Жизнь и труды святого Космы Этолийского

По причине множества народа, не вмещавшегося ни в какой церкви, Косме часто приходилось проповедовать вне селений, в поле. Поэтому он имел обыкновение заранее объявлять, где хотел остановиться и говорить свою проповедь18: в том месте приготовляли и ставили большой деревянный крест, потом у его подножья ставили скамью, на которую Косма выходил и учил. По окончании же проповеди Косма брал скамью с собой, а крест оставлял на месте, во всегдашнее напоминание о своей проповеди. Там, где были поставлены эти кресты, Господь явил впоследствии множество чудес.

Кресты, оставленные Космой Этолийским, долгое время сохранялись во многих населенных пунктах. Они часто обновлялись и многие из них дожили и до наших дней. Там же, где по тем или иным причинам они не сохранились, установлены поклонные места, кроме того, многие горные деревни, в которых были установлены кресты, получили названия Ставрос, что в переводе с новогреческого означает крест.

Слушателей привлекало бескорыстие Космы, его уверенность в своей правоте. Святой посещал самые труднодоступные места, где не было не только транспорта, но и дорог, где скрывались разбойники и люди, преступившие закон. Народ отдавал должное самопожертвованию святого, который ради его просвещения отказался от всех своих личных интересов и отправился в долгий, утомительный и опасный путь по Балканскому полуострову: «и теперь, по милости Господа нашего Иисуса Христа, у меня нет ни кошелька, ни сундука, ни дома, ни другой рясы, кроме той, которая на меня надета». Таким образом он сам становился примером самоотверженной любви к ближнему, о которой рассказывал в своих поучениях, тем самым призывая соотечественников последовать его примеру: «моя работа — ваша работа, работа для нашей веры и нации».

Примечание:

1. Этолия — область в центральной материковой Греции.
2. Констас (Констант) — мирское имя Космы.
3. Хрисанф впоследствии стал известным историческим и церковным деятелем, немало сделавшим для возрождения православия в греческих землях.
4. Κούμας Κ. Ιστορίαι ανθρωπινων πράξεων. Τομ. 12. Βιεννή, 1832. Σ. 555.
5. Πετσάλη Θ. Οί μαυρόλυκοι. Αθήναι, 1948. Τομ. Β. Σ. 225.
6. Под грамматикой в то время подразумевалось, системное образование.
7.  Сигдитса, Ломботина — населенные пункты в Этолии.
8. Их применение было общепринятым в образовательной системе того времени. А вопрос о необходимости их отмены одним из первых поставил святой Косьма.
9. Евгений Вулгарис — епископ Екатеринославский и Херсонский в период с 1775 по 1779 год. Выдающийся монах и книжник, представитель традиционного (православного) направления греческой общественной мысли. Был назначен управляющим Ватопедской школой в 1753 году и преподавал в ней вплоть до 1799 года.
10. Обучение в западной Европе не могло не оказать влияния на часть греческой интеллигенции: восхищение перед «прогрессом» западной цивилизации было практически абсолютным, и, как обычно бывает в таких случаях, исчезала возможность конструктивной критики и сознательного выбора. В среде образованной интеллигенции появляется некий дух «провинциализма», который, в свою очередь, приводит к пренебрежению собственным культурным наследием и всецелой привязанности к «чужому», которое становится непререкаемо лучшим и более совершенным. На наш взгляд, такой подход и система взглядов обусловлены, прежде всего, образованием, полученным в западной Европе: возвращаясь в Грецию, вместе со знаниями, приобретенными в западноевропейских университетах, ученики привозили и новую систему ценностей. О проникновении этих идей мы находим много свидетельств в источниках: «Безбожествуют те, которые учатся во Франции и после своего возвращения вводят в безбожие и других». Анастасий Гордиос (†1729) сообщает: «Если кто из восточных едет во Францию либо для учебы, либо для торговли, когда возвращается назад, становится другим, с растлившимися либо умом, либо нравами, либо и тем и другим».
11. Серафим был вселенским патриархом в период с 1757 по 1761 годы.
12. Несмотря на то, что православные, проживавшие в венецианских владениях, не были лишены доступа к образованию, Косма Этолийский считал необходимым распространение православной традиции и образования, свободного от влияния западной идеологии. Именно этим объясняется его деятельность по основанию школ на этих территориях.
13. На трагическую ситуацию, сложившуюся в этой провинции, указывают свидетельства современников: «во многих деревнях <…> процветала такая безграмотность, что жители их узнавали о наступлении Пасхи лишь благодаря появлению красных яиц на базаре Берата». Благодаря своей настойчивости и самоотверженности проповедник смог переломить ситуацию. Он постоянно поддерживал в жителях тягу к знаниям, не оставлял вновь основанные школы, а следил за их функционированием и всеми своими силами стремился поддерживать и развивать их. В Северном Эпире проживали не только албанцы, но и значительная часть православных греков. Косма стремился укрепить их решимость сохранить православную веру. Он также укреплял единство и сплоченность населения и его решимость противостоять ассимиляции.
14. Ζαχαρόπουλος Ν. Δωροθεος Βουλησμάς. Θεσσαλονίκη, 1969.Σ.26-27.
15. Апостолов.
16. Περραιβός Χ. Συντομος βιογραφία του λοιδίμου Ρήγα Φερραίου του Θετταλόυ. Еν Αθήναις, 1860. Σ. 50-51.
17. Καισάρη Χ̣ Ο Αγιος Κοσμάς εν Ηπείρω.// Ηπειρώτικη Εστία 22 Φεθρ. 1930.
18. Рукописи с текстами проповедей Косьмы были хорошо известны еще при жизни проповедника, а после его мученической кончины их распространение приобрело невиданные масштабы. Проповеди и письма святого Косьмы были настолько популярны в народе, что зачитывались даже на службах в храмах.

Продолжение следует...

pravoslavie.ru

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий