Афонские беседы. Часть 2

Святая Гора Афон

Иосиф Ватопедский

Очерк по истории Афона

Афон.... Произнеся это слово невольно хочется сделать паузу, чтобы хоть на мгновение почувствовать, что за ним стоит. Кажется, это закрытый ларец с драгоценностями, познать который не всякому дано.

Лишь побывав на этой святой земле, начинаешь чувствовать и осознавать, что это такое. И побывав только раз, хочется вернуться сюда снова и снова, хотя бы на день или неделю, на месяц или год, а может быть и навсегда...

Конечно же Афон – не сказка и не райский уголок. Это место повседневного труда: и физического, и духовного; место непрестанного внутреннего подвига монашествующих; место слез и молитвы за весь мир, за нас грешных.

Но все же, по милости Божией, оказавшийся на Афоне впервые, обильно впитывает в себя изобилующую здесь благодать. И ни какие острые углы и вопросы в истории Святой Горы не могут замутить этого первого впечатления.

Вот как описывает Павел Троицкий в своей книге «Русские на Афоне» подобное состояние:

«<...> Корабль подплывает к арсане (пристани – прим. ред.), и через минуту нога паломника ступает на афонскую землю. Трудно представить себе, что каких-нибудь 40 минут назад ты был в курортном городишке, где тянется нескончаемая служба человеческой плоти, своеобразная «всенощная» без начала и конца, где на одну туристическую душу приходится несколько столиков в ресторанах и несколько номеров в гостиницах. А теперь представьте себе, что тот же паломник, отдохнув немного на архондарике, вкусив трехсоставного традиционного афонского угощения из ракийки, холодной воды и лукума, прикладывается к величайшим святыням: к частице Животворящего Креста Господня, к святым чудотворным иконам, к благоухающим мощам святых. Представьте себе такого паломника. У него голова идет кругом, ему кажется, что он попал в другой мир, на небо. <...> Представьте себе тихий уединенный монастырь, тишину храма, где нет ни прихожан, ставящих свечки, ни убирающих храм служительниц, ни даже священнослужителей, только мы, отец диакон и благоухающие мощи святых, к которым мы прикладываемся безо всяких преград в виде стекол или закрытых рак. <...> Какой бы ты ни был человек, пусть даже самый грешный, но если в тебе теплится вера, ты почувствуешь, что неведомая сила подхватила тебя, и начался новый отсчет времени»1.

Однако, остановимся на мгновение от нахлынувших впечатлений и вспомним хотя бы короткой строкой дохристианскую историю будущей Святой Горы.

Монастыри святой Горы Афон

Афон является восточным ответвлением полуострова Халкидики и омывается водами Эгейского моря. Он имеет длину 60 км, ширину от 8 до 12 км и занимает площадь в 360 кв. км. Горный хребет полуострова, имея у перешейка, которым он соединяется с Македонией, незначительную высоту, далее постепенно поднимается вверх, и у моря заканчивается возвышенностью, высота которой достигает 2033 м. Это и есть гора Афон, давшая название всему полуострову.

О названии и истории полуострова имеется много мифов и преданий. Афон – слово догреческого происхождения, согласно теогоническому мифу – имя одного из фракийских гигантов. Во время борьбы с богами Афон бросил из Фракии на Посейдона огромную скалу, однако, промахнулся и каменная глыба упала именно на то место, где сегодня находится гора Афон. Другая версия этого мифа повествует о том, что Посейдон, победив восставшего гиганта по имени Афон, похоронил его под высокой скалой. И, наконец, еще по одной версии, Афоном звали сына Посейдона.

Первыми жителями Афона были фракийцы и пеласги с острова Лимнос, а позднее – переселенцы из Халкиды.

Сохранившиеся развалины свидетельствуют о том, что на территории полуострова некогда стояли города, среди которых упоминаются Сани, Урануполи, Палеорио, Фиссон, Клеонес, Акрофон (Аполония), Харадрия, Олофикс и Дион.

Все эти древние города рождались, развивались и умирали, а самой земле Афонской еще предстояло обрести новую жизнь после пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Так получилось, что Сама Пречистая Матерь Его избрала эту землю Своим уделом на веки.

Согласно преданию, когда апостолы решали по жребию, где кому проповедовать Евангелие, Богородица попросила позволить Ей тоже принять участие, чтобы не остаться в стороне от проповеди. По жребию Ей выпала земля Иберия в Малой Азии. Когда Пресвятая Богородица готовилась к отправиться в Иберию, появился Архангел Гавриил со словами: «Иисус Христос, родившийся от Тебя, велит Тебе не оставлять Иудейскую землю и Иерусалим. Место же, Тебе предназначенное, не Иберия, а полуостров Македонии – Афон...»

Как только Владычица мира прибыла на Афон, послышался гул от всех идолов, находившихся на полуострове. Этот гул, как крик, взывал:

«Мужи, потомки Аполлона, идите в бухту Климента, встречайте Мать Великого Бога – Марию». Местные жители с большим почтением встретили Богородицу, Иоанна Богослова и иже с ними.

святая Дева, увидев место, которое Ей досталось, произнесла следующие слова: «Сын Мой, Бог Мой, благослови место сие и жребий Мой и излей милость на него, и храни невредимым его до скончания века сего».

Потом, благословив народ, сказала: «Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога Моего. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь Небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века. Я же буду заступница места сего и о нем Ходатаица пред Богом»2.

Хотя точная дата распространения монашества на Афоне неизвестна, думается, что первые отшельники поселялись здесь еще задолго до VII века, когда встречаются первые упоминания в летописных источниках о пришествии на Святую Гору аскетов Востока и Египта, преследуемых арабами.

Официально Афон провозглашается местом монашества в 885 году Золотой Буллой императора Василия I.

Основателем же общежительного монашества на Афоне считается святой Афанасий из Трапезунда, который с помощью императора Никифора Фока (963 – 969 гг. н.э.) основал монастырь Великой Лавры (962 -63 гг.) – первый монастырь, появившийся на Афоне.

Через несколько лет, в 972 году был издан первый Устав, по которому регулировались организация и управление делами на Святой Горе и который, поскольку был написан на козлиной коже («трагос»), назывался «Трагос». Документ был подписан императором Иоанном Цимиски. По этому уставу Афон был признан независимым монашеским государством.

До 1313 года Афон не имел над собой высшего церковного руководства (епископа) и подчинялся лишь административно византийскому императору. И в таком отступлении от канонов не было ничего зазорного, ибо Святая Гора – удел Божией Матери и Сама Владычица мира была и есть здесь Игумения.

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий