Борьба церкви с язычеством в королевстве Меровингов

В рамках церковного права осуждение почитания деревьев изначально осуществлялось в решениях церковных соборов, где под общим понятием «идолопоклонства» (idolatria) осуждалась практика языческих обрядов, совершавшихся где бы то ни было — в священных рощах, у камней, источников и отдельных деревьев. Второй Арльский собор (между 442 — 506 гг.) отнес к числу грехов посещение священных камней и деревьев23. Турский собор 567 г., поддерживая линию раннего христианства, требовал отлучать от церкви тех христиан, кто по привычке продолжал приносить жертвы к деревьям, камням и источникам24.

По-видимому, отлучение воспринималось частью церковнослужителей как слишком жесткая мера. Поэтому собор в Оксерре (между 561 — 605 гг.) ограничился простым запретом: «не следует приносить жертвы к священным деревьям», не упоминая о наказании25.

Особым видом церковного правотворчества в раннее средневековье стало создание пенитенциалиев («покаянных книг»). «Покаянные книги» содержали списки разного рода прегрешений (в виде вопросов к исповедующемуся мирянину), оцененных таковыми с точки зрения их частных составителей, и предлагали меры церковных наказаний за это. Пенитенциалии не были безусловно обязательными к исполнению церковнослужителями, а скорее советовали им как относиться к людям, признавшим свои грехи26. В «покаянных книгах» почитание священных деревьев обычно связывалось с вопросами («Ходил ли ты туда-то?») обо всех местах совершения языческих обрядов, главным образом, в контексте принесения жертв «демонам». Авторы «покаянных книг» делали упор в большинстве случаев на совершение собственно языческого обряда, а не на его место.

Пенитенциалии ирландского миссионера Колумбана за еду и питье в священных языческих местах, то есть, за вкушение жертвенной пищи, в том числе и при совершении обрядов у священных деревьев, налагал 40-дневный пост на хлебе и воде. По-видимому, в целях более быстрого искоренения такой привычки у населения франкские авторы (к примеру, Бургундский пенитенциалии ок. 700 — 725 гг., пенитенциалии епископа Камбре Халитгара ок. 830 г.) усилили наказание и ввели трехгодичный пост на хлебе и воде за совершение жертвоприношений при священных деревьях27.

Церковь была вынуждена отказаться от наказания в форме отлучения от церкви и заменить его наказанием в виде церковного поста, по-видимому, по причине сохранения довольно массовых в те времена отголосков почитания священной силы деревьев среди принявшего христианство меровингского населения. В противном случае пришлось бы отлучить многих христиан, что подорвало бы влияние церкви в обществе и ее доходы со стороны мирян.

О сохранении почитания священных деревьев свидетельствует «Перечень суеверий и языческих обрядов», появившийся во Франции в середине VIII века. Он был составлен неизвестным автором, вероятно, каким-то клириком из окружения архиепископа Бонифация и объединил под одним названием ряд очень разнородных явлений и обычаев населения, трактуя их при этом как суеверные или языческие28. Среди прочего в нем упоминались «священные рощи, называемые nimidas».

По содержанию последующих по времени пенитенциалиев видно, что трехгодичное наказание сохранялось вплоть до XI столетия. Достаточно высокий уровень наказания и его долгое сохранение свидетельствуют о том, что церкви к концу меровингского периода не удалось только своим личным примером и своими силами полностью изжить поклонение священным деревьям.

С приходом к власти каролингской династии церковь получила административную поддержку со стороны королей. Реакция королевской власти на проявления язычества, особенно в капитуляриях Карла Великого (768 — 814), стала более резкой. В одном из пунктов «Admonitio generalis» (787 г.), адресованном «всем», то есть в равной мере церковнослужителям и представителям светской власти, Карл требовал, чтобы поклонение деревьям, камням и источникам подлежало бы впредь повсеместному уничтожению; причем, судя по терминологии (destruere — разрушать, разорять, tollere — убирать, уничтожать) предполагалось именно их уничтожение. Другими словами, клирикам, графам, сотникам и прочим должностным лицам следовало собрать людей с необходимыми орудиями и повести тех на вырубку и корчевку священных деревьев. Впоследствии это указание с тем же самым выражением (tollatur et destruatur) подтверждалось особым капитулярием 802 г. для королевских посланцев: "Чтобы то почитание, которое глупцы оказывают деревьям, либо камням, либо источникам, упразднялось и уничтожалось"29. По-видимому, Карла не устраивало то, что искоренении остатков язычества, велось лишь средствами церкви. Теперь такая задача вменялась в обязанности королевской администрации.
Почитание священных деревьев преследовалось и за пределами собственно франкской территории. Для покоренных саксов следование языческим обычаям служило формой неприятия власти франкских королей и церкви. За совершение жертвоприношений при водоемах, деревьях или рощах налагалася штраф в 60 солидов для знатного человека, 30 солидов — для свободного крестьянина, 15 солидов — для человека полусвободного (литского) статуса. В случае невозможности уплатить штраф виновный принуждался отрабатывать его в пользу церкви на положении раба. При этом очевидна явная разница в подходах Карла Великого и пенитенциалиев в вопросе о характере наказания за поклонение священным деревьям. Это обусловлено, главным образом, местом сохранения языческого обычая: на собственно франкских землях виновный подлежал церковному наказанию в виде поста, в саксонских землях — светскому наказанию в виде штрафа.

В рамках единого процесса, сочетавшего в себе крещение населения, уничтожение языческих культовых мест, основание монастырей создавались психологические предпосылки для будущего хозяйственного освоения новых земель, сопровождавшегося вырубками лесов. По образной оценке Дж. Уоллеса-Хэдрилла, произошло избавление населения от "первобытного священного трепета перед лесными глубинами, где, не тревожимые никем, жили их племенные боги"30.
Примечания:

1. ТЭЙЛОР Э. Первобытная культура. М. 1939, с. 395.
2. GRIMM J. Deutsche Mythologie. Bd. 1. Graz. 1968.
3. ТЭЙЛОР Э. Ук. соч., с. 400.
4. Исх., 34:14; Втор., 7:5; 12. 2 — 3.
5. Цар., 23:14, 15.
6. Иерем., 3:6; Иез., 6:13; 20:28; Ос, 4:13.
7. Sulp. Sev. Vita Mart., XIII, 2 (Сульпиций Север. Сочинения. М. 1999).
8. Ibid., XIII, 5 — 8.
9. Greg, Turon. Hist, fr., VIII, 14 (Григорий Турский. История франков. М. 1987).
10. Acta Sanctorum. Augusti. Т. 2. Venetia. 1751, p. 587.
11. Ibid., Februarii. T.I. Venetia. 1735, p. 853.
12. Willib. Vita Bon., 6. GLEMEN K. Fontes historiae religionis germanicae. Berlin. 1928, S. 45.
13. 4 Цар., 23. 13 — 14; 16, 20.
14. Beda. Hist, eccl., 1, 25 (Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. СПб. 2001).
15. Деян., 15:29; 1 Кор., 5:10 — 11; 6:9; Еф., 5:5; Гал., 5:19 — 20; Колос, 3:5.
16. Serm., I, 12. Также: «Не смейте приносить жертвы к деревьям» (Serm., XIV, 4); «Срубите посвященные (богам. — В. Д.) деревья» (ibid., LIU, I). Caesarius Arelatenensis. Opera. Paris. 1978, p. 248, 438, 444.
17. LAISTNER M. L. W. Thought and Letters in Western Europe A.D. 500 to 900. L. 1957, p. 119.
18. Mart. Bracar. De corr. rust., 7. www.thelatinlibrary.com.
19. Vita Elig., II, 16. www.fordham.edu/halsall.
20. Цит. по: BOUDRIOT W. Die germanische Religion in der amtlichen kirchlichen Literatur des Abendlandes vom 5 bis 11. Jahrhundert. Bonn. 1928, S. 38.
21. Ibid., S. 39.
22. «Те, кто приносят жертвы к камням или в водоемы, или к деревьям». CLEMEN К. Op. cit., S. 51.
23. Consilia Galliae. A. 314 — 506. Turnholt, 1963, p. 119.
24. Monumenta Germaniae Historica. Consilia. Hannover. 1893, Bd. 1, p. 133.
25. Consilia Galliae. A. 507-A. 695. Turnholt. 1963, p. 265.
26. БЕРМАН Г. ДЖ. Западная традиция права: Эпоха формирования. М. 1998, с. 81.
27. Суть поста, согласно пенитенциалию Беды Почтенного, состояла в том, что во вторник, четверг, субботу и в воскресенье кающийся христианин исключал из пищи вино, мед и мясо, причем, следовало поститься и вкушать еду всухомятку и только до вечера. Это ограничение распространялось на три дня перед 7-м числом в марте, мае, июне, октябре и на 5-е — в остальные дни, далее — на главные христианские праздники и на день святого — покровителя епархии. В остальные дни наказанный христианин мог питаться наравне с прочими мирянами. MCNEIL J.T., GAMER H.M. Medieval Handbooks of Penance. New York. 1938, p. 227.
28. DIERKENS A. Superstitions, christianisme et paganisme a la fin de l'epoque merovingienne. Magie, Sorcellerie et Paraphsychologie. Laicite. Bruxelles. 1984, p. 23.
29. Monumenta Germaniae Historica. Legum. II. Capitularia regum Francorum. T. 1. Hannover. 1883, p. 59, 104.
30. УОЛЛЕС-ХЕДРИЛЛ Дж. -М. Варварский Запад. Раннее средневековье. 400 — 1000. СПб. 2002, с 113.

Источник: Журнал «Вопросы истории», № 1, Январь 2010, C. 119-125

Страницы: 1 2 3

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий