Архивы рубрики ‘История’

Историческая правда и украинофильская пропаганда

Kн. A. M. Волконский 1. Слово “Украйна” Русское слово «украйна» (польское ucraina) означает «пограничная земля» (по-итальянски paese di confine); русское прилагательное «ucrainij» означает «то, что лежит у края, близ грани» (presso il bordo: presso — у, bordo — край). Очень знаменательно это значение слова, ибо ясно: то, что именуется Украиной, не есть нечто самостоятельное; такое [...]

Историческая правда и украинофильская пропаганда

Kн. A. M. Волконский Князь А. Волконский является одним из крупнейших знатоков “украинского сепаратизма” и в то же время сторонником общерусского единства, т.е. объединения малороссов, белорусов и великороссов. В книге, написанной еще в 1920 году, он излагает особенности “украинофильской” пропаганды, помогая понять происхождение нынешней смуты в Украине. В книге содержатся ответы на вопросы: откуда появились [...]

Почему ректор Киево-Могилянской академии не знал о существовании украинцев

Насколько можно судить о существовании украинского народа и степени его отдельности от народа русского? В поиске ответов на эти вопросы может помочь учебник истории — особенно, если он написан киевлянином.

Патриарх Тихон и Константинопольская патриархия: к вопросу о причинах фактического разрыва отношений

Возникшие в греческой среде после поражения Турции в Первой мировой войне планы по превращению Константинополя в «реальный всеправославный центр» и подчинению ему остальных Поместных Церквей привели к развитию беспрецедентной экспансии Вселенской Патриархии в мировом масштабе, причем преимущественно за счет захвата епархий и приходов Русской Церкви. В целях превратить свое первенство чести в православном мире в первенство власти Константинополь [...]

Как попрошайничали в царской России

Что должен был первым делом делать любой благочестивый московский или питерский христианин году эдак в 1900-м, если он пришел на воскресную службу в церковь? Перекреститься? Поклониться иконам? Или настоятелю?

О соотношении «Новгородской» и «Ладожской» версий сказания о призвании варягов в начальном русском летописании

I. «Новгородско-ладожская» альтернатива начального летописания и варианты её решения в историографии В летописях, наиболее авторитетных с точки зрения отражения в них начальных этапов русского летописания, Сказание о призвании варягов содержит существенное разночтение: если в том, что Трувор сел в Изборске, а Синеус стал князем белоозерским они едины, то в вопросе определения города, в котором вокняжился [...]

Доклад «Вселенская Церковь в православной традиции»

В докладе предложен анализ традиции употребления слова «вселенский», входящего в титул Константинопольского патриарха. Как показал докладчик, тексты источников свидетельствуют, что как во времена апостолов, так и в святоотеческую эпоху понимание данного термина было совершенно иным, чем это пытаются представить в наши дни. Под «вселенной» (ойкуменой) понималась Римская империя, а понятие «вселенский» обозначало «общегосударственный». Более того, [...]

К истории перехода Киевской Митрополии из юрисдикции Константинопольского Патриархата в состав Русской Православной Церкви

От редакции  История перехода Киевской митрополии из юрисдикции Константинопольского Патриархата в состав Русской Православной Церкви в 1686 году ныне вызывает особый общественный интерес, во многом обусловленный церковно-политическими событиями последних лет.

Александр Зиновьев о Западе и Горбачёве

Андрей СЕДОВ В марте 1990 года культовая передача «Апокриф» французского телеканала «Антенн-2» провела дебаты Бориса Ельцина, в тот момент опального политика, ставшего главным оппозиционером Советского Союза, и Александра Зиновьева, писателя-философа, высланного из СССР в 1978 году и только что выпустившего книгу «Катастройка» — острую сатиру на горбачевскую перестройку.

О национальной гордости малорусов

Село Чернещина Характеристика малороссов (малорусов) в российских описаниях позапрошлого века всегда помещалась в разделе «отраслей» — так именовались восточнославянские группы большого русского народа. «Как все земледельческие народы, малоросс нрава доброго и тихого, он сильно привязан к своей прекрасной родине, любит оседлую жизнь, свою благодатную землю... и гордится положением земледельца»1. А еще жители Украины незнакомы с алчностью, [...]