Богопричастность или богоотверженность?

Русская Православная Церковь и советское наследие

 Журнал «Наука и религия» № 9, 2010 Что такое «советское наследие» в жизни нынешней России, всего нашего общества, органической часть которого, безусловно, является Русская Церковь? Как оценить советский период в истории Отечества? Этот вопрос вызывает жгучие споры, в которых высказываются диаметрально противоположные точки зрения.

Но он жизненно важен для страны, и от правильного ответа поистине зависит наше будущее, вектор нашего развития. Тревожит всё нарастающее осуждение и отречение от всего, что было в те самые советские 70 лет. Осуждается и жизнь Церкви – за то, что не «противостояла режиму» и даже за то, что участвовала в патриотической деятельности во время Великой Отечественной войны. Её предстоятель Патриарх Сергий (Страгородский) обвиняется во всех грехах, для некоторых историков Церкви слово «сергианство» стало сегодня синонимом богоотступничества. В противовес ему и другим иерархам Церкви, несшим тяжкий крест своего служения в годы великого испытания всей страны в борьбе с немецким фашизмом, прославляются церковные коллаборанты и предатели Родины, сотрудничавшие с врагом не только Советской России, но и всего цивилизованного мира…

Что же, вспомним слова деятелей Церкви того времени, которые сегодня уже не могут ответить хулителям. Вот, например, что говорит в своей книге «Русь уходящая» (она вышла три года назад) митрополит Волоколамский Питирим: «…Верно сказано у Толстого: «Побеждает дух армии». Именно такой настрой был тогда. И первым, кто призвал к этому, был митрополит Сергий, будущий Патриарх. Голос Русской Православной Церкви прозвучал совершенно легально через московское центральное радио... Народ наш был не только с партбилетом в кармане, но и с тайной молитвой, вложенной  в партбилет, об этом я по прошествии 50 лет могу свидетельствовать, поскольку совершал таинства над многими старичками-генералами…. Наша армия-победительница была православной армией. Последний год призыва был 1926-й, а до 1930 года крещение в русских семьях считалось обязательным. Прошли годы коллективизации, годы великого строительства социалистической индустрии, годы ликвидации  безграмотности и в то же время – годы концлагерей, миллионов жертв. Но 1945 год – это был действительно всенародный праздник… это было торжество единства, торжество русского национального подъёма».

Отрадно, что сегодня явственно слышатся и голоса и против искажения нашей истории, что этот вопрос ставится и на правительственном уровне. Мы вправе гордиться нашим прошлым, великим и драматичным, в том числе и тем, которое называлось советским. Свою оценку советского наследия, деятельности Церкви и религиозной составляющей в жизни нашего общества в тот период известный историк и публицист Ксения Григорьевна МЯЛО.

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий