ставит ребенка в центр образовательного процесса, отводит ему отдельную, значительную роль в социальной структуре общества. «Ребенок – это будущий взрослый, и для Космы и его эпохи, будущий освободитель порабощенной родины. Это ребенок должен был правильно сформироваться, научиться грамоте, взять в свои руки судьбу своего Отечества. Ради него Святой и боролся, открывал школы, отправлял послания, советовал, создавал все условия для его просвещения»6.

Главным объединяющим фактором общества Косма полагал не нацию, а религию. Проповедь православия занимает центральное место в его учении. Деятельность Космы носит не только миссионерский характер, но и была направлена на объединение народа. Косма хотел сделать церковь центром концентрации и подготовки сил, заинтересованных в духовном возрождении нации, которые в перспективе должны были способствовать национальному освобождению: «святая церковь словно мать…Наша святая церковь – источник, утоляющий жаждущих. И должны священники каждый день служить, чтобы благословил Христос людей и хранил страну».

Национальное возрождение неотделимо от духовного, и поэтому Косма подробно рассказывает утратившим связь с православной традицией слушателям о том, как необходимо жить в соответствии с православным вероучением, рассказывает о значении обрядов и таинств. В своих проповедях он описывает устройство и назначение различных частей храма, рассказывает о том, как должно совершаться таинство брака, крещения.

Особую роль в возрождении национального единства святой отводит священству и монашеству. Священники должны стать не только духовными, но и общественными лидерами – «в этом и заключается задача священника, положить всю свою жизнь и голову на благо христиан». Священник должен послужить примером для народа, способствовать его сплочению и утвердить согласие между соотечественниками: «как пастух следит за своими овцами, так и священник должен посещать дома христиан днем и ночью, не есть и пить, забирая их вещи, но, напротив, в случае, если муж поссорился с женой, отец с сыном, брат с братом, сосед с соседом, стремиться утвердить между ними любовь».

Косма Этолийский сыграл, пожалуй, ключевую роль в достижении единства нации, которое впоследствии обусловило успех национально-освободительного восстания 1821 года. Не случайно одним из ключевых моментов образовательной концепции Космы был всеобщий и бесплатный характер обучения. Таким образом, он практически воплощал свою концепцию достижения национального единства, не делая различий для богатых и бедных, девочек и мальчиков. Всеобщее образование должно было избавить нацию от социальных предрассудков, отменить привилегированность некоторых состоятельных групп населения в сравнении с менее обеспеченными, традиционно остававшимися за рамками существующей образовательной системы. Впоследствии это обусловило всеобщий характер борьбы за освобождение родины. Обучаясь в одной школе, они смогли увидеть: то, что их связывает – несравненно более значимо, чем разделяющее их материальное и общественное положение.

Косма предпринимал и другие попытки организовать своих сторонников. В своих проповедях он призывал народ организовываться и поддерживать друг друга. Школы должны были стать не только местом, где обучалось подрастающее поколение, но и центром общественных и образовательных собраний для всего местного населения: «для сохранения веры и свободы отечества постарайтесь построить на вашей родине школу».

Школы, основанные Космой, воспитывали в подрастающем поколении идеал свободы. Через знание традиции и истории своего народа, его языка и культуры, ученики приобретали желание и даже потребность освобождении родины от иноземного ига. Помимо знаний, школа воспитывала в нации и чувство ответственности за судьбу страны. Просветительская деятельность Космы и школ, которые он основывал, были направлены на то, чтобы народ вспомнил о своих корнях и истоках, а через их осознание пришел к пониманию необходимости национального возрождения: «Чада мои любимые во Христе, сохраняйте мужественно и бесстрашно нашу священную веру и язык наших предков, так как оба этих понятия определяют нашу любимую родину и без них нация наша погибнет. Братья, не отчаивайтесь. Божественное Провидение хочет однажды ниспослать нашим душам небесное спасение, чтобы воодушевить нас на освобождение от того жалкого состояния, в котором мы сейчас пребываем».

Важным элементом концепции Космы Этолийского стала моральная подготовка соотечественников к освобождению от иноземного ига. После неудачи череды антиосманских восстаний, многие опустили руки, посчитав, что освобождение недостижимо. Проповеди и пророчества Космы подарил народу надежду, не случайно их рукописные списки разошлись по всей Греции. В свою очередь, чтение пророчеств святого «стало любимым чтением греков». Эти тексты несли в себе веру в скорое освобождение. Собственные усилия в сочетании с верой в Бога должны были скоро и непременно принести «желаемое» освобождение. Своей уверенностью он давал надежду соотечественникам, вдохновляя их на новые свершения и борьбу.

В учении Космы Этолийского, церковь не только духовный и общественный центр, но и центр образовательный. Школа не противопоставляется церкви, а гармонично дополняет ее: «лучше иметь греческую школу, чем источники и реки. И когда научишь сына своего грамоте, только тогда, брат мой, он становится человеком, (…) школа открывает церкви».

Косма Этолийский не был морализатором, не ставил себя выше аудитории. Успеху его проповеди способствовало и то, что он свято верил в значение своей миссии и в тоже время являлся живым примером того, как можно следовать традиции в современных трудных условиях. Косма «не чувствовал себя передовым Просветителем, но апостолом Христа»7. Это накладывало на него определенные обязательства, и он самоотверженно стремился выполнить свой долг перед соотечественниками.

Основу общественно-политической концепции Космы Этолийского составили «истинная вера, настоящее образование и целостное социальное учение»8.  Тем не менее, его роль в возрождении Балкан нельзя свести лишь к этим трем, пусть и чрезвычайно важным, элементам. Показательно, что учение Космы сыграло весьма важную роль даже в возрождении сельского хозяйства и воссоздании экономики – проповедник давал местным жителям советы по уходу за плодовыми деревьями, и первым рассказал о необходимости прививать деревья, и это, естественно не замедлило сказаться на росте урожаев. Косьма, обладавший фундаментальными познаниями во многих научных областях, был, безусловно, знаком и с последними новациями в области сельского хозяйства. Он заботился не только о духовном спасении своей паствы, но и старался помочь ей гармонично устроить жизнь на земле. В этом контексте рассказ о последних агрономических новациях представляется вполне оправданным и уместным.

Популярность и рост влияния святого умножило число его врагов: знать и ростовщики, злоупотребления которых обличил Косма, богатые торговцы иудеи, понесшие колоссальные убытки из-за переноса базарных дней на Субботу – все они стали страстно желать смерти проповедника.

Видя популярность святого, успех его проповеди, приносящей практические результаты и приобретающей все большее значение и масштаб, враги православия делали все возможное и невозможное, чтобы добиться его смерти. Сам Косма, чувствуя, сколь велико число его врагов, не раз говорил в своих проповедях, что готов к принятию мученического венца. Святой до конца остался верен своему долгу перед соотечественниками, не пошел на компромиссы с власть имущими и сильными мира сего, стремившимися помешать его богоугодному делу.

Шел 1774 год, Косма Этолийский находился на пике популярности, число его последователей и учеников умножилось, но враги уже осуществляли коварный и изощренный план по его поимке и убийству. Богатые ростовщики и торговцы (понесшие большие убытки из-за переноса торговых дней на Субботу) заплатили Курт-паше 25 тысяч грошей за голову праведного Космы. Величина этой суммы поразительна: На эти деньги в те времена можно было купит 12 500 овец. В пересчете на сегодняшние деньги эта сумма соответствует полутора миллионам долларов. С одной стороны, это свидетельствует о ненависти, которую питали к Косме его враги, с другой – в очередной раз указывает на то, что его деятельность действительно приносила реальные плоды и была опасна для его врагов.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий