Деяния Неаполитанских епископов (Продолжение)

GESTA EPISCOPORUM NEAPOLITANORUM

Вторая часть деяний, составленная Иоанном Диаконом.

Неаполь.Базилика Сан-Франческо ди Паола

41. Павел епископ. Он занимал кафедру четыре года, два месяца и шесть дней. (Ок. 762 г.)

Было же это во времена папы Павла. Он, когда нес диаконское служение в Неаполитанской церкви, часто ходил послом в город Рим, где вышеупомянутый папа, в то время также украшенный диаконским достоинством 10, заключал своего друга в объятия небесной любви.

Тот же со своей стороны начинал дружеские беседы, и сказал любезно неаполитанский левит: «Да управит Всемогущий так, чтобы я тебя увидел на апостольской кафедре». А в ответ на это предсказание папа промолвил: «А я тебя — епископом». Чего же более? После того, как через краткое время умер господин апостольский папа Стефан, диакон Павел был избран на предсказанную ему должность. И точно так же, немного времени спустя после того, как достопочтенный епископ Кальв почил в Боге, и Павел получил неаполитанскую кафедру. Но вследствие ужасной смуты по поводу икон, которая случилась между апостольской властью и отвратительнейшим безумием императора Константина Каваллина, неаполитанцы были отлучены на девять месяцев, в течение которых он не мог быть рукоположен, поскольку партенопейский 11 народ желал власти греков. Однако же Павел, желая поведать об этих делах папе, своему другу, и получить его поддержку, тайно отправился в Рим. Там он немедленно был в епископы и отправлен в Неаполь, но вследствие того, что его сограждане были связаны с греками, они не хотели его принять. Составив заговор, они выслали его в церковь святого мученика Христова Януария, находившуюся недалеко от города. В ней он мужественно прожил в течение двух лет и построил там многие сооружения, в том числе трапезную 12, которая находится справа от входа. Ясное дело, весь клир и весь народ согласно канонам повиновались ему как пастырю, и он удерживал все церковное имущество и распоряжался им без какого бы то ни было препятствия. Он также соорудил там мраморный источник крещения, в котором он в последующие пасхальные дни все приходящие крестили своих сыновей. Между тем, первые лица города Неаполя, видя, что столь выдающийся город обессилел без такового первосвященника, единомысленно и единогласно вернули Павла в его город и ввели в должность епископа. И там, по прошествии двух лет, он упокоился в Господе. В воскресный день святой Пасхи по окончании торжественной мессы он принял лобзание от всех клириков и, ободрив весь народ, ушел и дух его отправился на небеса. И весь клир и весь народ 13 разного пола и возраста вместе с крещенными в ту же ночь мальчиками прошли с похоронной процессией и пронесли его останки вплоть до базилики святого Януария и погребли его тело в портике перед церковью святого Стефана. А было это в сорок восьмой год императора Константина Каваллина и в пятнадцатый год его сына императора Льва, в течение индикта... (766/67 г.).

42. Стефан епископ занимал кафедру тридцать три года, пять месяцев и двадцать семь дней. В тот самый год, когда умер епископ Павел, по причине Божьего гнева свирепствовала в Неаполе моровая язва, называемая медиками бубонной чумой, так что за гибелью отца следовала смерть сыновей и редко кому удавалось пережить своих родных для того, чтобы похоронить их; тогда же окончили жизнь все клирики этой епископии. И вследствие этого все неаполитанцы, придя к вышеназванному начальнику, весьма сильно упрашивали его, чтобы он стал заботливым пастырем святой церкви. И он не отвергнул их просьб и отправился еще будучи мирянином и консулом к Римской кафедре. Ибо он правил партенопейским дукатом в достойном похвалы спокойствии в течение двенадцати лет. Когда же апостольский папа господин Стефан увидел в этом муже благоговение всего народа, то он постриг его в тонзуру и рукоположил в епископы после регулярного продвижения в священных степенях. И тут же епископ Стефан был отпущен папой с благословением и вернулся в свой город. В нем он был принят с почестями и так старательно начал преуспевать в божественных делах, как будто он был им научен сызмальства. А жена его умерла от старости еще тогда, когда он был консулом. Он послал в Рим трех клириков, которые, превосходно наученные в певческой школе и приученные ко всему священному римскому обряду, вернулись потом в родные края. Одного из них — Льва по прозвищу Маурунта — он посвятил в кардиналы-пресвитеры, а остальных клириков определил левитами в монастырь святого благословенного левита Павла. Один из них по имени Иоанн, который был впоследствии посвящен в диакона, весьма прославился своей ученостью. Как именно? Если бы я захотел описать все, что он совершил в той священной епископии, этого было бы мало читающим и мы были бы сочтены бездарными. Но все же скромно передадим хоть что-то, храня в памяти драгоценное сочетание и великие труды. Он сделал для украшения святой церкви золотой крест удивительно искусной работы, который называется спанокласт 14 или антипентон. С неменьшим искусством он сделал три золотые чаши и золотой дискос, который по кругу и в середине он украсил самоцветами. Он также искусно сделал из золота двухчастную подставку, на которой читаются по праздникам Евангелия. Сделал он и изящные завесы святого алтаря, которые старательно украсил золотом и самоцветами, написав на всех свое имя. И еще построил он внутри епископии огромную апсиду и две высокие островерхие башни, под которыми построил дивно изукрашенную церковь святого Петра. Перед ее входом он шесть Соборов святых отцов и сложил из кирпича необыкновенной величины открытую галерею 15. И еще создал он с прочими людьми многие вещи, необходимые в быту для клириков. В самом городе он построил три монастыря, которые он назвал в честь святых мучеников Феста и Панталеона и святого исповедника Гаудиоса. Туда были принесены большие пожертвования и в них он устроил женские монастыри для дев под руководством аббатиссы. А также он прибавил к монастырю святого Гаудиоса базилику святого Фортуната, в которую тело этого мученика было перенесено из церкви Патр 16, где он прежде хотел быть похороненным и водворил с большими почестями тело исповедника. После этого церковь Спасителя, которая по имени своего создателя называется Стефаниа, была по Божьему суду (о чем я говорю с плачем) сожжена огнем. Ведь было в обычае, чтобы длинные освященные свечи, зажженные ради чести Господнего воскресения, не гасились с начала благословения вплоть до торжественного совершения месс следующего дня. Ночью же, когда во время этого празднества был по обыкновению отправлен зажигатель свеч, все были спокойны и никто не ожидал беды, огонь перекинулся на паутину, а потом — на потолок самой церкви, после чего сполохи пламени охватили все здание. Тогда упомянутый выше первосвященник не мог утешиться, будучи поражен великой скорбью. Но Всемогущий, Который низводит к адским мукам и возводит, Который после слез и плача вселяет радость, по Своей невыразимой святости положил радость в грустное сердце этого отца. И при содействии и усердных трудах всего народа он возобновил эту церковь, описанную финикийским стихотворным размером. В ней он облек киворий серебряными украшениями в виде павлина и украсил амвоны тем же металлом. И он водворил туда тела святых Евтихета и Акутия, после того как многие земли и чужестранцы принесли пожертвования.

43. В его времена Константин Каваллин, побуждаемый дьявольской гордыней, пытался придти в Рим для того, чтобы господствовать там, но претерпел жестокую смерть и лишился и жизни, и царства, рыдая и вопя, ведь он понимал, что заслужил вечные адские муки. (768 г.)

И в то же время апостольский папа господин Стефан Младший из-за нападения на апостольскую кафедру короля лангобардов Дезидерия, отправился к благочестивому императору франков Карлу и был принят им с величайшими почестями. И сколько бы ни пытался Дезидерий причинить вред привилегиям Римской кафедры, Карл подтвердил и расширил ее полномочия. Карл предупредил Дезидерия об этом и поставил это ему на вид. (773 г.) Но тот, отвергнув ее с яростной дерзостью, продолжал свои дурные начинания. Из-за этого впоследствии он, потеряв царство, окончил жизнь в изгнании.

44. При его правлении Арекий, князь Беневенто среди многого прочего пожертвовал в церковь святого Януария своим распоряжением место, называемое Планурия со всем имуществом и соорудил сень поверх алтаря этой церкви.

45. В те дни Иоанн по прозвищу Ниустетий был рукоположен своими сообщниками еретиками в патриархи, вновь обратившись к небесам, вернулся к святой Матери-Церкви. Он со многими слезами и вздохами исповедался в своих заблуждениях и ушел из жизни.

В то же время при августе Константине, сыне Льва, его матери Ирине, апостольском папе Адриане собрался в Никее Собор из многих епископов. (787 г.) На нем в присутствии римских апокрисиариев 17, в председательствовании указанных выше императоров с патриархом Тарасием епископы твердо установили Предание Соборов, чтобы святые иконы достойно почитались с благоговением, как и прежде, и анафематстовавали Анастасия и Константина, ересиархов того бесчестия. Было же это во времена апостольских пап Стефана и Адриана. Адриан на семидесятом году жизни мирно ушел из мира. Он был погребен в монастыре святого Януария внутри апсиды церкви святого первомученика Стефана в восьмой индикт. (799-800 гг.)

Страницы: 1 2 3 4 5

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий