Архипастырские послания и письма епископа Гомельского Тихона (Шарапова) из заключения и ссылки (июль 1925 – август 1926 г.)

9. Послание Гомельской пастве от 6–9/19–22 марта 1927 г.

6–9/19–22 марта 1927 года в мусульманском

граде Чимбае, во изгнании.

Божией Милостию

и

Благословением Святейшего Московского Патриаршего Престола

Смиренный Тихон, Епископ Гомельский.

Братьям – Сопастырям и Пастве Гомельской, мир!

 Два года тому назад, в эти священные и незабываемые дни, в Богоспасаемом Великом Патриаршем граде Москве, совершилось наречение и хиротония Нашего Смирения во Епископа Гомельского.

Промышлением Божиим наречение состоялось 6 марта, в день обретения Св. Царицей Еленой Креста Господня и Честных гвоздей, а хиротония в Крестопоклонное воскресенье, в день страдания сорока мучеников Севастийских.

Хиротонисавший нас Святейший Патриарх Тихон, вручая нам Архипастырский жезл, отметил это замечательное совпадение, предрекая, что Архиерейское служение наше будет протекать как крестное и мученическое.

Эти слова сказаны Святейшим за 16 дней до кончины, а в канун сорокового дня по Его преставлении мы лишены свободы.

Прошло два года.

Пятнадцать тюрем, десять этапов, три изгнания.

Благодарим Господа, даровавшего нам великое счастье быть по Слову Его поносимыми, разлученными, изгнанными.

Молимся: Господи, всех нас прости, ибо часто мы не ведаем, что творим. Твой мир и Твою любовь даждь нам. Порази и исцели, низложи и подыми народ Твой. Если нужны ему очистительные скорби, – буди воля Твоя! Мы же предпочитаем страдать с народом Божиим паче, нежели царствовать с Египтом. Боговидец Моисей и блаженный Павел Первоверховный Апостол воодушевляют нас к сему.

И вот в такие знаменательные дни и с таким настроением обращаюсь к Тебе, возлюбленная Гомельская Паства, призывая и Тебя к подвигу благодарения. О всем благодарите! Слава Богу за всё!

Епархия Гомельская ныне если не единственная, то одна из очень немногих, – хранящих непрерывную связь с своим каноническим Архипастырем. Гомель – едва ли не единственный кафедральный град, где Досточтимое Пресвитерство доселе охраняет Горний престол своего Архиерея неприкосновенным от волков, губящих Христово стадо. Гомельщина одна из немногих епархий, организованных по Благочиниям. В ней немного успеха имел сатана, и враги Божии – обновленцы здесь не восторжествовали.

Духовенство, сбитое по первоначалу с толку и путем обмана, запугиванья и насилий увлеченное в духовный плен обновленцами, скоро оправилось и «в себя пришед» восстановило утерянную было связь с законным Предстоятелем Российской Церкви Святейшим Патриархом Тихоном, который и воспринял уклонившихся в едино-спасающее лоно Матери Церкви.

Нашему смирению, по прибытии на Гомельскую кафедру, оставалось лишь по заповеди Св. Патриарха закончить начатое и примирить пасомых с пастырями.

История Церкви знает подобные примеры.

Нам известно, что родитель Св. Григория Богослова, святой епископ Назианза Григорий, точно так же, как и Гомельское духовенство, будучи увлечен обманом, подписал подсунутый ему коварный полуарианский символ (как теперь говорят: подписал обновленческую анкету), чем и вызвал временное негодование Паствы. Св. Григорий Богослов примирил своего старика-отца с Паствою, а факт подписания Григорием арианской анкеты не помешал ему угодить Господу, быть причисленным к лику святых, и память его теперь свято чтится Вселенскою Церковью 1-го января.

Было подобное и в Гомельщине. Гомельский священник (ныне протоиерей) Левашов, состоя соборным и Преображенским священником, неоднократно служил в одном храме с подписавшими анкету, в каковом грехе о. Левашов никогда и не пред кем публичнаго церковнаго покаяния не приносил, но мы не считаем его лишённым благодати, ибо то было с его стороны невольным грехом, грехом неведения, наивным грехом было со стороны прочих пастырей и подписание анкеты. То было время когда, по слову Псалмопевца, «вси уклонишися, вкупе неключими быша». Даже некоторые Архиереи, как, например, М. Сергий31 и Еп. Варлаам32, не сразу поняли в чём дело с обновленческим движением.

Да и только ли в истории Церкви подобные примеры? В Св. Евангелии записано о позорном, троекратном с клятвою отречении Петровом и там же написано, как Христос, по Своём Воскресении, трижды сказал сему падшему Петру: «паси овцы моя, паси агнцы моя». И сего Петра соделал Господь своим Первоверховным Апостолом, а не Иоанна, оставшагося неизменно верным, Петру, отпадавшему Петру, вручены ключи Царства Небеснаго. Впрочем из Евангелия известно, что в момент опасности все Ученики от страха разбежались и Его Единаго оставили.

Всё это промыслительно случилось для того, дабы падшие, подобно Ап. Петру или Св. Григорию, не отчаявались, а устоявшие не гордились бы подобно Велехвальному Фарисею или тем еретикам-кафарам, которые, следуя за своим вождем пресвитером Новатом, ложно учили, что для падших во время гонения нет покаяния. Св. Церковь в своих постановлениях строго порицает эту ересь так называемых «чистых», как ересь более злую, нежели обновленчество, ибо она ведет своих последователей к сатанинской гордости, т.е. к вечной безнадежной погибели вкупе с возгордившимся Денницей. Посему и Мы строго порицаем тех, кто подобно упомянутым древним еретикам, говорит, будто не следует исповедаться и причащаться у покаявшихся священников, а следует ходить только к устоявшим, например: в Шерстин33 или на кладбище34.

Мы весьма похваляем устоявших священников и наградили их за стойкость протоиерейством и драгоценными крестами, но если бы, паче чаяния, кто-либо из них стал говорить что-либо подобное, тот, по священным канонам Церкви, подлежал бы за сие строгой епитимии, запрещению и, даже, извержению из сана, как уничижающий благодать покаяния и богохульно утверждающий, что сила таинств зависит от личности священника, а не от благодати Св. Духа, «что священник, а не Христос есть «приносяй и приемляй».

Если бы, к несчастию, нашлись подобные священники, то это было бы знаком, что они впали в прелесть и отпали от истины. К сожалению, история Церкви знает случаи, когда пострадавшие за истину исповедники отпадали от истины. Сам ересиарх Евтихий, осужденный IV Вселенским Собором, был сначала поборником Православия и горячим противником Нестория, но впал в противоположную крайность и погиб.

Верующим же, в назидание, скажем не больше того, что написал Коринфянам Св. Ап. Павел, когда дошли до него сведения о разделениях в народе из-за Пастырей. «Умоляю вас братия, писал Апостол, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе, в однех мыслях... Между вами есть споры… У вас говорят: «Я Павлов», «Я Аполлосов», «Я Кифин», а «Я Христов». Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор. 1: 10–12) Призывая несогласных к единению и миру Апостол говорил: «Кто Павел, кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали и притом поскольку каждому дал Господь» (2, 4), а не Павел или Аполлос.

С тем же Апостольским словом, с тем же Апостольским увещанием, обращаемся ныне и Мы к Тебе, Паства Гомельская, свидетельствуя, что всякий священник, находящийся в послушании и в молитвенно-каноническом общении со своим законным Архипастырем, православен и имеет о сем удостоверение о Нашей верности. Без смущения и боязни обращайся к такому священнику за таинствами.

Напротив, всякий, хотя и устоявший в своё время (и хорошо сделавший), но ныне уклонившийся в самочиние и сеющий раздор и вражду, возбуждающий против законной Иерархии, и все это под видом особеннаго благочестия и специальной, ему одному присущей якобы благодатности, тот подобен глупой Шарпиловской старухе Агафье35 или Крупецкому Титу36, но гораздо виновнее тех. Агафья и Тит–тёмные простецы, и, если любовно вразумите их, они поймут своё заблуждение и покаются (о чём поручаю позаботиться о. Миссионеру и Настоятелям Шарпиловского и Крупецкого приходов), но ведающему истину и не творящему по истине, грех ему есть.

Особенно если противятся истине из низких и корыстных расчетов, тщеславных побуждений или ущемленного самолюбия. Сознательное противодействие очевидной Божией Правде – есть хула на Духа Святаго, от чего да избавит Господь всех нас! Иногда бывает, что люди с узким умом на Церковные вопросы Вселенского значения смотрят с приходской колокольни и чего оттуда не разглядят, то готовы почитать нечестивым и еретическим. К таковым Слово Господне: «Горе вам отцеживающим комара и поглощающим верблюда», ибо разве не процеживание комара препирательство из-за вопроса: по какому обряду сознавший свою ошибку пред Церковью покаялся и прощен Предстоятелем? Разве не поглощение верблюда сеять раздор среди верных и смущать малых сих? Но пусть знают все, что не призваны к выниманию обрядовых сучков из очесе брата те, у кого в собственном глазу бревно церковного разлада. Особенно не имеют этого права те, кто сам ежедневно нарушает не только обряды, но даже соборные постановления Церкви, как-то: дерзает без повелительной грамоты Епископа принимать на исповедь чужеприходных (см. Чин исповеди в Требнике), совершать елеосвящение над здоровыми (см. Иерейск. ставлен. грам.), преклонять колена в воскресные дни и т.п. Не смеют возвышать голоса для укоризны те, кто, по малодушию своему, боятся помянуть на возгласе Св. князя Владимира или Царя Константина, хотя эти угодники Божии, как известно, ничего общего с российской династией не имели и поминовение сих святых решительно ничем не угрожает этим не очень достойным служителям, старающимся, однако, показывать себя таковыми. Можно только удивляться, как такие «ревнители» не выбросили из своего обихода молитвы «Царю небесный» и возгласа «Благословенно Царство». Пусть устыдятся лицемерия своего мнимые столпы и ревнители благочестия!

Братия и Чада! Не сразу я решился писать Вам это послание, но долг Епископский повелевает мне сказать Вам всё то, что сказано. И горе мне, аще не благовествую! А ТЕ, кому ведать надлежит, пусть знают, что за словом увета может воспоследовать прещение и Церковный Суд по всей строгости Священных канонов Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. – Мой Архиерейский долг требует убедиться в том, что все священники и председатели общин прочли настоящее послание, почему поручаю оо. Благочинным, каждому по вверенному округу, собрать и прислать мне росписи упомянутых лиц в прочтении сего. Мир Вам и Божие Благословение. Аминь.

Дано в Чимбае 6–9/19–22 III – 1927 г.

Телеграфный адрес: Чимбай Епископу Тихону

Почтовый адрес: Кзыл-Орда. Епископу Тихону Шарапову в Чимбай

Только для сведения Благочинных: В первую очередь и без промедления представить расписки Настоятелей: Крупецкого, Кладбищенского, Шарпиловского и Шерстинского, Перелевского.

Еп. Тихон

Примечания:

30.   Никандр (в миру Николай Григорьевич Феноменов; 1872–1933) – митрополит. В 1925–1927 гг. являлся управляющим Одесской епархией. В 1927–1933 гг. митрополит Ташкентский и Туркестанский. Скончался в 1933 г. в Ташкенте.
31.   Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский; 1867–1944) – Патриарх Московский и всея Руси. В 1924–1934 гг. управляющий Нижегородской епархией. В 1922–1923 гг. пребывал в обновленческом расколе. В 1925–1936 гг. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, в 1936–1943 гг. Патриарший Местоблюститель. В 1934–1943 гг. митрополит Московский и Коломенский. В 1943–1944 гг. Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
32.  Варлаам (в миру Виктор Степанович Ряшенцев; 878–1942) – епископ.
В 1913–1919 гг. управляющий Гомельским викариатством Могилёвской епархии. В 1919–1922 гг. епископ Мстиславский, викарий Могилёвской епархии. В 1922 г. временно управляющий Могилёвской епархией. В 1922–1923 гг. пребывал в обновленческом расколе. В 1923–1924 гг. епископ Псковский и Порховский, в 1924 г. одновременно управлял Гомельским викариатством. В 1924 г. приговорен к 2 годам заключения. В 1926–1927 гг. епископ Любимский, викарий Ярославской епархии. В 1927 г. архиепископ Пермский. В 1928 г. временно управляющий Ярославской епархией, а в 1928–1929 гг. временно управляющий Ростовским викариатством Ярославской епархии. В 1928 г. поддержал внутрицерковную оппозицию во главе с митрополитом Ярославским Агафангелом (Преображенским), но в том же году вернулся к общению с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя. В 1929 г. арестован по обвинению в причастности к контрреволюционной организации, в 1930 г. приговорен к 3 годам ИТЛ. В 1931 г. срок заключения увеличен на 10 лет. Досрочно освобождён в 1933 г. Арестован в 1940 г. по обвинению в создании и руководстве контрреволюционной организацией. В 1941 г. приговорён к 10 годам ИТЛ. Скончался в заключении.
33.   В 1922 г. настоятель Рождество-Богородичного храма в с. Шерстин Гомельского уезда (ныне деревня Шерстин Ветковского района Гомельской области) священник Феодор Рафанович (1883–1975) оказался одним из трёх клириков Гомельского викариатства Могилёвской епархии, не уклонившимся в обновленческий раскол. В 1928 г. Примкнул к «правой» церковной оппозиции («иосифлянству»). Отличался крайним ригоризмом, отрицал благодатность таинств в храмах Московской Патриархии.
34.   В 1922 г. настоятелем кладбищенского Рождество-Богородичного храма г. Гомеля являлся протоиерей Павел Левашев, отказавшийся присоединиться к обновленческому расколу. В силу этого обстоятельства у православных гомельчан сложилось особое отношение к кладбищенскому храму.
35.   Жительница деревни Шарпиловка Дятловичского района Гомельского округа (ныне Гомельский район Гомельской области).
36.   Житель деревни Крупец Добрушского района Гомельского округа (ныне Добрушский район Гомельской области).

Источник: Χ Ρ Ο Ν Ο Σ. Церковно-исторический альманах. № 1

Назад          Начало          Вперёд

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий