Жизнь пророка Исайи

Пророк Исайя

Древние священные историки оставили мало сведений о личной, не общественной, жизни пророка Исайи. Из книги самого пророка известно, что он был сын Амóца. Личность его отца, Амоца, остается вполне неизвестной. Апокрифическое сочинение «Восхождение Исайи» отождествляло отца Исайи с еврейским пророком Амосом1. Того же мнения придерживался Климент Александрийский. Но учители церкви, знакомые с еврейским текстом Библии, отвергали это мнение2. Талмудисты присваивали Амоцу и Исайе царское происхождение и первого считали братом царя Амасии3. Родство Исайи с царским домом, по мнению некоторых ученых (не вполне справедливому), объясняется близость пророка к царям Ахазу и Езекии4. Большинство современных богословов, в связи отсутствием точных исторических сведений, воздерживаются от определения личности Амоца.

Как неизвестно звание отца пророка Исайи, также остается неизвестной жизнь пророка до призвания его на пророческое служение. О ней не сохранилось иудейских преданий. На основании «медицинских познаний Исайи»5 многие богословы полагают, что пророк получил воспитание в пророческой школе, где, будто, преподавалась медицина. История не подтверждает ни обучения Исайи в пророческой школе, ни тем более медицинского характера преподавания в пророческих школах. Неизвестным остается даже общее количество лет жизни пророка до его призвания6. Исторически известно только, что пророк Исайя был призван Господом к своему великому служению в год смерти иудейского царя Озии7, который, по общему мнению, выпадает на 758 год до н.э. Пророческое служение Исайи, по свидетельству его книги, было современно правлению иудейских царей: Озии, Иоафаму, Ахазу и Езекии (приблизительно с 758 по 698 гг до н.э.)8.

За время общественного служения Исайи также мало сохранилось сведений о его частной личной жизни. Несомненно, он вел семейную жизнь: имел жену и детей (Ис 7:3; 8:3) и жил в Иерусалиме9. Подобно другим пророкам, Исайя имел у себя учеников. Вокруг него собиралась, вероятно, пророческая школа (8:16; 50:4). Живя вне царского дворца10, Исайя был близко знаком с жизнью двора. Он составил жизнеописание царей Озии и Езекии и вел летопись иудейских и израильских царей11. Он часто приходил к Ахазу и Езекии и, может быть, был воспитателем последнего. Во всяком случае, он был постоянным советником царя Езекии. Благодаря своему постоянному участию в общественной и даже придворной жизни, Исайя должен был носить обыкновенную мирскую одежду. Исключения делались только по божественному повелению12. Вот только какие сведения о домашней жизни пророка Исайи можно приобрести из библейских книг. В этом недостатке сведений виден взгляд библейских историков на значение домашней жизни для служения Исайи. Священные историки и сам пророк Исайя думали, что его великое служение нисколько не зависело от его частной жизни. Сам Исайя смотрел на домашнюю жизнь, как на пособие к общественному служению: «Вот я и дети, которых дал мне Господь. Мы знаки и знамения Израилю»13. Каково же было общественное служение Исайи?

Содержание пророческих речей, сохранившихся в книге пророка Исайи, заставляет думать, что свое общественное пророческое служение Исайя начал вскоре после своего призвания к этому служению. По крайней мере, если не при Озии, то при Иоафаме произнесены Исайей обличительные речи, находящиеся в 2-3 главах его книги. Но кроме этих речей, не осталось положительных сведений о деятельности пророка Исайи при Иоафаме. Пророк Исайя подробнее описывает свою деятельность во время правления Ахаза. Во время Сирийско-израильского нашествия, в первый год правления Ахаза (739 год до н. э.), пророк Исайя получил от Господа повеление идти со своим сыном на дорогу «к полю Белильщика — там, где начинается водоток Верхнего пруда», возле Иерусалима, и подкрепить малодушного царя. Пророк Исайя предсказал здесь Ахазу, что Сирийско-израильское нашествие не опасно для Иудеи и царского дома. Пророк сравнивал Сирийское и Израильское царства с обуглившимися безвредными головнями. Ахаза и царский дома Давидов Исайя утешал пророчеством об Эммануиле. Но в тоже время Исайя угрожал Ахазу и Иудеям их тогдашними союзниками — Ассирийцами. В уверение царя и народа в исполнении пророчества, Исайя дал символические имена своим детям. Одного сына он назвал «Магéр-Шалáл-Хаш-Баз»14, предсказывая грозное ассирийское нашествие. Другого сына назвал «Шеáр-Яшýв»15 предсказывая спасение малого остатка иудейского народа и обращение его к Богу.

Знайте же, народы, и трепещите,
внемлите, дальние страны!
Готовьтесь к бою, трепещите,
готовьтесь к бою, трепещите!
Совещайтесь, но рухнут замыслы ваши,
сговаривайтесь — ничего не выйдет,
ибо с нами Бог!16

Вам скажут: «Обратитесь за советом к духам, к умершим, — к тем, кто шепчет и бормочет. Ведь всякий народ вопрошает своих богов — ради живых просит у мертвых наставления и свидетельства». Вам непременно так скажут. Но в таких словах нет силы17.

При приемнике Ахаза, Езекии, пророк Исайя также принимал важное участие в общественной жизни иудейского народа. В начале правления Езекии18 пророк Исайя открыто восставал против задуманного им союза с Египтом. По мнению пророка, Египет мог принести Иудеям не пользу и помощь, но стыд и бесчестие — он должен навлечь гнев Ассирии на Иудею.

— Горе сынам непокорным!
— говорит ГОСПОДЬ. —
Они исполняют замыслы, которые — не от Меня,
заключают союзы, не внушенные духом Моим.
Так они прибавляют грех ко греху!
Идут они в Египет,
не спросив у Меня совета:
под защитой фараона хотят укрыться,
убежище найти под сенью Египта.
От такой защиты им будет лишь позор,
от такого убежища — только срам!
Вельможи уже прибыли в Тáнис,
посланцы уже в Ханéсе.
Но все они посрамлены будут,
ибо этот народ не сможет помочь им,
ни помочь, ни поддержать не сможет;
их ждет лишь позор и бесчестье!19

Вместо подобных союзов, пророк советовал иудеям подкрепить себя верой и надеждой на ЯХВЕ — творца Израиля.

Но вы не обратили взор свой к Тому, кто предрешил все это, не устремили взгляд к Тому, кто задумал это еще в давние времена!20

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий