Жизнь и труды святого Космы Этолийского. Часть 2

24 Августа 1774 святой был повешен, а тело его было сброшено в реку Апс.
Мученическая кончина святого не стала началом его забвения. Имя великого святого осталось в вечности, в то время как имена его врагов, которые не в силах были противостоять правде, окончательно забыты.

На перенесение мощей святого в город Янина, а затем в монастырь, основанный в честь него Али Пашой Янинским, стеклось множество народу со всех Балкан. «На рынке торговцы выходили из своих лавок и благоговейно крестились. Неисчислимая толпа собралась на пути следования процессии. Часть всадников телохранителей Али следовала за ромейскими монахами. Пение монахов соединилось с молитвой народа, который громко повторял слова «Господи помилуй!». Кладбище, которое было напротив Сарая (дворца) было черно от собравшегося народа»9 , – писал француз, ставший очевидцем и непосредственным участником этих событий.

Существует множество свидетельств о проповедях Космы на Балканах. На пути своего следования он оставлял деревянные кресты. Николаос Мистакидис в конце восемнадцатого века писал, что кресты, оставленные Космой Этолийским, «сохраняются в деревнях Вотриси, Лиа, Музини». Эти кресты часто обновлялись10 и многие из них сохранились до нашего времени. Там, где по тем или иным причинам они не сохранились, установлены поклонные места.

Сразу после смерти Космы в его честь строится множество церквей, пишутся иконы.

Не умерла память о нем и на Афоне. Помимо особого почитания святого, сохранились и материальные свидетельства его пребывания на Святой Горе. К сожалению, библиотека монастыря Филофеу сгорела, как и школа, где обучался Косма. Однако во время нашей последней поездки на Афон, братия монастыря Филофеу показала нам епитрахиль, по преданию, принадлежавшую святому Косме, и аналой, сохранившийся со времени его пребывания в монастыре. Эти предметы благоговейно хранятся в монастырском музее.

И в наше время сохраняются свидетельства проповеди Космы. Так, в деревне Арнеа многие жители были под таким впечатлением от встречи с проповедником, которая изменила всю их жизнь, что в качестве фамилии брали себе его имя. Сегодня в Арнее более пятнадцати семей носят эту фамилию. Во многих других районах Греции фамилия «Космас» также получила очень широкое распространение.

Жители деревни Тсираки в знак уважения, признательности и благодарности святому дали своему селению его имя – «Агиос Космас».

Практически в каждом населенном пункте, через который прошел со своей проповедью святой Косма, сохраняется собственное предание или легенда, связанная с его именем. Жители деревни Авра района Каламбака рассказывают такую историю: «Когда отец Косма пришел в деревню, он собрал всех сельчан и начал им проповедовать. В конце кто-то подарил ему грушу. Но святой не принял ее и благодаря своему дару прозорливости открыл, что груша не принадлежала дарителю, так как тот ее украл»11.

Во многих областях Балканского полуострова широкое распространение получили рукописи проповедей Космы, «многие знают пророчества, чудеса и поучения святого Космы. Бабушка Кристина, дедушка Михалакис и многие другие. Все это они узнали из традиции и от своих родителей. У них они научились благоговейно относиться к святому. Когда они произносили его имя, крестились, а многие даже плакали»12.

Жители центральной и восточной Греции рассказывают, что их детство было тесно связано с пророчествами святого Космы: их обсуждали всей семьей, передавали из поколения в поколение.

Вера во исполнение пророчеств святого сохраняется в Греции до сих пор. Во время всеобщей мобилизации 1974 года в некоторых деревнях люди собирались в церквях и говорили: «Пришло время, чтобы исполнилось то, о чем говорил святой Косма». Некоторые женщины изобразили на челе знак креста, исполняя слова пророчества: «Пусть на лбу у вас будет крест, тогда все узнают, что вы христиане». Последняя наша поездка в Грецию и опросы там местного населения показала, что люди хорошо знают и продолжают верить в исполнение пророчеств Космы. Причем, такая вера характерна для всех слоев населения, в том числе и для интеллигенции.

Наследие святого Космы безусловно актуально и для современной России – дух подлинного монашества особенно необходим нашей стране сегодня, когда образовательная система пребывает в кризисе, семьи разрушаются, а церковь подвергается опасности обмирщения. Монашество показывает нам другой путь – путь социальной и гражданской ответственности, изменения себя, личного духовного спасения и в тоже время ответственности за свою страну.

Примечание:

1.  Σ. Χριστοδουλίδης. Βιος και ακουλουθία Κοσμά του Αιτωλόυ. 1996. Σ.13. Стр. 19.
2.  Βέης. Ν. Το Χρονικό του Βερατίου. Φιλολογική Πρωτοχρονια. 1955. Σ. 133.
3.  Μπαρτά Τ. Περί εποίκων Ρωμαίων εν Ελλάδι. Εν Βουκορεστιο, 1878. Σ. 8 – 10.
4.  Περραιβός Χριστόφορος. Συντομος βιογραφία του λοιδίμου Ρήγα Φερραίου του Θετταλόυ. Еν Αθήναις, 1860. Σ. 51.
5.  Γ.Φινλευ. Ιστορία της Ελληνικής Επαναστασεως. Τομ.Α. Σ. 27-28.
6.  Μαμασούλα Μ. Πατροκοσμάς. Ιερουργός του λόγου και της πράξης. Αγρίνιο, 2001. Σ. 130.
7.  Σεβ. Μητροπολίτου Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου Ιεροθέου. Ο άγιος Κοσμάς ο Αιτωλός, ως ορθόδοξος φωτιστής.
8.  Μεταλληνός Γ. Παράδοση και αλλοτρίωση. Εκδόσεις Δομος. Αθήνα 2001,Σ. 107.
9.  Jearaumede la Lance. La vie d' Ali Pasha. Paris 1822, Стр.183.
10.  Φαλτάιτς Κ. Ο Αγιος Κοσμάς Αιτωλός εις το στόμα του Ηπειρώτικου λαού. Αθήναι, 1929. Σ. 19.
11.  Παράδοση και λατρεία σε ενα ελληνικό χωριό. Στην Αυρα Καλαμπάκας. Θεσσαλονίκη, 2003. Σ. 47.
12.  Там же. Σ.46.

pravoslavie.ru

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий