Борьба партии со святыми для народа местами

Раскулачивание. Илья Глазунов.

Широко известно о борьбе большевиков с религией. Но сегодня я хочу ознакомить читателей и пользователей интернета о борьбе со святыми для народа местами.

Из обращения учащихся Вятского педагогического техникума и школ I и II ступени города Вятки от 1930 года:

«Мы, учащиеся и преподавательский состав Вятского педагогического техникума и школ I и II ступени требуем от горсовета немедленного закрытия Александровского собора.

В момент бурного социалистического строительства и широкого стремления трудящихся к культуре, к знанию нам нужно все наши материальные ресурсы использовать рационально.

Размах культурного строительства, необходимость быстрейшего выполнения культурной пятилетки упирается в некоторой своей части в недостаток помещений.

При такой обстановке, а также учитывая то, что церковь начинает открыто выступать против мероприятий советской власти, оставление Александровского собора в руках кучки «бывших людей» будет являться преступлением перед социалистическим строительством.

Закрытие этого собора диктуется еще и тем обстоятельством, что этот район не имеет ни одного культурного учреждения и трудящаяся молодежь не может рационально использовать свое время (нужно иметь в виду, что район изобилует пивными).

Мы требуем немедленного закрытия Александровского собора».

Александро-Невский собор в Вятке

 

Понятно, что такие обращения были инициированы партийными идеологами. Они всегда все делали чужими руками.

Из справки Уполномоченного Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Кировской области «О наличии так называемых «святых мест» на территории Кировской области» (не позднее 1960 года):

1. Место якобы «явления» иконы Николая на реке Великой в селе Великорецком Верховинского района. Паломничество туда бывает один раз в год 5, 6, 7 июня. Возникло оно во второй половине XIII столетия. В дореволюционный период паломников стекалось до 25 тысяч человек. Это, так называемое «святое место» закрыто решением Верховинского райисполкома от 14 мая 1959 года.

 2. Могила иеромонаха Матфея(1) в городе Яранске (умер в 1927 году). На эту могилу, в последние 10 лет, в период с 20 по 26 мая стекалось до 300-500 верующих. Решением Яранского райисполкома эта могила, как «святое место» закрыта и паломничество прекращено. В 1959 году паломников уже не было.

3. Могила юродивого Прокопа(2) в селе Галицком Санчурского района, на которую верующие сходились в течение летнего времени по 50 человек. В мае 1959 года решением Санчурского райисполкома это так называемое «святое место» закрыто и паломничество прекращено.

4. Могилы монаха Стефания и игуменьи Февроньи в городе Кирове.

5. В Оричевском районе на реке Снегиревке, на месте бывшей часовни, сходилось до 200 человек верующих.

Уполномоченный Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Кировской области П. Смирнов.

К справке приложен план прекращения паломничества.

Яранск – Матфей. Поедет туда на 10-15 дней тов. Ильин:

1. Устроить проезд по кладбищу, под который попадет и эта могила.

2. 10-12 мая принять решение райисполкома о ликвидации этого «святого места».

3. Выявить и принять меры к организаторам паломничества.

Оричи. На реке Снегиревке.

Закрыть это место как «святое» решением райисполкома до 10 мая. Поручить колхозу это место запахать и засеять.

Санчурск. Могила Прокопа в селе Галицком:

1. Через обком партии поручить Санчурскому райкому партии организовать выступление в районной газете 10-15 человек, лично знавших Прокопа как идиота.

2. Прекращение паломничества к могиле оформить решением Санчурского райисполкома.

Город Киров:

1. Принять решение Кировского горсовета о прекращении паломничества на могилы Февроньи на Хлыновке и Стефания на Филейке.

2. Могилу Февроньи желательно утратить, а на ее месте построить и обнести изгородью сарай.

3. На месте паломничества на могилу Стефания посадить фруктовый сад детского дома. Все работы может сделать дважды орденоносный завод (теперь, Авитек – А.Р.).

 Село Елево Белохолуницкого района.

Чтобы прикончить(так в документе – А.Р.) паломничество к иконе «Пламенные младенцы» в селе Елево надо:

1. Утратить саму икону.

2. Здание церкви занять под какой-нибудь колхозный склад и этого будет достаточно.

Село Великорецкое Верховинского района.

Для ликвидации паломничества на реку Великую:

 Часовня

1. Разобрать часовню на берегу реки Великой (каменная часовня разобрана в 1959 году).

2. Не принимать на ночлег паломников.

(ГАКО, ф. Р-2169, оп.45, д.54, л.1-2).

Из письма прокурора Октябрьского района города Кирова от 26 сентября 1986 года в адрес Уполномоченного Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Кировской области:

«4 сентября 1986 года в помещении областной научной библиотеки им. Герцена в рамках краеведческого четверга состоялась дискуссия, посвященная проблемам сохранения памятников истории, культуры и архитектуры города Кирова.

Одним из выступающих был Логвинов Андрей Николаевич – чтец хора Серафимовской церкви города Кирова, представившийся педагогом-историком.

В своем выступлении он допускал высказывания, граничащие с клеветой на советское государство и общественный строй.

В частности он заявил, что территория возле источника «целебной» воды у Трифонова монастыря захламлена, заплевана. И что он мог бы принять меры к очистке территории, но боится, что какой-нибудь представитель исполкома придет, узнает и упрячет источник под землю.

Кроме того, Логвинов сообщил, что ему известно как людей, шедших на реку Великую для выполнения религиозного обряда, ежегодно представители власти с автоматами и собаками хватали и бросали в машины.

Те, которые под предлогом борьбы с религией в 1930-е вырубали Вятку, те которые уничтожали архитектурные памятники и расстреливали несчастных, они сейчас получают персональные пенсии».

(ГАКО, ф. Р-2169, оп.45, д.9, л.31-32).

Добавить тут нечего.

 

Александр Рашковский, краевед

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий