Армия и православная церковь при освоении Амурского края. 1853—1884 гг

Дмитриев Николай Владимирович
соискатель кафедры религиоведения
Амурского государственного университета. Благовещенск

Неизвестный художник. Портрет Великого князя Константина Николаевича. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Неизвестный художник. Портрет Великого князя Константина Николаевича.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

В январе 1849 г. Российское государство официально приступило к освоению реки Амур и прилегающих территорий. Всей деятельностью руководил Особый комитет при императоре; комитет впоследствии и определял политику по отношению к Амурскому краю1.

Главными двигателями амурского дела явились великий князь Константин Николаевич и управляющий Азиатским департаментом МИД Е. П. Ковалевский2. Естественно, понадобились и патриоты-исполнители на местах, которых и выдвинуло время — генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев и его соратники и подчиненные.

В соответствии с решениями Комитета вблизи устья Амура на одном из островов залива Счастья Охотского моря 29 июня 1850 г. было основано Петровское зимовье. После проведения разведывательно-рекогносцировочных мероприятий «Амурской экспедицией» под командованием капитана I ранга Г. И. Невельского стало возможным выставить на берегах нижнего Амура и на побережье Татарского пролива военные посты. 6 августа 1850 г. в 35 верстах от устья на левом берегу реки был выставлен Николаевский пост, в 1853 г., 1 августа, в Императорской (ныне Советской) гавани — Константиновский, 5 августа, в заливе де Кастри — Александровский, 7 августа, при входе в озеро Кизи — Мариинский и 30 августа и 1 сентября — два поста на острове Сахалин3.

 

11 января 1854 г. Николай I повелел доставить летом того же года сплавом в низовья Амура войско, причем следовало избегать боевых действий, в распоряжение генерал-губернатора Восточной Сибири для нужд освоения «вновь приобретенной земли» были представлены денежные средства. Также царь утвердил решение Синода о взятии территорий Амурского края, вошедших в состав Российской империи, в состав Камчатской епархии. В соответствии с этим решением епархия начала деятельность на российском Дальнем Востоке в полном объеме: развернула миссионерскую работу, строительство храмов. Кроме этого, служители епархии участвовали в хозяйственном и культурном освоении региона4.

В 1854 г. началось заселение и освоение дальневосточного юга России, в чем непосредственное участие принимали и войска. Это были воинские формирования Забайкальского казачьего войска и подразделения регулярной армии из состава Восточного Сибирского военного округа, привлекавшиеся в основном для строительства поселений, дорог и их охраны. К исходу летней навигации 1857 г. в низовьях Амура было сосредоточено свыше 5000 военнослужащих, в большинстве своем православных5.

Первыми в Приамурье были военнослужащие 13, 14 и 15-го Сибирских линейных батальонов из состава 3-й бригады 24-й пехотной дивизии6, размещение которых проводилось на необжитой территории, в окружении местных племен, «не ведавших учения христова». Эти батальоны и были основной силой, утверждавшей власть России над новыми владениями. Одной из важных задач местной администрации являлось укрепление православной веры в армейской среде, а также и распространение ее среди инородцев.

Начали с возведения церквей в создаваемых поселениях, причем церкви строились как на деньги из военного капитала, образованного при генерал-губернаторе, так и на пожертвования. Позднее, в 1894 г., в стране был создан специальный фонд добровольных пожертвований имени Александра III, который также занимался финансированием строительства храмовых сооружений, в том числе и на Дальнем Востоке7.

Понимая важность для православного человека наличия места, где можно помолиться, власть военно-административная, способствовала духовно-религиозному воспитанию прибывающего населения. Например, офицер для особых поручений при генерал-губернаторе военный инженер сотник В. К. Кукель 2-ой отвечал, кроме прочего, и за строительство церквей и часовен в новообразованных населенных пунктах. В числе первых храмовые сооружения были возведены в военном посту Мариинское и городе Софийске (ныне — село Софийское) на нижнем Амуре, на берегу залива де Кастри, в Усть-Зейском посту (позднее — город Благовещенск) и казачьих станицах Иннокентьевская (ныне — село Архаринского района Амурской области), Албазинская, Кумарская (не сохранилась), Екатерино-Никольское и Михайло-Семеновское (ныне — районный центр Ленинское, ЕАО)8.

Вид на Амуре (г. Айгунь) Вид на Амуре (г. Айгунь)

Что представляли собой эти сооружения, как, кем и за чей счет они строились? В будущем Благовещенске, например, летом 1857 г. солдатами линейного батальона под непосредственным руководством священника Камчатской епархии протоиерея Александра Сизого была построена часовня, где разместили походную церковь. Каркас ее возведен из бревен плота, собранного на берегу реки Шилки, на котором приплыла к устью Зеи годом ранее группа военных под командой сотника Травина для выставления поста. Здание со временем достраивалось и 5 июня 1860 г. архиепископом Иннокентием была освящена церковь, получившая название Свято-Никольской (впоследствии покровительство над ней взял Николай II). Здание простояло большой срок, правда, с февраля 1930 г. его использовали уже не как храмовое сооружение, а в 1980 г. раскатали по бревнышку, часть из которых ныне хранится в Амурском областном краеведческом музее имени Г. С. Новикова-Даурского9. В 1857 г. в станице Иннокентьевской "по распоряжению военного начальства прибывшие казаки наряду с постройкой своих бараков или землянок возвели и часовню, а в конце 1858 г. из доставленного рекою соснового леса заложили и церковь, окончена постройка которой в 1861 г... Строена она солдатами на средства казны под присмотром архитектора Крыгина"10.

Благовещенск

27 июля 1858 г. Иннокентием, архиепископом Камчатским, было совершено освящение соборной церкви Николая Чудотворца, «строенной на казенные деньги» в Николаевске, ставшим с конца 1856 г. административным центром образованной Приморской области ". Справедливости ради надо иметь в виду, что к тому времени в Николаевске уже имелась госпитальная церковь, начало которой идет от походной церкви фрегата «Паллада». Она была снята с корабля перед затоплением в бухте Константиновской осенью 1854 г., перевезена в Николаевский военный пост и размещена в одном из помещений новой казармы, построенной чинами Амурской экспедиции в зиму на 1855 год. В этой же казарме находился и лазарет12.

Таким образом, первая православная церковь для военных на Дальнем Востоке находилась в казарме лазарета Николаевского военного поста, и основа ее — корабельная церковь фрегата «Паллада». При этом в зимовье Петровском в заливе Счастья по распоряжению Невельского к исходу сентября 1853 г. был построен отдельный флигель "для помещения на зиму священника с походной церковью"13.

Первым православным храмом на нижнем Амуре, была церковь в Мариинском посту, освятил которую в присутствии Муравьева архиепископ Иннокентий (Вениаминов) 22 июня 1858 года14. В том же году в военном посту Хабаровке солдаты 13-го Сибирского батальона под командованием Я. В. Дьяченко срубили деревянную часовню Св. Марии Магдалины. Часовня эта была или заложена 3 августа или уже освящена, так как память святой отмечается именно 3 августа. Службы в ней проходили 10 — 12 лет, а в 1879 г. за ветхостью часовня была разобрана. Военный топограф капитан Гамов в 1864 г. свидетельствовал о «небольшом, но изящном здании церкви божией, с зеленой крышей, встроенном в груду каменного холма» вблизи солдатской казармы15. Годом ранее, 6 августа 1863 г., офицер штаба войск Восточной Сибири П. А. Кропоткин увидел «...почерневшую церковь...», правда, в тот день шел дождь и был ветер16.

Страницы: 1 2

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий